II. Приемы, используемые в середине урока, для снятия физического и умственного напряжения.




Приемы организации мыслительной деятельности младших школьников на уроке

В зависимости от этапа урока приемы организации мыслительной деятельности можно разделить на три группы:

I. Приемы подготовки к восприятию учебного материала в начале урока или перед изучением новой темы.

II. Приемы, используемые в середине урока, для снятия физического и умственного напряжения.

III. Приемы рефлексии (самоанализа) - рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материал.

 

I. Приемы подготовки к восприятию учебного материала в начале урока или перед изучением новой темы.

Цель:

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Организация внимания.

3. Объявление темы и цели урока.

4. Мотивация учащихся к изучению темы.

 

Рифмованное начало уроков.

Варианты организационного момента:

*** Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! *** Мы в лес за наукой Сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём, Но чтобы лес нам скорее достичь, Должны мы по тропке Красиво пройтись! (Чистописание)   *** Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! *** Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На “отлично” напишу!   *** Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою - Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь. За работу я возьмусь.     *** Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараюсь всё понять - Буду грамотно писать.

 

Начало урока с элементами театрализации

 

Тема урока: Мягкий знак в середине слова

Учитель: У нас в гостях сегодня два известных персонажа (звучит музыка к кинофильму «Буратино»). Вы уже догадались, кто пришел к нам? Встречайте. (Входят Мальвина и Буратино).

Мальвина: Сегодня у нас с вами, Буратино, урок русского языка. Напишите на доске мое имя.

Буратино пишет: «Малвина».

Мальвина: Вы сделали грубейшую ошибку, Буратино!

Буратино: Какую? ребята, помогите.

Ученики отвечают.

Один ученик читает стихотворение Е.Измайлова.

Буква мягкий знак

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь.

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть –

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела.

Мальвина: Буратино, вам понятно? Давайте вместе с ребятами узнаем побольше о мягком знаке, чтобы вы, мальчик, не делали больше ошибок в моем имени!

 

 

Эпиграф к уроку. Использование высказываний и пословиц о языке и речи.

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. (В.О.Ключевский)

- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Н. Толстой)

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. (Р.Декарт)

- Грамоте учиться – всегда пригодится.

- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

- Делу время, потехе час.

- Больше знай, меньше болтай.

- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

- Умную речь хорошо и слушать.

- Ученье – свет, а неученье – тьма.

- Ученье лучше богатства.

Использование загадок

Создание проблемной ситуации

Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными

на конце слова

 

Учитель: Ребята, перед уроком почтальон принес в класс письмо от Незнайки (показывает). В них загадки. Давайте их отгадаем.

Читает первую загадку:

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

Читает вторую загадку:

Пришла весна.

Зазеленела трава.

Вышли вдруг

Коровы на … (луг)

Учитель: Давайте хором произнесем отгадки: [лук] - [лук].

Неужели загадки об одном и том же? Почему вы так считаете?

Ответы детей.

 

II. Приемы, используемые в середине урока, для снятия физического и умственного напряжения.

Цель:

1. Профилактика и снижение физического и умственного переутомления.

2. Повышение работоспособности обучающихся.

3. Создание условий для продуктивного усвоения учебного материала.

 

Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), учитель обязан проводить для снятия физического и умственного напряжения на каждом уроке и во время самоподготовки физкультурные минутки длительностью 1-2 минуты (в начальных классах их следует проводить 2 раза на 15 и 30 минутах урока, в средних классах 1 раз на 20 минуте урока).

 

 

1. Физкультминуткидля снятия утомления с плечевого пояса и рук.

 

- Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

***

Дятел долбит старый сук,

(Наклоны вперед.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

(Приседания, постукивания руками об пол.)

Гонит эхо дятла стук,

(И. п.: руки к плечам, вытянуть руки вперед, «отмахнуться».)

Туки-туки, туки-тук.

(Приседания, постукивание руками о пол.)

 

***

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(Делать приседания.)

Прыгал, кланялся, шалил,

(Наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.

***

 

ПЧЁЛКИ

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Заглядываем в "улей".

Надо в дом постучать,

Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, Где же эти пчёлки?

Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки

Стали вдруг вылетать:

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)

Раз, два, три, четыре, пять!

 

2. Профилактика зрительного утомления и близорукости

 

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(посмотреть влево - вправо)

Ах, как солнце высоко.

(посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

(закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

(посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх - влево)

А потом скатимся вниз,

(посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

 

***

Волшебный сон

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена…

И расслаблена …

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(пауза)

Мы спокойно отдыхаем …

Сном волшебным засыпаем…

(громче, быстрее, энергичнее)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

 

***

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все движения сопровождаются движением глаз.

• «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

• «Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом рисуем морковку.

• «Дерево» - наклоны вперед-назад, носом рисуем дерево.

 

***

ПАУЧОК

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают по голове.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: