Класс
ИЗО
Дата урока:04.02.2021
Тема: Особенности декоративного искусства Древней Греции.
Цель: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции. Сформировать представление об основных элементах костюма эпохи Древней Греции. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Оборудование и материалы: Иллюстративный материал с изображением элементов костюма и орнамента
Ход урока
I.Организационный момент. Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами.
II.Новая тема
Древние греки, античные греки.
многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас и Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
время для спорта они находили,
и Олимпийские игры они
тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
было скульптурное их мастерство!
Ну, а всего поразительней, братцы,
то, что мы с ними могли б изъясняться!
«Физика», «космос», «медуза», «стратег» - понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» - скажешь ты это по-гречески прямо!
«Библиотека», «театр», «берилл» - так, между прочим, и грек говорил!
Беседа. Конечно же, мы, ребята, не сможем пройти стороной и не поговорить об этой древней стране, которая, можно сказать, стала родиной всей европейской культуры. Мы уже знаем, что одежда, костюм не только служат практическим целям, они становятся особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в нём. Декор костюма выполняется не только для получения эстетического удовольствия (красоты), но и имеет символическое значение, носит обереговый характер.
Греки достигли многого в различных областях культуры, в том числе и в искусстве одеваться: они первыми стали рассматривать человеческое тело как зеркало, отражающее совершенство лица.
Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармонические пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка – основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчёркивал гармонию тела и одежды. Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Их изготавливали ручным способом на вертикальном станке.
Искусство ткачества ценилось очень высоко. Волокнистый состав греческих тканей – шерсть или лён. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии, во время похода Александра Македонского, и назвали его «шерстью дерева». Чёрный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета – серый и коричневый. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски.
Узоры орнамента связаны с природой, имеют стилизованный геометрический или
растительный характер. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линий драпировки это особенно чётко и выразительно подчёркивает красоту и пластику движений. Самый известный геометрический греческий орнамент – меандр (волна).
Мужской костюм
Хитон – нижняя одежда из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища или скреплённой на плечах двумя пряжками- фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до колен. По талии повязывали пояс, образуя напуск.
Гиматий – прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7 х 4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами, например: один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца.
В Спарте шерстяной гиматий носили прямо на теле, без хитона.
Хламида – вид плаща. Прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой. Военачальники носили хламиды пурпурного цвета.
Обувь греков повторяла форму ступни, изготовлялась на пробковой подошве (или верёвочной), с ремешками, переплетавшимися на икрах. Носила обувь только знать.
Головные уборы носили, в основном, в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей.
Женский костюм
Хитон, гиматий. Длина верхней части соотносилась с нижней по классическому принципу «золотого сечения» (3: 5).
Диплоидий – аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина
отворота была различной: до груди, бёдер, колен.
Спартанки носили хитон-пеплос, его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой.
Длинные волосы собирались у греческий узел, короткие стрижки украшали обручем или лентой. Сетки из золочёных шнуров, диадемы, шпильки, гребни, серьги, ожерелья, кольца, камеи, пряжки из серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента украшали женщин.
III. Практическая работа.
Нарисуйте мужской или женский костюм эпохи Древней Греции.
Образцы