Тема 3. Становление менеджмента




Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности

 

 

Рабочая тетрадь

 

Дисциплина «Менеджмент»

 

 

Студент: __________________________

Факультет____________________

Группа ___________________________

Преподаватель: Богословская О.А.

 

Екатеринбург 2014


 

Тема 2. Принципы менеджмента

Задание 13

Основатель классической административной школы управления А.Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принципов менеджмен­та. В их числе принципы стабильности персонала, централи­зации, скалярной цепи.

В чем сущность данных принципов? Каково значение их для современной практики управления?

Стабильность персонала – Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Централизация – правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов.

Иерархия или скалярная цепь – Иерархия, или скалярная цепь, — это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка — сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. ("цепь начальников")

Выделение управления как особого вида деятельности

Деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль

 

Задание 14

Объясните, в чем состоит сущность и отличие администра­тивного и нормативного подходов к управлению предприятием?

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

§ целевой подсистеме;

§ функциональной подсистеме;

§ обеспечивающей подсистемы.

Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Задание 15

Какова сущность принципов менеджмента — экономич­ности и эффективности управления? В чем состоит разли­чие между данными принципами управления?

Принцип экономичности Принцип эффективности управления
правило к управленческой деятельности, системам управления, гласящее.: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ о его экономичности       создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах ресурсов.
Различие    

Задание 16

Перечислите недостающие принципы администрирования по Анри Файолю.

 

Принципы администрирования:

1. Разделение труда

2. Равновесие между полномочиями и ответственностью;

3) Дисциплина;
4) Единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;
5) Единство направления движения всех подразделений организации;
6) Главенство общих интересов над личными;
7) Достойное вознаграждение как условие верности работников;

8) Равновесие между централизацией и децентрализацией;
9) Иерархичность организации;
10) Порядок во всем;
11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;
12) стабильность персонала и недопустимость текучки кадров;
13) инициативность в построении и выполнении плана;
14) корпоративный дух — ощущение себя членом команды.

 

 

Задание 17

Каких конкретных действий требует от руководителей промышленного предприятия соблюдение принципа устой­чивости к воздействиям факторов внешней среды?

Задание 18

В чем состоит сущность принципа единоначалия? В основе каких традиционных организационных структур управления предприятиями заложен принцип единоначалия? Какие традиционные организационные структуры управ­ления предприятиями предрасположены к нарушению дан­ного принципа?

 

Принцип единоначалия – это форма управления подразделением, предприятием, организацией одним должностным лицом, которое уполномочено единолично принимать все решения, обязательные для исполнения всеми участниками управляемой структуры, и которое несет персональную ответственность за результаты деятельности управляемой структуры.      
заложен принцип единоначалия: Суть этого принципа можно изложить весьма емко. Сотрудник должен иметь только одного непосредственного руководителя. В противном случае разные указания от разных начальников могут вступать в конфликт друг с другом. Не говоря уже о том, какая каша будет происходить в голове у конечного исполнителя.       предрасположены к нарушению дан­ного принципа:

 

Задание 19

На ряде российских предприятий и организаций руко­водители функциональных подразделений и низовых звеньев (начальники отделов, заведующие секциями, лаборатория­ ми и т. д.) непосредственно руководят деятельностью подчи­ненных — сотрудников соответствующих подразделений по реализации целей, стоящих перед данными подразделения­ми, что отражено в положениях о них. Вместе с тем данные положения не предоставляют каких-либо существенных прав руководителям соответствующих подразделений по поощре­нию и наказанию подчиненных работников.

Укажите, какой принцип управления нарушается в ре­зультате этого? Какие возможны нежелательные послед­ствия этого?

 

Задание 20

Рассмотрите практическую ситуацию «Свод законов Хаммурапи» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 на сайте) и ответьте на поставленные вопросы

 

 

 

 

Задание 21

Объяснить: какие принципы управления и в чем нару­шены в следующих ситуациях:

- к разработке программы технического перевооруже­ния предприятия не были привлечены низовые, рабочие кол­лективы;

 

 

- специалисты предприятия часто выполняют те виды работ, которые требуют меньшей квалификации;

 

 

- в процессе деятельности предприятия нередко прини­маются такие решения, в которых основное внимание уде­ляется задачам, обязанностям, ответственности, причем в сочетании с угрозой применения жестких санкций. Как пра­вило, правам и необходимым для осуществления деятельно­сти средствам в них уделяется мало внимания;

 

 

- деятельность подразделений предприятия не увязана единым распорядком рабочего дня.

 

Задание 22

Управление станком относится к менеджменту? Необходимо ли знания менеджмента рабочему-станочнику? Обоснуйте свой ответ.

 

 

 

 

Тема 3. Становление менеджмента

 

Задание 23

В чем причины, по Вашему мнению, появления такого специфического труда как управленческий?

 

 

 

Задание 24

Заполните таблицу «Этапы развития менеджмента»

Название этапа Временные рамки Особенности этапа Значение в развитие менеджмента Примеры
Древний период        
Индустриальный период        
Период систематизации        
Информационный период        

 

 

Задание 25

Заполните таблицу «Школы и направления менеджмента»

Название школы (направления) Временной период Основопо-ложники Особенности Основные положения и утверждения
Школа научного управления        
Администра- тивная школа        
Школа человеческих отношений        
Процессный подход        
Ситуацион- ный подход        
Системный подход        

 

Задание 26

По исходному определению или описанию, приводимому ниже, найдите нужное понятие, фамилию, явление.

1. Античный правитель, при котором Греция достигла наивысшего расцвета ______________

2. Мировой центр текстильной промышленности и деятельности «ранних научных менеджеров» _____________________________

3. Автор статьи «Инженер как экономист»_________________________________

4. Выдающийся предприниматель, представитель утопического социализма______________

5.Родина первой менеджерской революции _____________________________

6. Страна, в которой появился свод законов _____________________________

7. Рыночная площадь в Древней Греции ________________________________

8. Пионер «упрощения работы» 20-х годов XX века _____________________________

9. Город, в котором родился Ф.Тейлор ______________________________

10. Попечительский, заботливый стиль управления ______________________

11. Гавань с портом в Древней Греции _____________________________

12. Автор книги «Менеджмент и Макиавелли» __________________________

13. Государственный служащий, бюрократ __________________________

14. Вид спорта, в котором Тейлор достиг наибольших успехов ______________________

15. Низшее должностное лицо, мастер, десятник _____________________________

16.Соратник Тейлора, математик, создатель специальной линейки с 14 независимыми переменными ___________________________

17. «Великий американский гуманист», предложивший термин «научный менеджмент» _________________

18.Сподвижник Тейлора, которого он называл «первоклассным экспериментатором»__________________________

19. Власть немногих ______________________________

20. Автор системы территориального управления в Древнем Риме ____________________

21.Выдающийся итальянский государь, поэт, философ, покровитель искусств _____________________

22. Метод изучения времени и движений _________________________

23. Американский экономист, увидевший в менеджменте движущую силу социального развития _________________________

24. Известный инженер, сподвижник Тейлора, работавший в области планирования и стимулирования труда ______________________

25. Крупный бизнесмен, один из самых влиятельных машиностроителей США конца XIX — начала XX века ___________________________

26. Античная деревня __________________________

27. Соратник Дж.Уатта __________________________

28. Немецкий мыслитель, родоначальник социологии бюрократии _______________________

29. Один из авторов теории элиты _______________________

3D. Власть одного ________________________

31. Американский социолог, участник Хоторнского эксперимента __________________

32. Немецкий фельдмаршал, перестроивший армию по образцу экономического предприятия ________________________

33. Античный город-государство ________________________

34. Название главной книги А. Богданова об управлении ________________________

35. Изобретатель паровой машины, «ранний научный менеджер» ______________________

36. Выдающийся английский политэконом XVIII — XIX века ___________________________

37. Высший чин в древнеегипетской иерархии управления, инструкция которому описана в одном из конкретных примеров __________________________

38. Кормчий в Древней Греции _______________________

39. Автор иерархической теории потребностей ___________________________

40. Свойство продукции, особенно тщательно контролируемое в современном менеджменте ________________________________

41. Хранитель печати в Древнем Египте ____________________________

42. Тшательное ограничение нормы выработки _____________________________

43. Внешний побудитель к действию _____________________________

44. Город, в котором проводились исследования Мэйо ___________________________

45. Древнегреческий термин, обозначающий искусство управления __________________

46. Соратник Тейлора, прославившийся рационализацией приемов кладки кирпича _____________________

47. Внутренний побудитель к действию _______________________

48. Почетное звание, обозначение должности ______________________________

40. Английский промышленник, пионер «эффективного менеджмента» __________________

50. Античный философ, автор диалогической формы размышлений _____________________

51. Американский философ и психолог, создатель инстинктивной теории мотивации _____________________

52. Руководитель сражения в античности ______________________________

53. Сборочная линия _______________________________

54. Шведская компания, в которой проводился известный эксперимент с внедрением автономных групп __________________________

55. Обозначение заведования домашним хозяйством в древнегреческом языке _____________

56. Малое сообщество, фрагмент рабочей группы в Хоторнских экспериментах ___________

57. Соратник Тейлора, «человек Ренессанса среди искателей приключений» ______________

50. Центр зарождения цивилизованного менеджмента _______________________________

50. Античная мастерская _____________________________

60. Венгерский специалист, изучавший внедрение тейлоризма в 80-е годы XX века ___________________

61. Американский психолог, предложивший методику распознавания психогенетических мотивов __________________________

62. Сильная форма экономического наказания в дисциплинарной системе Тейлора _____________________

63. Античный философ, предприниматель, купец, инженер, мореплаватель _____________

64. Автор книги «Достигающее общество» _________________________

65. Научная организация труда _____________________________

66. Семейный труд, человеческие отношения, человеческое общество на древнегреческом языке _______________________________

67. Автор «формулы успеха» в мотивации предпринимателей _________________________

68. Античный философ, автор принципа «пропорциональной взаимности» ______________

69. Практика, согласно которой предприниматель обязывался сохранить численность работающих независимо от реальной потребности в них ____________________________

70. Античный философ-материалист, промотавший наследство отца __________________

71. Американский психолог, создавший теорию «локуса контроля» ______________________

72. Сын, получение которого являлось венцом карьеры древнеегипетского чиновника _______________________________

73. Автор двуфакторной теории мотивации ______________________________

74. Основатель доктрины «человеческих отношений» _____________________________

75. Древнеегипетский вельможа, ставший «вторым из двух и третьим из трех на этой земле» _____________________________________

76. Американский психолог, в 1980 г. установивший, что предрасположенность к риску одинаково присуща предпринимателям и менеджерам _____________________________

77. Ответственный специалист, создатель социальной инженерии _______________________

78. Отечественный ученый, лидер «русского файолизма» ____________________________

79. Автор «Никомаховой этики» _____________________________________

80. Точная наука, которой занимались почти все античные философы и благодаря которой они достигали успехов в практической деятельности _______________________

81. Английский математик, механик и экономист, имя которого упоминает Маркс в «Капитале» _____________________________

82. Родоначальник «политического реализма» ___________________________

83. Автор теории «менеджерской революции» _______________________________

84. Немецкий социолог, разрабатывавший теорию бюрократии__________________________

85. Восстание рабочих во Флоренции в 1378 г______________________________

86. Американский историк менеджмента, часто упоминаемый в книге __________________

87. Власть лучших ___________________________________

88. Тип руководства, основанный на самовластии и неограниченном господстве ___________________________

89. Своекорыстный искатель народной популярности в Древней Греции, особый тип руководителя __________________________

90. Формулировка общих целей и политики компании ______________________________

91. Тот, кто возглавляет, ведет за собой, пользуясь неформальной властью ________________

92. Родина Макиавелли, центр менеджмента эпохи Возрождения _______________________

93. Теоретик «постиндустриального общества» ___________________________________

94. Раб, провожавший ребенка в школу ________________________________________

95. Форма предприятия, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике ____________________________

96. Неформальная власть руководителя в коллективе, статус, уважение __________________

97. Американский теоретик социологии организационного поведения, развивавший некоторые идеи Макиавелли ________________________________

98. Один из авторов шкалы лидерского поведения ______________________________

99. Автор модели организационного поведения, в которой есть переменные: задание, взаимодействие, установки ______________________________________

109.Создатель 4 моделей организационного поведения, из которых две отражают руководителей, ориентированных на задачу и ориентированных на взаимоотношения __________________________

 

Задание 27

Решите кроссворд

По горизонтали:

2. Конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе

4. Послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работником, справедливое применение санкций и наказаний

6. Представитель школы человеческих отношений, провел известный Хотторнский эксперимент

8. Объект обмена организации с внешней средой, одно из основных свойств материи — мера её движения, а также способность производить работу.

10. Основатель классической (административной) школы управления, разработал 14 универсальных принципов управления

12. Достоверность информации

14. Логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигнуть цели организации

16. Подход к управлению, рассматривающий его как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций

18. Создатель иерархии человеческих потребностей

20. Место для всего и все на своем месте

22. Объект обмена организации с внешней средой, предметы, вещества, идущие на изготовление чего–либо.

23. Ученый, определивший технологию как сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований материалов, информации или людей

 

                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   

По вертикали:

1. Общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо или плохо, приобретаемые посредством обучения

3. Центральный фактор в любой модели управления

5. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации

7. Внутреннее, побуждение к новым формам деятельности, один из 14 универсальных принципов управления

9. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие ее факторов

11. Представитель школы человеческих отношений

13. Некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого

15. Элемент внешней среды косвенного воздействия, поступательное движение, улучшение в процессе развития

17. Организации на рынке, производящая аналогичный продукт или услуги

19. Поход, рассматривающий организацию как систему

21. Представитель школы научного управления, «отец» менеджмента

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: