Уральский государственный лесотехнический университет
Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности
Рабочая тетрадь
Дисциплина «Менеджмент»
Студент: __________________________
Факультет____________________
Группа ___________________________
Преподаватель: Богословская О.А.
Екатеринбург 2014
Тема 2. Принципы менеджмента
Задание 13
Основатель классической административной школы управления А.Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принципов менеджмента. В их числе принципы стабильности персонала, централизации, скалярной цепи.
В чем сущность данных принципов? Каково значение их для современной практики управления?
Стабильность персонала – Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
Централизация – правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов.
Иерархия или скалярная цепь – Иерархия, или скалярная цепь, — это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка — сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. ("цепь начальников")
Выделение управления как особого вида деятельности
Деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль
Задание 14
Объясните, в чем состоит сущность и отличие административного и нормативного подходов к управлению предприятием?
|
Нормативный подход
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
§ целевой подсистеме;
§ функциональной подсистеме;
§ обеспечивающей подсистемы.
Административный подход
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
Задание 15
Какова сущность принципов менеджмента — экономичности и эффективности управления? В чем состоит различие между данными принципами управления?
Принцип экономичности | Принцип эффективности управления |
правило к управленческой деятельности, системам управления, гласящее.: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ о его экономичности | создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах ресурсов. |
Различие |
Задание 16
Перечислите недостающие принципы администрирования по Анри Файолю.
|
Принципы администрирования:
1. Разделение труда
2. Равновесие между полномочиями и ответственностью;
3) Дисциплина;
4) Единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;
5) Единство направления движения всех подразделений организации;
6) Главенство общих интересов над личными;
7) Достойное вознаграждение как условие верности работников;
8) Равновесие между централизацией и децентрализацией;
9) Иерархичность организации;
10) Порядок во всем;
11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;
12) стабильность персонала и недопустимость текучки кадров;
13) инициативность в построении и выполнении плана;
14) корпоративный дух — ощущение себя членом команды.
Задание 17
Каких конкретных действий требует от руководителей промышленного предприятия соблюдение принципа устойчивости к воздействиям факторов внешней среды?
Задание 18
В чем состоит сущность принципа единоначалия? В основе каких традиционных организационных структур управления предприятиями заложен принцип единоначалия? Какие традиционные организационные структуры управления предприятиями предрасположены к нарушению данного принципа?
Принцип единоначалия – это форма управления подразделением, предприятием, организацией одним должностным лицом, которое уполномочено единолично принимать все решения, обязательные для исполнения всеми участниками управляемой структуры, и которое несет персональную ответственность за результаты деятельности управляемой структуры. | |
заложен принцип единоначалия: Суть этого принципа можно изложить весьма емко. Сотрудник должен иметь только одного непосредственного руководителя. В противном случае разные указания от разных начальников могут вступать в конфликт друг с другом. Не говоря уже о том, какая каша будет происходить в голове у конечного исполнителя. | предрасположены к нарушению данного принципа: |
|
Задание 19
На ряде российских предприятий и организаций руководители функциональных подразделений и низовых звеньев (начальники отделов, заведующие секциями, лаборатория ми и т. д.) непосредственно руководят деятельностью подчиненных — сотрудников соответствующих подразделений по реализации целей, стоящих перед данными подразделениями, что отражено в положениях о них. Вместе с тем данные положения не предоставляют каких-либо существенных прав руководителям соответствующих подразделений по поощрению и наказанию подчиненных работников.
Укажите, какой принцип управления нарушается в результате этого? Какие возможны нежелательные последствия этого?
Задание 20
Рассмотрите практическую ситуацию «Свод законов Хаммурапи» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 на сайте) и ответьте на поставленные вопросы
Задание 21
Объяснить: какие принципы управления и в чем нарушены в следующих ситуациях:
- к разработке программы технического перевооружения предприятия не были привлечены низовые, рабочие коллективы;
- специалисты предприятия часто выполняют те виды работ, которые требуют меньшей квалификации;
- в процессе деятельности предприятия нередко принимаются такие решения, в которых основное внимание уделяется задачам, обязанностям, ответственности, причем в сочетании с угрозой применения жестких санкций. Как правило, правам и необходимым для осуществления деятельности средствам в них уделяется мало внимания;
- деятельность подразделений предприятия не увязана единым распорядком рабочего дня.
Задание 22
Управление станком относится к менеджменту? Необходимо ли знания менеджмента рабочему-станочнику? Обоснуйте свой ответ.
Тема 3. Становление менеджмента
Задание 23
В чем причины, по Вашему мнению, появления такого специфического труда как управленческий?
Задание 24
Заполните таблицу «Этапы развития менеджмента»
Название этапа | Временные рамки | Особенности этапа | Значение в развитие менеджмента | Примеры |
Древний период | ||||
Индустриальный период | ||||
Период систематизации | ||||
Информационный период |
Задание 25
Заполните таблицу «Школы и направления менеджмента»
Название школы (направления) | Временной период | Основопо-ложники | Особенности | Основные положения и утверждения |
Школа научного управления | ||||
Администра- тивная школа | ||||
Школа человеческих отношений | ||||
Процессный подход | ||||
Ситуацион- ный подход | ||||
Системный подход |
Задание 26
По исходному определению или описанию, приводимому ниже, найдите нужное понятие, фамилию, явление.
1. Античный правитель, при котором Греция достигла наивысшего расцвета ______________
2. Мировой центр текстильной промышленности и деятельности «ранних научных менеджеров» _____________________________
3. Автор статьи «Инженер как экономист»_________________________________
4. Выдающийся предприниматель, представитель утопического социализма______________
5.Родина первой менеджерской революции _____________________________
6. Страна, в которой появился свод законов _____________________________
7. Рыночная площадь в Древней Греции ________________________________
8. Пионер «упрощения работы» 20-х годов XX века _____________________________
9. Город, в котором родился Ф.Тейлор ______________________________
10. Попечительский, заботливый стиль управления ______________________
11. Гавань с портом в Древней Греции _____________________________
12. Автор книги «Менеджмент и Макиавелли» __________________________
13. Государственный служащий, бюрократ __________________________
14. Вид спорта, в котором Тейлор достиг наибольших успехов ______________________
15. Низшее должностное лицо, мастер, десятник _____________________________
16.Соратник Тейлора, математик, создатель специальной линейки с 14 независимыми переменными ___________________________
17. «Великий американский гуманист», предложивший термин «научный менеджмент» _________________
18.Сподвижник Тейлора, которого он называл «первоклассным экспериментатором»__________________________
19. Власть немногих ______________________________
20. Автор системы территориального управления в Древнем Риме ____________________
21.Выдающийся итальянский государь, поэт, философ, покровитель искусств _____________________
22. Метод изучения времени и движений _________________________
23. Американский экономист, увидевший в менеджменте движущую силу социального развития _________________________
24. Известный инженер, сподвижник Тейлора, работавший в области планирования и стимулирования труда ______________________
25. Крупный бизнесмен, один из самых влиятельных машиностроителей США конца XIX — начала XX века ___________________________
26. Античная деревня __________________________
27. Соратник Дж.Уатта __________________________
28. Немецкий мыслитель, родоначальник социологии бюрократии _______________________
29. Один из авторов теории элиты _______________________
3D. Власть одного ________________________
31. Американский социолог, участник Хоторнского эксперимента __________________
32. Немецкий фельдмаршал, перестроивший армию по образцу экономического предприятия ________________________
33. Античный город-государство ________________________
34. Название главной книги А. Богданова об управлении ________________________
35. Изобретатель паровой машины, «ранний научный менеджер» ______________________
36. Выдающийся английский политэконом XVIII — XIX века ___________________________
37. Высший чин в древнеегипетской иерархии управления, инструкция которому описана в одном из конкретных примеров __________________________
38. Кормчий в Древней Греции _______________________
39. Автор иерархической теории потребностей ___________________________
40. Свойство продукции, особенно тщательно контролируемое в современном менеджменте ________________________________
41. Хранитель печати в Древнем Египте ____________________________
42. Тшательное ограничение нормы выработки _____________________________
43. Внешний побудитель к действию _____________________________
44. Город, в котором проводились исследования Мэйо ___________________________
45. Древнегреческий термин, обозначающий искусство управления __________________
46. Соратник Тейлора, прославившийся рационализацией приемов кладки кирпича _____________________
47. Внутренний побудитель к действию _______________________
48. Почетное звание, обозначение должности ______________________________
40. Английский промышленник, пионер «эффективного менеджмента» __________________
50. Античный философ, автор диалогической формы размышлений _____________________
51. Американский философ и психолог, создатель инстинктивной теории мотивации _____________________
52. Руководитель сражения в античности ______________________________
53. Сборочная линия _______________________________
54. Шведская компания, в которой проводился известный эксперимент с внедрением автономных групп __________________________
55. Обозначение заведования домашним хозяйством в древнегреческом языке _____________
56. Малое сообщество, фрагмент рабочей группы в Хоторнских экспериментах ___________
57. Соратник Тейлора, «человек Ренессанса среди искателей приключений» ______________
50. Центр зарождения цивилизованного менеджмента _______________________________
50. Античная мастерская _____________________________
60. Венгерский специалист, изучавший внедрение тейлоризма в 80-е годы XX века ___________________
61. Американский психолог, предложивший методику распознавания психогенетических мотивов __________________________
62. Сильная форма экономического наказания в дисциплинарной системе Тейлора _____________________
63. Античный философ, предприниматель, купец, инженер, мореплаватель _____________
64. Автор книги «Достигающее общество» _________________________
65. Научная организация труда _____________________________
66. Семейный труд, человеческие отношения, человеческое общество на древнегреческом языке _______________________________
67. Автор «формулы успеха» в мотивации предпринимателей _________________________
68. Античный философ, автор принципа «пропорциональной взаимности» ______________
69. Практика, согласно которой предприниматель обязывался сохранить численность работающих независимо от реальной потребности в них ____________________________
70. Античный философ-материалист, промотавший наследство отца __________________
71. Американский психолог, создавший теорию «локуса контроля» ______________________
72. Сын, получение которого являлось венцом карьеры древнеегипетского чиновника _______________________________
73. Автор двуфакторной теории мотивации ______________________________
74. Основатель доктрины «человеческих отношений» _____________________________
75. Древнеегипетский вельможа, ставший «вторым из двух и третьим из трех на этой земле» _____________________________________
76. Американский психолог, в 1980 г. установивший, что предрасположенность к риску одинаково присуща предпринимателям и менеджерам _____________________________
77. Ответственный специалист, создатель социальной инженерии _______________________
78. Отечественный ученый, лидер «русского файолизма» ____________________________
79. Автор «Никомаховой этики» _____________________________________
80. Точная наука, которой занимались почти все античные философы и благодаря которой они достигали успехов в практической деятельности _______________________
81. Английский математик, механик и экономист, имя которого упоминает Маркс в «Капитале» _____________________________
82. Родоначальник «политического реализма» ___________________________
83. Автор теории «менеджерской революции» _______________________________
84. Немецкий социолог, разрабатывавший теорию бюрократии__________________________
85. Восстание рабочих во Флоренции в 1378 г______________________________
86. Американский историк менеджмента, часто упоминаемый в книге __________________
87. Власть лучших ___________________________________
88. Тип руководства, основанный на самовластии и неограниченном господстве ___________________________
89. Своекорыстный искатель народной популярности в Древней Греции, особый тип руководителя __________________________
90. Формулировка общих целей и политики компании ______________________________
91. Тот, кто возглавляет, ведет за собой, пользуясь неформальной властью ________________
92. Родина Макиавелли, центр менеджмента эпохи Возрождения _______________________
93. Теоретик «постиндустриального общества» ___________________________________
94. Раб, провожавший ребенка в школу ________________________________________
95. Форма предприятия, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике ____________________________
96. Неформальная власть руководителя в коллективе, статус, уважение __________________
97. Американский теоретик социологии организационного поведения, развивавший некоторые идеи Макиавелли ________________________________
98. Один из авторов шкалы лидерского поведения ______________________________
99. Автор модели организационного поведения, в которой есть переменные: задание, взаимодействие, установки ______________________________________
109.Создатель 4 моделей организационного поведения, из которых две отражают руководителей, ориентированных на задачу и ориентированных на взаимоотношения __________________________
Задание 27
Решите кроссворд
По горизонтали:
2. Конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе
4. Послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работником, справедливое применение санкций и наказаний
6. Представитель школы человеческих отношений, провел известный Хотторнский эксперимент
8. Объект обмена организации с внешней средой, одно из основных свойств материи — мера её движения, а также способность производить работу.
10. Основатель классической (административной) школы управления, разработал 14 универсальных принципов управления
12. Достоверность информации
14. Логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигнуть цели организации
16. Подход к управлению, рассматривающий его как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций
18. Создатель иерархии человеческих потребностей
20. Место для всего и все на своем месте
22. Объект обмена организации с внешней средой, предметы, вещества, идущие на изготовление чего–либо.
23. Ученый, определивший технологию как сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований материалов, информации или людей
По вертикали:
1. Общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо или плохо, приобретаемые посредством обучения
3. Центральный фактор в любой модели управления
5. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации
7. Внутреннее, побуждение к новым формам деятельности, один из 14 универсальных принципов управления
9. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие ее факторов
11. Представитель школы человеческих отношений
13. Некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого
15. Элемент внешней среды косвенного воздействия, поступательное движение, улучшение в процессе развития
17. Организации на рынке, производящая аналогичный продукт или услуги
19. Поход, рассматривающий организацию как систему
21. Представитель школы научного управления, «отец» менеджмента