1. Роль конкуренции в механизме функционирования рынка.
Конкуренция – экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли.
Конкуренция – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.
Роль конкуренции в рыночной экономики:
· Снижение издержек производства на единицу продукции.
· Расширение ассортимента.
· Использование достижений НТП И НТР.
· Снижение цены:
-рост объема спроса и предложения.
-рост объема продаж и дохода.
Роль конкуренции состоит в том, что при ее наличии на рынке, производители, с целью максимизации прибыли, стремятся снизить издержки производства на единицу (AC). В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход (TR).
Самым эффективным способом достижения этого являются достижения НТП И НТР, что позволяет увеличить производительность труда, а это ведет к будущему снижению цены, приносящему фирме-новатору больший доход.
Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию товаров для завоевания рынка. Расширение ассортимента происходит как за счет создания совершенного новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателей на рынке.
|
С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты выделяют несколько видов структуры рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) по цене и объему продаж (покупок).
По степени конкуренции рыночных структур, выделяют следующие виды конкуренции:
· Совершенная конкуренция.
· Несовершенная конкуренция:
-монополистическая.
-олигополия.
-монополия.
Выделяют две формы конкуренции:
· Ценовая – за счет снижения цены.
· Неценовая – качество, реклама, дифференциация.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводительные процессы:
1. Формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива.
2. Организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе.
3. Создание конкурентной продукции.
4. Сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации.
5. Создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.
Необходимо иметь ввиду, что при организации конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов – «недобросовестной конкуренции».
· Распространение ложных или неточных сведений о конкуренте.
|
· Доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качества.
· Незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки.
· Использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов.
· Самовольное использование или разглашение конфиденциальной, научно-технической, производственной или иной информации, компрометирующей товары.
Борьба с этими нарушениями в РФ возложена на Государственный комитет по антимонопольной политике.
2. Виды конкуренции.
Степень конкурентности рынка показывает способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товаров (его объем). Для того, чтобы определить степень конкуренции рыночной структуры необходимо проанализировать следующие признаки:
· Количество фирм в отрасли.
· Тип продукта.
· Условия входа и выхода.
· Условия доступности информации.
· Контроль над ценами.
Конкуренция различается по:
· Степени дифференциации товаров:
-однородная.
-неоднородная.
· Степени свободного проникновения в отрасль:
-открытая.
-закрытая.
Совершенная (свободная) конкуренция предполагает наличие на рынке неограниченного количества продавцов и покупателей и невозможность установления ими контроля над ценами. Для этого вида конкуренции характерны легкость входа предпринимателя в отрасль, равные возможности покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка. Для специалистов в теории цены «совершенная конкуренция означает ситуацию, где каждый субъект рынка делает то же самое, что и любой другой, где совершенно бессмысленно пытаться достичь чего-то лучшего, чем-то, что делают другие, и в которой фактически нет необходимости следить за тем, что делают другие».
|
Совершенная конкуренция имела место на первых этапах развития индустриального общества, «когда на рынке преобладали стандартные товары, качество которых могло быть сравнительно легко оценено покупателем». В дальнейшем эти свойства были характерны лишь для рынка сырья и сельскохозяйственной продукции.
Условия совершенной конкуренции:
· Объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара.
· Реализуемые каждым производителям товары однородны.
· Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей.
· Продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга.
Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
Преимущества:
· Способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров.
· Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
· Создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством.
· Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
· Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
· Отрицательно сказывается на защите окружающей среды.
· Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования.
· Не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства.
· Не гарантирует прав на труд, доход, отдых.
· Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Несовершенная конкуренция определяется, во-первых, как рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
во-вторых, как характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
в-третьих, как рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
Несовершенная конкуренция предполагает активное включение в конкурентные отношения элементов монополизации, установление контроля за ценами со стороны некоторых субъектов рынка. Несовершенная конкуренция создает такое положение на рынке, при котором имеют место осложнения при входе в рынок и выходе из него, ограничены доступ к информации, число покупателей и продавцов.
На рынках с несовершенной конкуренцией фирмы часто зависимы друг от друга, и действия одной из них сильно влияют на условия деятельности ее конкурентов. Крупные фирмы, конкурирующие друг с другом, часто стараются избегать прямой ценовой конкуренции. Это возникает из-за неопределенности реакции фирм-конкурентов на изменение цены и наличия взаимных интересов в удержании цен выше уровня, который господствовал бы в условиях чистой конкуренции.
На рынках с несовершенной конкуренцией как крупные, так и мелкие фирмы придают особое значение неценовой конкуренции, что особенно проявляется в рекламе, подчеркивающей реальное или воображаемое различие в товарах и услугах, поставляемых потребителям. На рынках, где доминируют крупные фирмы, существует сильное давление в поддержку ценового сговора. Хотя в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, где фиксирование цен является нелегальным, сговор чаще происходит не в явной, а в «подразумеваемой» форме.
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Ведущей формой конкурентных отношений в современном бизнесе является монополистическая конкуренция, при которой достаточно большое число субъектов делает ставку на выпуск какой-то особой продукции, играя при этом роли и монополиста и конкурента с реальной возможностью контроля за ценами на свои особые продукты или услуги.
Олигополия — это тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар при этом может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.
Монополия — это тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья или при помощи недобросовестной конкуренции.
3. Теории конкуренции (поведенческий, структурный, функциональный и институциональный подходы).
В рамках теоретически подходов к исследованию конкуренции выделяют:
· Конкуренция как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение (классической экономической теории).
· Конкуренция как состязательность на рынке (отечественная литература).
· Конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Трактовки конкуренции:
· Поведенческая – борьба за деньги покупателя, путем удовлетворения его потребностей.
· Структурная – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке и свободы выхода из него.
· Функциональная – соперничество старого с новым, инновационным.
- Неолиберальное направление – роль предпринимателя на рынке двойственна.
-Институциональное направление – учитывает не только экономические но и социально-психологические, организационные, политические и другие факторы, а также собственность каждой конкретной системы (менталитет, уклад, традиции).
4. Конкурентоспособность как экономическая категория. Сущность и характеристика основных конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность фирмы – понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.
Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий:
- необходимых факторов производства,
- развитого спроса, зрелости конкурентной среды,
- качества управления,
- разумной государственной политики
- и даже благоприятных случайностей.
Механизм обеспечения конкурентоспособности фирмы
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.
Аналитическую концепцию взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).
Модель пяти сил (направлений) конкуренции — это эффективныйметод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.
Рисунок. Схема взаимодействия основных конкурентных сил
Конкурентная сила поставщиков экономических ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм – потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.
Одним из наиболее эффективных методов усиления позиции фирм – покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами – производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.
В условиях современной России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов или финансово-промышленных групп.
Конкурентная сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия – потребители инвестиционных товаров, а также физические лица – конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров.
Немаловажное значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с предприятий, минуя торговопосредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную покупателями продукцию, применение различных схем льготного кредитования физических лиц – конечных потребителей товаров.
Одним из наиболее эффективных средств усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы деятельности фирм за счет приобретения торгово-посреднических компаний или установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, т.е. сбытовой сетью (каналами сбыта).
Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся высокая монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях России дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами.
Конкурентная сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие конкуренции со стороны товаров-заменителей – это прежде всего улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей. В России наибольшая угроза со стороны товаров-заменителей вызвана расширением импорта товаров, производство которых не освоено отечественными производителями, в частности отдельных видов продовольственных товаров, медикаментов, аудио- и видеотехники, промышленного оборудования.
Сила соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция между фирмами приобретает специфические черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новой технологии. Однако в России конкурентная среда только начинает складываться и во многих секторах экономики еще сохраняется олигополистическая структура рынка, унаследованная от административно-командной системы.
Конкуренция принимает явно выраженный наступательный, агрессивный характер, когда с появлением новых видов товаров формируются новые сегменты рынка, проникновение на которые сулит возможность получать высокую прибыль. В этих условиях более крупные фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют агрессивно, скупая более мелкие фирмы, внедряя на них новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой. В России подобный характер конкуренция приобретает в тех пока немногочисленных отраслях экономики, которые раньше других вышли из кризиса (так называемые точки роста), ориентированы на реальный платежеспособный спрос и где в этой связи конкурентная борьба принимает агрессивные формы.
Наконец, конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный и драматический характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Оказавшиеся в тяжелом финансовом положении фирмы вынуждены проводить оборонительную стратегию, стремясь удержаться на плаву, сохранить свою нишу на рынке даже в условиях падающей рентабельности и отсутствия доходов на капитал. Подобная ситуация характерна для многих отраслей современной России.
Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных российских условиях имеет ряд особенностей по сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Во-первых, целевой установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать обострения социальной напряженности. Во-вторых, резко повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередь относятся частые изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы, включая государственные ведомства и учреждения.