ОБУЧЕНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ (МИКРОГРУППАХ)




Обучение в сотрудничестве (cooperative, collaborative learning), или методика объединения обу- чающихся в микрогруппы для совместного выполне- ния задания, является одной из популярных техноло- гий в профессиональном обучении. Одним из условий

успешной профессиональной деятельности становится умение работать в ко- манде, решать комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку, а также умение организовывать взаимодействие нескольких команд.

Именно поэтому работа в малых группах стала в последнее время одной из самых популярных стратегий обучения, позволяющей всем обучающимся активно участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межлич- ностной коммуникации, учиться друг у друга. Обучающиеся, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание стро- ится таким образом, чтобы никто не смог выполнить его без помощи остальных участников группы.

В чем же заключаются основные различия индивидуального и группового обучения?

Индивидуальное обучение наиболее полно реализовало себя в традицион- ной школе. Образовательный процесс построен таким образом, что господству- ет односторонний (педагог–обучающийся) тип коммуникации, а взаимодействие между обучающимися сведено к минимуму. Каждый «работает» только на себя, а за результаты учебы чаще всего отвечает тоже один человек – педагог.

Групповое обучение предполагает использование на занятиях работы в парах, малых группах, обсуждение вопроса всей учебной группой, групповые дискуссии. Обучение в малых группах приводит к перераспределению ответ- ственности между педагогом и обучающимися, организации многосторонней коммуникации на занятиях, использованию иных механизмов регулирования учебной деятельности.

М. Бутс, подчеркивая отличия работы в группах от традиционных занятий, отмечает что:

• в малых группах обучающиеся активно работают над заданием, а не пассивно наблюдают за работой педагога;

• обучающиеся работают вместе в группе, изучая разные мнения, стараясь внимательно слушать друг друга и помогать другим;

• одаренные обучающиеся могут проявлять свои способности, не привлекая внимания всей группы и не боясь прослыть «выскочками»;

• обучающийся, которого ранее не замечали в группе, может проявить свои знания и способности в менее стрессовой ситуации;

• неуверенным обучающимся малая группа позволяет приобрести уверенность в себе и своих возможностях.

Применение в педагогической практике групповой формы вносит значимые коррективы в деятельность педагога, поскольку необходимо не только транс- лировать информацию, но и организовывать учебную деятельность обучающихся, контролировать работу сразу в нескольких центрах активности, давать комментарии, помогать решать возникающие затруднения, высказывать одо- брение и подбадривать обучающихся. И вопрос о том, как организовать само- стоятельную работу малых групп, становится одним из главных.

Групповое обучение основывается на принципах социального взаимодействия, позитивной взаимозависимости, личной отчетности, равной доли участия каждого.

Социальное взаимодействие обучаемых положительно влияет на психоло- гический климат в группе в целом: обучающиеся получают качественно новые социальные роли, что превращает их из соперников в членов одной команды. Групповая работа способствует формированию и развитию таких коммуникатив- ных навыков и умений, как слушать и доверять друг другу, задавать участникам одной команды вопросы, принимать различные мнения, руководить группой, осуществлять «обратную связь». Все это формирует в итоге умение работать в команде.

Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из ее участников. Создать позитивную зависимость можно с учетом того, что членов группы должно объединять нечто общее, например общая цель, награда, ма- териалы, распределение ролей и заданий.

Важно обратить внимание всех участников на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого. Публичное выступление каждого ее участника должно стать необходимым условием презентации результатов работы. Групповое обучение предполагает личную отчетность каждого в той или иной форме.

Работа в группах должна быть спланирована таким образом, чтобы обе- спечить участие каждого в равной степени, чему способствует распределение ролей в группе (например, организатор, протоколист, «хранитель времени», докладчик, «хранитель правил», т. е. наблюдатель, и др.).

При подготовке к работе в малых группах педагогу следует учесть ряд факторов:

• состав малых групп (качественный и количественный);


• способ определения обучающихся в малые группы;


• форму расположения мебели в аудитории;

• средства обучения (в том числе раздаточный материал);

• временные рамки работы.

 

При определении состава малых групп важно убедиться, что обучающиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания.

Рекомендуется образовывать группы с разнородным составом обучающихся: сильных, средних и слабых, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т. д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Обучающиеся затрачивают больше времени на отстаивание своей точки зрения, они могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками по сравнению с разнородными.

В группах из двух человек отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше вероятность возникновения эмоциональной напряженности и очень часто потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника.

При организации группы из трех человек важно учитывать, что две более сильные индивидуальности могут подавить более слабого ее члена. Тем не менее данные группы являются наиболее стабильными структурами и в них есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.

В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность группе выйти из тупика путем голосования.

Группа из пяти человек наиболее удобна для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2: 3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа достаточно велика для продуктивного обмена мнениями и достаточно мала, что- бы у всех была возможность участвовать в работе и внести свой вклад.

Практика показывает, что оптимальное количество членов малой группы – 4–6 человек. Преимуществом таких групп является возможность каждому участ- нику быть активным в работе, высказывать свое мнение в дискуссиях. Такую группу легко разделить на пары для дополнительных заданий. Большая группа требует дополнительного времени на согласование, способна распадаться на более мелкие подгруппы. Качество работы групп зависит и от количественного состава.

К формированию учебных групп применяются различные подходы: а) объединение в группы по желанию (формирование так называемых «случайных» групп);

б) создание групп по результатам жеребьевки или лотереи (например, члены группы объединяются в соответствии с цветом вытянутой карточки);

в) формирование группы лидером;

г) предварительное определение преподавателем состава групп.

Если обучающиеся недостаточно знакомы с работой в малых группах, то лучше, чтобы деление на группы организовал педагог. Это позволит выстраивать взаимодействие между обучающимися не только на социально- психологическом, но и на деловом уровне.

Если же обучающимся предоставить право объединяться в группы по желанию, то чаще всего они выбирают в качестве партнеров своих друзей, что значительно увеличивает риск «разговоров не по теме». Когда обучающиеся хорошо знакомы с работой в малых группах, то можно предложить им само- стоятельно выбрать себе партнеров по группе.

Возможные способы деления на группы.

Подготовьте карточки (их должно быть столько же, сколько обучающихся) и напишите на них названия животных, птиц, насекомых. Раздайте карточки обучающимся. Они ищут свою группу, издавая звуки тех животных, птиц, насекомых, названия которых написаны у них на карточке.

• На карточках напишите названия песен. Обучающиеся находят свою группу, напевая мелодии указанных песен.

• На карточках изобразите геометрические фигуры. Попросите обучающихся, не разговаривая и не показывая карточки друг другу, найти способ разделиться по группам.

• Нарежьте цветные бумажки и сделайте цвет основным признаком, по которому разделяются на группы. В качестве критерия можно также использовать длину, форму карточек, полосок.

• Приготовьте несколько геометрических фигур из бумаги разных цветов или разных открыток. Разрежьте каждую фигуру (открытку) на столько частей, сколько обучающихся будет в малой группе. Затем раздайте эти части обучающимся. Только правильно сложенная фигура позволит найти им свою группу.

• Раздайте обучающимся конфеты с разными фантиками. Обучающиеся делятся на группы по цвету фантиков (после образования малых групп конфеты раздают участникам).

• Для деления на малые группы используйте нити разной длины.

• Попросите обучающихся назвать их любимые цветы по количеству не- обходимых групп. Повторяющиеся названия цветов попросите заменить. Затем поделите обучающихся на группы, но порядковые номера замените названиями цветов. Затем предложите им разбиться на группы согласно названиям тех цветов, которые они получили.

Работа в группах должна носить не эпизодический характер, а длительный: нескольких недель, четверти, семестра. Это объясняется тем, что на первых занятиях происходит адаптация обучающихся к данному методу, решаются социально-психологические проблемы, налаживаются деловые взаимоотношения, обучающиеся вырабатывают нормы и правила работы по группам, учатся принимать групповое решение, что помогает более эффективно работать на деловом уровне.

Важным аспектом в работе любой группы, в том числе и малой, является определение и поддержание норм и правил совместной работы на занятии. Сложность состоит в том, что обучающиеся вынуждены выстраивать взаимодействие без посредничества педагога. Поэтому важно сформировать механизмы их совместной деятельности, позволяющие малой группе эффективно работать на занятии.

Как показывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе.

В начале работы педагог информирует участников о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе. Наиболее часто используются следующие правила:

• уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если вы не согласны с ними;

• сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их выска- зывают;

• предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет;

• защищая свою точку зрения, будьте открыты для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников;

• помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе;

• старайтесь, чтобы ваши замечания были краткими и по существу;

• воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения.

Еще один важный аспект должен быть в центре внимания педагога при подготовке к работе малыми группами – это определение способов контроля и получения обратной связи от обучающихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: