Принципы юзабилити: понятно, удобно, комфортно. Коротко о главном
В современном мире понимание основ юзабилити является необходимостью. Большинство посетителей сайта не совершают действий, которых от них ждут владельцы ресурсов. Люди не заказывают товар, не регистрируются, не подписываются на обновления и т.д. В чем причина такого поведения пользователей?
Причина проста – ресурс оказывается неудобным для пользователя. Например, для того чтобы «заказать» продукт, приходится пройти несколько страниц, а кнопку регистрации и вовсе невозможно обнаружить. Это делает ресурс неконкурентоспособным.
Как уменьшить количество отказов от использования сайта? Если проект нуждается в основательном подходе, можно обратиться в студию, к специалистам.
Юзабилити-лаборатории предлагают не только различные варианты тестирования и проектирование интерфейса. А если бюджет ограничен, можно попробовать познать азы юзабилити самостоятельно.
Для самостоятельной разработки интерфейса нужно учитывать несколько простых правил:
Правило 7-ми. Известно, что способности человеческого мозга небезграничны. Человек способен держать в кратковременной памяти не более 5-9 сущностей. Поэтому не следует размещать в навигации больше 7 пунктов.
С этой точки зрения сайт tutu.ru, безусловно, заслуживает хороших отзывов, поскольку основной функционал удалось разместить в шапке сайта, ограничиваясь 4 пунктами меню и выпадающим списком.
В то время как сайт Российских Железных дорог — отличный пример того, как делать не надо. От количества разрозненной информации пестрит в глазах, хочется просто закрыть его и больше никогда не заходить.
Правило 2х секунд. Чем меньше пользователь ждет отклика программы, сайта или приложения, тем больше вероятность того, что он не откажется от использования этого продукта. 2 секунды – это оптимальный временной интервал отклика программы, именно к нему стоит стремиться. Так что стоит сто раз подумать, прежде чем ставить на сайт тяжелую флэшевую заставку, как это сделали на mtv.ru.
|
Правило 3х кликов. Никому не нравится серфить страницы, в поисках необходимой информации и функционала. У посетителя должна быть возможность попасть с главной страницы на любую другую страницу сайта, сделав не более 3-х кликов. Это способствует и более успешной индексации сайта поисковыми роботами.
Правило Фиттса. Опубликованная Паулем Фиттсом в 1954 году модель движений человека, определяет время, необходимое для быстрого перемещения в целевую зону как функцию от расстояния до цели и размера цели.
Метафорически правило можно объяснить так: легче указать на зажигалку, чем на спичку. Но указать на утес или огромный дирижабль одинаково просто. Если объект интерфейса, например ссылка, и без того достаточно крупный, нет смысла делать его еще крупнее.
Перевернутая пирамида. Этого принципа придерживается сам гуру юзабилити, Якоб Нильсен. Статья должна начинаться с итогового вывода, за которым следуют ключевые моменты, а завершаться наименее важной для читателей информацией. Это оптимально для веба, где пользователь хочет получить информацию максимально быстро.
Но даже спроектированный по всем правилам интерфейс стоит протестировать. Фокус-группы – самый доступный способ для тестирования «своими силами».
|
Пример по теме
Напоследок разберем типичные ошибки на примере сайта известного исполнителя Влада Топалова. Предположим, мы хотим договориться о выступлении с его менеджментом и хотим найти на сайте их контакты. И вот тут начинается квест!
Первое, что мы видим на сайте, это черную заставку со ссылкой «enter» и предложением обновить флеш-плеер.
Кнопка «enter» звучит как призыв попасть на главную страницу сайта. Но вместо главной страницы попадаем на «чистый лист».
Здесь взгляд приковывает изображение красной ленты, и мы, конечно, думаем, что это ссылка, и может даже на меню. Но нет – это всего лишь символ борьбы со СПИДом, который призван обозначить общественную позицию певца и не более. И тогда рука тянется в левый верхний угол. А там и не меню вовсе, а кнопка полноэкранного режима. Несколько секунд в замешательстве, и поиски окончены, вожделенное меню внизу, в центре экрана. Кликаем… и видим ПЛЕЕР! Нас снова обманули.
Пока в плеере транслируется клип, мы продолжаем искать меню. Теперь оно наверху, в самом центре. В выпадающем списке мы, наконец, наблюдаем желанное слово «Контакты». Но и тут не все так просто. Эти контакты нельзя скопировать. Придется переписывать вручную!
Теперь о цифрах. Время ожидания отклика в зависимости от скорости соединения может разниться, но в любом случае это будет больше 2х секунд. А путь до страницы контактов менеджмента занял 7 кликов. А мог бы занять всего один.
Влад Топалов, конечно, может позволить себе такие «креативные» решения. Но очевидно, что такие решения просто губительны для бизнеса.
|
Туризм является особым направлением бизнеса, успех в котором зависит от создания качественных условий для отдыха, получения насыщенных впечатлений, а также интересных и приятных приключений. От фирмы требуется надёжность в выборе туров, профессионализм и высокий уровень сервиса. Всё это должно быть в полной мере отражено на сайте и является определяющим фактором, который учитывается при его создании. Поэтому при разработке требуется особо внимательный подход с тщательным учётом специфики бизнеса.
Правила дизайна и юзабилити сайта турфирмы
В дизайне сайта туристической компании наиболее уместны насыщенные, яркие цвета которые располагают к получению новых впечатлений и экзотическому отдыху. Но при этом не следует повышать яркость до уровня «ядовитый» и забывать о предпочтениях целевых посетителей. Так, например, если сайт предлагает туры для пожилых пар, то цветовую гамму необходимо сделать более солидной и спокойной. Поэтому одним из признаков профессионализма создателей является список задаваемых ими вопросов. В нём обязательно должны присутствовать вопросы о целевой аудитории и её предпочтениях.
В дизайне сайта туристической фирмы очень важна визуальная привлекательность и необычность. При поиске тура человек подсознательно ищет нечто необычное, и дизайн будет наглядно свидетельствовать, что он попал по нужному адресу. Отличным решением здесь будет flash-анимация, которая должна быть выполнена качественно и сочетаться с простым текстом на странице. Это поможет и в формировании положительного впечатления у целевой аудитории, и в продвижении сайта в поисковых системах.
Не забываем и про юзабилити, т. е. удобство использования. Нельзя допускать того, чтобы посетитель не нашёл нужную ему информацию. Навигация должна быть предельно понятной, иметь предсказуемое меню и логичную структуру. Всё это является залогом того, что нужная вам информация дойдет до адресата.