Организационно-техническую основу управления войсками (силами) составляет система управления, она включает органы управления, пункты управления, средства управления - связь и автоматизированные системы управления, а также другие специальные системы.
Система управления войсками должна обладать высокой боевой готовностью, живучестью, способностью сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в условиях воздействия противника и обеспечивать возможность как централизованного, так и децентрализованного управления войсками.
В системе управления войсками одним из важных элементов являются органы управления, т. е. отдельные лица руководящего состава, возглавляющие воинские формирования различной масштаба и предусмотренные штатами коллективы должностных лиц, наделенные определенными полномочиями и выполняющие возложенные на них функциональные обязанности. Такие органы управления являются штатными (постоянными). К ним относятся командиры, их заместители, штабы, воспитательные органы, начальники родов войск, специальных войск и служб. В то же время могут создаваться нештатные (временные) органы управления для выполнения отдельных функций по управлению войсками.
Организационную структуру системы управления войсками представляет иерархическая совокупность взаимосвязанных органов управления - штабов, управлений, отделов, групп, размещенных в установленном порядке по пунктам управления. По своему положению в структуре органы управления подразделяются на вышестоящие, нижестоящие и равноправные. Важной характеристикой организационной структуры является число уровней в системе и число нижестоящих органов управления, подчиненных одному вышестоящему органу.
Перед каждым органом управления организационной структуры ставятся определенные задачи, закрепляются функции, права, обязанности и ответственность. Первоочередное значение имеет вопрос рационального распределения задач и функций между органами управления. Функциональные обязанности отдельных органов управления - это итог распределения и закрепления функций управления, а структура управления в целом должна охватывать весь необходимый набор функций.
Объектами управления в системе управления войсками являются боевые средства (оружие), части, подразделения, подчиненные органы управления.
Особая роль в управлении войсками принадлежит командирам и штабам.
Командир является центральной фигурой в управлении войсками. Он руководит подразделениями и частями в соответствии с правами, предоставленными ему законами и регламентируемыми уставами, наставлениями, приказами старших командиров. На него возлагается вся полнота ответственности за дисциплину, морально-психологическое состояние, воспитание и обучение личного состава, за постоянную боевую готовность и боеспособность подразделения, части, соединения, за качество управления войсками, правильное их применение в бою и успешное выполнение ими поставленных задач.
Руководить - значит быть организатором, умело направлять действия подчиненных на достижение намеченной цели. Командир должен знать о подчиненных всё необходимое, организовывать и обеспечивать их действия, направлять их усилия на быстрый и полный разгром противника, оказывать им необходимую помощь. Но при этом он не должен подменять подчиненных, решать за них то, что они сами обязаны решать, ибо мелочная опека в вопросах управления порождает у подчиненных командиров и штабов неуверенность в своих силах, приучает их действовать лишь по указаниям сверху, ведет к потере времени.
Командир должен знать противника, лично наблюдать за действиями своих войск и войск противника на поле боя и в решающие моменты быть в наиболее важном месте, на главном направлении. Своевременно влияя на ход боя имеющимися в его распоряжении силами и средствами, он добивается точного выполнения поставленных задач, разгрома противника даже меньшими силами.
Командир-единоначальник в процессе управления войсками должен опираться на коллектив, так как в одиночку он не в состоянии справиться с решением всех вопросов. Поэтому командир управляет войсками не только лично, но и через штаб, своих заместителей, органы воспитательной работы, начальников родов войск, специальных войск и служб, опирается в процессе управления на весь личный состав.
Штаб является первым помощником командира в руководстве войсками, основным органом, обеспечивающим управление ими в период подготовки и в ходе боя. Вся работа штаба строится на основе решений и указаний командира, а также распоряжений вышестоящего штаба.
Современный штаб - сложный организм, решающий в процессе управления войсками ответственные и многогранные задачи. Ему приходится обеспечивать поддержание высокой боевой готовности и боеспособности войск и органов управления, заниматься многими вопросами подготовки и ведения боя. Это обусловливает необходимость иметь в организационной структуре штаба для выполнения различных функций операторов, разведчиков, связистов и офицеров других специальностей.
Важнейшей обязанностью штаба является постоянное знание обстановки, её глубокий и всесторонний анализ. Это обеспечивается тщательной организацией разведки, настойчивым добыванием данных о противнике, непрерывным изучением истинного положения, состояния и боевых возможностей своих войск, характера местности, метеорологических условий, радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановки.
В процессе организация боя штаб в короткие сроки производит сложные расчеты, прогнозирует возможные результаты боя, подготавливает командиру предложения по применению имеющихся сил и средств. Он занимается планированием боя, доводит до войск задачи, помогает командиру организовать и непрерывно поддерживать взаимодействие войск в ходе выполнения поставленных задач.
Первостепенной заботой штаба является организация всестороннего обеспечения боя, пунктов управления, связи, скрытого управления войсками, комендантской службы и практическая работа в подразделениях и частях по непосредственной подготовке их к выполнению боевых задач. В ходе боя штаб осуществляет постоянный контроль за своевременным и точным выполнением подразделениями и частями поставленных задач, оказывает им необходимую помощь. Важнейшими обязанностями штаба являются представление донесений вышестоящему штабу о ходе боя, постоянная информация командиров и штабов подчиненных и взаимодействующих подразделений и соседей о новых данных обстановки, учет личного состава, материальных средств и доз облучения, комплектование подразделений и частей всем необходимым для боя, изучение и доведение до войск боевого опыта.
Успешное решение этих сложных задач требует высокой боевой готовности, организованности, четкости, слаженности и оперативности в работе штаба. Поддержание непрерывной связи с подчиненными войсками, соседями и. вышестоящим штабом, квалифицированное выполнение возложенных задач в предельно сжатые сроки, предвидение возможных изменений в обстановке и своевременное реагирования на них также относятся к числу основных требований к работе штаба.
Велика роль в управлении войсками начальника штаба. Он является первым заместителем командира и имеет право от его имени отдавать распоряжения войскам, а также заместителям командира, офицерам родов войск, специальных войск и служб. Обо всех своих распоряжениях он докладывает командиру, а командир информирует его о принятых решениях и отданных подчиненным распоряжениях. Работа командира и начальника штаба строится на основе взаимопонимания, творческого, делового контакта. Это способствует достижению единства мнений, укрепляет авторитет командира, объединяет усилия командира и штаба.
Начальник штаба должен всегда знать обстановку, предвидеть возможные её изменения и быть готовым доложить свои соображения по решению на бой, знать, где находятся, что делают, как обеспечены и в чём нуждаются войска. Он несет личную ответственность за организацию и поддержание непрерывного управления подразделениями и частями, непосредственно руководит работой штаба и как основной организатор работы всего аппарата управления направляет его деятельность на своевременное проведение мероприятий, связанных с подготовкой и ведением боя. Начальник штаба согласовывает работу заместителей командира, штаба, начальников родов войск, специальных войск и служб при решении конкретных задач управления войсками.
Важными элементами системы управления являются пункты управления, на которых размещаются органы управления. В состав каждого пункта управления включаются в необходимом соотношении органы и средства управления, а также подразделения обеспечения и обслуживания. Наименование, количество и состав пунктов управления зависят от масштаба воинского формирования.
В соответствии с иерархической структурой органов управления в соединениях и частях развертывается система пунктов управления. Пункты управления могут быть стационарными и подвижными (на машинах, самолетах, вертолетах, кораблях и железнодорожных составах). На различных иерархических уровнях системы управления создается взаимосвязанная система пунктов управления, включающая командные, вспомогательные и другие пункты управления.
Командные пункты являются основными пунктами управления, на которых размещаются: командование, основной состав штаба и служб. На командный пункт, как правило, поступает обобщенная информация об обстановке для доклада командиру и вышестоящему органу управления, здесь принимается решение, на основе которого штаб планирует, доводит задачи до войск, организует взаимодействие, всестороннее обеспечение и контроль.
Для повышения живучести системы управления и для размещения остального личного состава органа управления создаются запасные командные пункты, вспомогательные и тыловые пункты управления. Командные пункты различных уровней оснащены средствами связи и автоматизации.
В подразделении создается командно-наблюдательный пункт. С него обеспечивается не только руководство подразделением, но и наблюдение за полем боя, ведение разведки противника наблюдением. В состав этого пункта управления входят командир, его заместитель, офицеры штаба, командир приданного (поддерживающего) подразделения, связисты и охрана. Все они размещаются в нескольких или одной бронированной машине, оснащенной средствами связи и другими техническими средствами управления, а если позволяет обстановка, вне машины в укрытии, обеспечивающем наблюдение за полем боя и непрерывное управление подразделением.
Состав пунктов управления обычно непостоянен, они создаются по возможности немногочисленными. Однако каждый из них должен иметь в своем составе необходимый минимум офицеров и средств управления, обеспечивающий руководство подчиненными войсками и позволяющий при необходимости временно принять на себя выполнение функций вышестоящей или нижестоящей инстанции управления.
Пункты управления в тактических звеньях создаются высокоподвижными, способными быстро развертываться, свертываться и перемещаться в новые районы. В их составе используются танки, бронетранспортеры, командно-штабные и другие специальные машины управления, оборудованные средствами связи, наблюдения и другой технической аппаратурой, обеспечивающей непрерывное руководство войсками в любых условиях обстановки при нахождении командиров и штабов на месте и в движении.
Пункты управления развертываются с учетом защитных свойств местности, в укрытых местах и тщательно маскируются. В современных условиях, с одной стороны, постоянно существует угроза вывода пунктов управления из строя в случае применения противником ядерного, химического или высокоточного оружия, с другой - возможности наблюдения за полем боя, и поддержания связи значительно возросли. Это требует большего, чем в прошлом, рассредоточения пунктов управления и дает возможность иметь их на большем удалении от войск. Вместе с тем и в современных условиях все же целесообразно располагать и перемещать пункты управления с таким расчетом, чтобы в наиболее ответственные периоды боя они находились как можно ближе к подчиненным войскам. Командиры подразделений всегда находятся там, откуда могут лично наблюдать за действиями своего подразделения, противника, соседей и поддерживать связь с вышестоящим командиром и с подчиненными войсками.
Пункты управления перемещаются по мере изменения положения войск в ходе боя, как правило, скачками и в связи с высокими темпами наступления, быстрыми изменениями в обстановке при ведении обороны и встречного боя чаще, чем прежде. Продолжительность пребывания пунктов управления на одном месте сокращается. В наступлении, например, командиры подразделений практически постоянно находятся в движении, а пункты управления вышестоящих инстанций перемещаются по нескольку раз в сутки.
Перемещение пунктов управления осуществляется скрытно, с использованием маскирующих и защитных свойств местности. При непродолжительных остановках они размещаются компактно, а при длительном нахождении на одном месте рассредоточиваются; в целях защиты от высокоточного оружия противника личный состав может располагаться вне бронеобъектов, используя укрытия и складки местности. При любом расположении организуется надежная охрана и оборона пунктов управления подразделениями комендантской службы, а там, где их нет, силами и средствами подчиненных подразделений и частей.
Под средствами управления понимается обширный комплекс различных машин, приборов, устройств и приспособлений, используемых в процессе руководства войсками в целях повышения его эффективности. Являясь материальной основой управления, они облегчают и ускоряют работу командира, офицеров штаба и других органов управления, позволяют им получать и обрабатывать сведения о противнике, своих войсках, соседях и другие данные обстановки, подготавливать необходимые для правильного руководства войсками данные и расчеты, разрабатывать боевые документы, доводить до подчиненных боевые задачи, порядок взаимодействия и обеспечения, контролировать выполнение ими поставленных задач, успешно решать другие вопросы, связанные с управлением войсками. В настоящее время управление войсками базируется на развитой информационно-технической основе. Органы управления всех уровней оснащены большим количеством программно-аппаратных и других технических средств, необходимых для руководства войсками в сложных условиях современной войны. Для нужд управления войсками в общевойсковом бою создаётся система связи, применяются средства наблюдения, средства автоматизации управления войсками.
Под системой связи понимается комплекс применяемых в подразделении, части, соединении средств связи, обеспечивающий своевременный и высококачественный обмен информацией в процессе управления войсками. Система связи служит технической основой системы управления. Система связи включает совокупность узлов, центров, станций, линий связи, объединенных общностью организации и порядка их использования.
Система связи создается по решению командира в соответствии с масштабом войскового звена, характером боевой задачи, принятой организацией пунктов управления, наличием средств связи. Структура её может меняться при значительных изменениях обстановки. Система связи должна обладать высокой боевой готовностью, устойчивостью и мобильностью, необходимой пропускной способностью, обеспечивать скрытность передаваемой информации. В подразделениях система связи относительно проста. Она объединяет одной или несколькими радиосетями незначительное количество радиостанций, находящихся в распоряжении командиров подразделений; в зависимости от обстановки используются также проводные, подвижные и сигнальные средства связи. В вышестоящих инстанциях система связи характеризуется большей сложностью.
Основой системы связи являются подвижные узлы связи, создаваемые для надежного управления. Каждый узел связи объединяет в своем составе разнообразные технические средства при обязательном соблюдении условий электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. Это обеспечивает комплексное применение имеющихся средств связи, при котором на каждом направлении используются одновременно или поочередно несколько различных средств (радио-, радиорелейные, проводные, подвижные, сигнальные). Коммутация на узле связи проводных линий, а также телефонных аппаратов и радиостанций, выделенных для управления, позволяет при необходимости совершать быстрый переход с одного средства связи на другое, обеспечивает взаимозаменяемость каналов связи.
Узлы связи должны быть высокомобильными, способными быстро развертываться, свертываться и перемещаться, обесточивать связь не только на месте, но и в движении.
Для обеспечения живучести системы связи организуются запасные и обходные линии связи. При этом связь может осуществляться по сети (радио- и радиорелейная), по направлению (радио-, радиорелейная, проводная и подвижными средствами), по оси (радиорелейная, проводная и подвижными средствами), по круговому маршруту (подвижными средствами).
Система связи каждого подразделения, части, соединения согласуется с системой связи вышестоящего и нижестоящего звеньев управления. Это дает возможность устанавливать связь через инстанцию вверх и вниз, а также позволяет использовать узлы и линии связи вышестоящего звена управления для связи с другими подразделениями, частями, соединениями и с соседями.
Ответственность за организацию и состояние связи несет начальник штаба. За связь с подразделениями или частями технического обеспечения и тыла отвечают соответствующие заместители командира. Непосредственно организует связь и отвечает за устойчивость её работы начальник связи. Порядок использования связи в конкретных условиях боевой обстановки устанавливается командиром или начальником штаба; они же обязаны принимать необходимые меры для обеспечения устойчивости связи в условиях радиоэлектронного подавления и применения противником ядерного, химического и высокоточного оружия.
Средства наблюдения позволяют командирам и штабам получать данные о положении и действиях своих войск и войск противника, о местности, погоде и других условиях обстановки непосредственно на местности при подготовке и в ходе боя. Они дают возможность офицерам быстро составить представление о сложившейся обстановке на основании визуального наблюдения или наблюдения с помощью технических средств.
Средства наблюдения широко применяются офицерами управления во всех видах боя, при передвижении и расположении войск на месте. Для визуального наблюдения используются различные оптические приборы — бинокли, перископы, стереотрубы; ночью и в других условиях ограниченной видимости - приборы ночного видения и другие оптико-электронные средства, а также осветительные средства - осветительные патроны, мины, снаряды, создающие в условиях ограниченной видимости достаточную для визуального наблюдения освещенность.
Совокупность средств автоматизации (ЭВМ, средства сбора данных обстановки, аппаратуры ввода, вывода, отображения и хранения информации), установленная на пунктах управления и объединенная системой связи, представляет автоматизированную систему управления войсками.
Автоматизированные системы управления войсками предназначены для автоматизации сбора, передачи и обработки информации, решения информационных, расчетных задач, проведения математического моделирования боевых действий прогнозирования обстановки, в целях реализации и обеспечения основных функций управления войсками.
При функционировании системы решаются следующие задачи:
информационные (добывание, сбор, накопление, хранение, обобщение, поиск, адресация, передача, отображение информации о противнике, своих войсках и условиях выполнения поставленных задач);
вычислительные (расчеты по планированию боевых действий, распределению ресурсов, подготовка данных для отображения и оценки обстановки, составление справочных данных);
логико-аналитические (подготовка, обработка и анализ различных данных, оценка выполнения поставленных задач, принятие решения);
контрольные (контроль за доведением до войск сигналов, команд, приказов, директив, распоряжений и их выполнением).
Средства автоматизации управления войсками находятся в постоянной готовности к боевой работе, используются комплексно в сочетании с другими средствами управления. Необходимо принимать меры, обеспечивающие надежную работу средств автоматизации, их скрытность и живучесть.