Формируется капитал предприятия как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников.
Собственный капитал – это общая стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых для формирования определенной части активов. Состав собственного капитала предприятия представлен на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Состав собственного капитала предприятия
Заемный капитал – это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года) (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2. Состав заемного капитала предприятия (организации).
Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих будущее развитие предприятия. Собственные финансовые ресурсы классифицируются на внутренние и внешние.
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, она формирует большую часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно, и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников выполняют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь является средством его реинвестирования. Другие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
|
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь, которая предоставляется, как правило, лишь отдельным государственным предприятиям. К числу других внешних источников входят бесплатно переданные предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
Заемный капитал предприятий может образовываться за счет двух основных групп источников заемных средств.
Первая группа – внешние источники заемных средств. Эта группа источников состоит из двух подгрупп – внешние долгосрочные и внешние краткосрочные источники заемного капитала.
Для формирования долгосрочного заемного финансового капитала используют внешние долгосрочные финансовые ресурсы и, в первую очередь, долгосрочные облигационные займы, долгосрочные банковские кредиты и финансовый лизинг. В мировой практике активно используется и долгосрочный налоговый кредит и налоговые льготы.
Внешние краткосрочные заемные финансовые ресурсы используются при формировании краткосрочного заемного капитала, для чего пригодны прежде всего краткосрочные банковские кредиты и товарный (коммерческий) кредит.
|
Вторая группа – внутренние источники заемных средств, в которые входят заемные финансовые ресурсы, образующиеся за счет отсроченных и просроченных внешних долгосрочных и краткосрочных обязательств. При нормальной рыночной экономике объем таких заемных ресурсов недостаточно значителен. Однако в переходный период эти заемные средства используются достаточно активно для формирования долгосрочного и краткосрочного финансового капитала.
Таким образом, предприятие в процессе своей деятельности может использовать все доступные ему источники формирования финансовых ресурсов (собственные, привлеченные), обеспечивая при этом свою финансовую стабильность. При формировании значительной доли капитала за счет источников привлеченных финансовых ресурсов возникает опасность о возможности возвращения обязательств через дополнительные финансовые расходы за право на их использование. Однако, формирование активов за счет привлеченных финансовых ресурсов является привлекательным, поскольку плата за их использование не имеет прямой связи с будущим чистой прибылью предприятия. Привлечение финансовых ресурсов всегда эффективным, если процент платы за них будет меньше, чем рентабельность активов предприятия. В то же время, если предприятие формирует свои активы за счет собственного капитала, его финансовое состояние укрепляется, и наоборот, при осуществлении хозяйственной деятельности за счет привлеченных финансовых ресурсов оно теряет финансовую автономность.
|
1.4. Факторы формирования капитала
В системе управления формированием капитала создаваемого предприятия важная роль принадлежит обоснованию схемы и выбору источников его финансирования.
Схема финансирования нового бизнеса определяет принципиальные подходы к формированию структуры капитала, конкретные методы его привлечения, состав участников и кредиторов, уровень финансовой независимости и ряд других важных параметров создаваемого предприятия.
При формировании структуры капитала создаваемого предприятия рассматриваются обычно две основные схемы его финансирования.
1. Полное самофинансирование. Предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия исключительно за счет собственных его видов, соответствующих организационно-правовым формам нового бизнеса. Такая схема финансирования, характеризуемая в зарубежной практике термином «финансирование без левериджа»
(unlevered), характерна лишь для первого этапа жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен.
2. Смешанное финансирование. Предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия за счет как собственных, так и заемных его видов, привлекаемых в различных пропорциях. На первоначальном этапе функционирования предприятия доля собственного капитала (доля самофинансирования нового бизнеса) обычно существенно превосходит долю заемного капитала (долю кредитного его финансирования).
На выбор схемы финансирования и конкретных источников формирования капитала создаваемого предприятия оказывает влияние ряд объективных и субъективных факторов. Основными из этих факторов являются следующие.
1. Организационно-правовая форма создаваемого предприятия. Этот фактор определяет в первую очередь формы привлечения собственного капитала путем непосредственного его вложения инвесторами в уставный фонд создаваемого предприятия или его привлечения путем открытой или закрытой подписки на его акции.
2. Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность. Предприятия с высоким уровнем фондоемкости производства продукции в силу высокой доли внеоборотных активов имеют обычно низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться при формировании капитала на собственные источники его привлечения. Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет различную продолжительность операционного цикла (периода оборота оборотного капитала предприятия в днях). Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при прочих равных условиях) может быть использован заемный капитал, привлекаемый из разных источников.
3. Размер предприятия. Чем ниже этот показатель, тем в большей степени потребность в капитале на стадии создания предприятия может быть удовлетворена за счет собственных его источников и наоборот.
4. Стоимость капитала, привлекаемого из различных источников. В целом стоимость заемного капитала, привлекаемого из различных источников, обычно ниже, чем стоимость собственного капитала. Однако в разрезе отдельных источников привлечения заемных средств стоимость капитала существенно колеблется в зависимости от ожидаемого рейтинга кредитоспособности создаваемого предприятия, формы обеспечения кредита и ряда других условий.
5. Свобода выбора источников финансирования. Не все из источников доступны для отдельных создаваемых предприятий. Так, на средства государственного и местных бюджетов могут рассчитывать лишь отдельные наиболее значимые общегосударственные и коммунальные предприятия. Это же относится и к возможностям получения предприятиями целевых и льготных государственных кредитов, безвозмездного финансирования предприятий со стороны негосударственных финансовых фондов и институтов. Поэтому иногда спектр доступных источников формирования капитала создаваемого предприятия сводится к единственной альтернативе.
6. Конъюнктура рынка капитала. В зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стоимость заемного капитала, привлекаемого из различных источников. При существенном возрастании этой стоимости прогнозируемый дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения (при котором использование заемного капитала приведет к убыточной операционной деятельности создаваемого предприятия).
7. Уровень налогообложения прибыли. В условиях низких ставок налога на прибыль или намечаемого использования создаваемым предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного формируемого капитала снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при использовании заемных средств уменьшается. В этих условиях более предпочтительным является формирование капитала создаваемого предприятия за счет собственных источников. В то же время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно повышается эффективность привлечения капитала из заемных источников.
8. Мера принимаемого учредителями риска при формировании капитала. Неприятие высоких уровней рисков формирует консервативный подход учредителей к финансированию создания нового предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал. И наоборот, стремление получить в будущем высокую прибыль на вкладываемый собственный капитал, невзирая на высокий уровень риска нарушения финансовой устойчивости создаваемого предприятия, формирует агрессивный подход к финансированию нового бизнеса, при котором заемный капитал используется в процессе создания предприятия в максимально возможном размере.
9. Задаваемый уровень концентрации собственного капитала для обеспечения требуемого финансового контроля. Этот фактор определяет обычно пропорции формирования собственного капитала в акционерном обществе. Он характеризует пропорции в объеме подписки на акции, приобретаемые его учредителями и прочими инвесторами (акционерами).
Учет перечисленных факторов позволяет целенаправленно избирать схему финансирования и структуру источников привлечения капитала при создании предприятия.