На каком материале автор может раскрывать проблему текста?




Чего нельзя делать при написании комментария?

1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст.

2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.

3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.

На каком материале автор может раскрывать проблему текста?

1. Собственный жизненный опыт, наблюдения

2. Исторические факты

3. Афоризмы, пословицы, поговорки

4. Мнение авторитетной личности

5. Статистические данные

6. Литературные источники и т.п.

 

ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!

 

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Композиция комментария Примеры типовых конструкций (клише)
1. Зачин Раскрывая проблему, автор... Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) Проблема раскрывается автором на примере… и т.п.
2. Развитие В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.
3. Вывод (концовка) В заключение автор приходит к выводу... В заключение автор делает вывод о том, что...

Именно так строятся первый и второй примеры из текста автора, а еще их нужно сопоставить, связать между собой.

 

Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме

Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)

Вопросы Образец рассуждения
1.На каких примерах автор раскрывает проблему? Раскрывая проблему дружбы, автор размышляет над отношениями между людьми в современном обществе.
2.Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Иван Ильин обращает внимание на то, что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения.
3. Какие высказывания автора заслуживают особого внимания? Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими.
4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?) Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.

 

Вариант 2 (по тексту художественного стиля)

Вопросы Образец рассуждения
1.На каком примере автор раскрывает проблему? Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.
2.Каково отношение автора к поступку героя? С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь.
3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом? Через внутренний монолог автор передаёт целую бурю чувств, которые вызвал поступок сына в душе отца: боль, обиду, разочарование.
4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение? «Учись, сынок. Хорошее это дело – учиться», - в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.
5.В чём убеждает автор читателей? Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь.

 

 

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

 

Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.

Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:

1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?

2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?

3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?

4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?

5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?

6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

 

2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:

1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)

2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?

3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?

 

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Текстовый комментарий(художественный текст) Текстовый комментарий(публицистический текст) Концептуальный комментарий(публицистический текст)
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Не случайно писатель изображает (кого, что)… Поступок героя свидетельствует о том, что … Слова (мысли) героя показывают, что … Автор осуждает (одобряет) поступок героя … Автор восхищается (чем, кем)… Автор сочувствует своему герою … Симпатии автора на стороне … Так автор пытается достучаться до наших сердец… Автор вложил глубокий смысл в слова … Проблема раскрывается автором на примере… В качестве примера автор рассматривает … Автор заставляет читателя задуматься над … Автор текста обращает внимание на… Автор вспоминает случай, когда … В размышлениях автора звучит мысль о том, что … Автора заинтересовала мысль о том, что … Автор убеждён в том, что … Автор разделяет мнение (кого)… Автор упоминает о том, что … Автор предупреждает читателей о том, что… Автор не на шутку встревожен (чем)… Особое удивление автора вызвано тем, что … Автор искренне восхищён (огорчён) (чем) … Автор приводит нас к выводу о том, что… Не случайно автор завершает текст … По мнению автора, … Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени. Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). Как и большинство из нас, автор считает, что … Вопреки мнению большинства автор считает, что … Автор полемизирует (с кем)… Автор подробно рассматривает … Автор обращает наше внимание на … Автор убеждает нас в том, что…
Автор (что делает?)
отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?), проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: