Приемы организации мыслительной деятельности младших школьников на уроке
В зависимости от этапа урока приемы организации мыслительной деятельности можно разделить на три группы:
I. Приемы подготовки к восприятию учебного материала в начале урока или перед изучением новой темы.
II. Приемы, используемые в середине урока, для снятия физического и умственного напряжения.
III. Приемы рефлексии (самоанализа) - рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материал.
I. Приемы подготовки к восприятию учебного материала в начале урока или перед изучением новой темы.
Цель:
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Организация внимания.
3. Объявление темы и цели урока.
4. Мотивация учащихся к изучению темы.
Рифмованное начало уроков.
Варианты организационного момента:
*** Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! *** Мы в лес за наукой Сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём, Но чтобы лес нам скорее достичь, Должны мы по тропке Красиво пройтись! (Чистописание) *** Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! | *** Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На “отлично” напишу! *** Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою - Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь. За работу я возьмусь. *** Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараюсь всё понять - Буду грамотно писать. |
Начало урока с элементами театрализации
Тема урока: Мягкий знак в середине слова
Учитель: У нас в гостях сегодня два известных персонажа (звучит музыка к кинофильму «Буратино»). Вы уже догадались, кто пришел к нам? Встречайте. (Входят Мальвина и Буратино).
Мальвина: Сегодня у нас с вами, Буратино, урок русского языка. Напишите на доске мое имя.
Буратино пишет: «Малвина».
Мальвина: Вы сделали грубейшую ошибку, Буратино!
Буратино: Какую? ребята, помогите.
Ученики отвечают.
Один ученик читает стихотворение Е.Измайлова.
Буква мягкий знак
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь.
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
Мальвина: Буратино, вам понятно? Давайте вместе с ребятами узнаем побольше о мягком знаке, чтобы вы, мальчик, не делали больше ошибок в моем имени!
Эпиграф к уроку. Использование высказываний и пословиц о языке и речи.
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. (В.О.Ключевский)
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Н. Толстой)
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. (Р.Декарт)
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства.
Использование загадок
Создание проблемной ситуации
Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными
на конце слова
Учитель: Ребята, перед уроком почтальон принес в класс письмо от Незнайки (показывает). В них загадки. Давайте их отгадаем.
Читает первую загадку:
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
Читает вторую загадку:
Пришла весна.
Зазеленела трава.
Вышли вдруг
Коровы на … (луг)
Учитель: Давайте хором произнесем отгадки: [лук] - [лук].
Неужели загадки об одном и том же? Почему вы так считаете?
Ответы детей.
II. Приемы, используемые в середине урока, для снятия физического и умственного напряжения.
Цель:
1. Профилактика и снижение физического и умственного переутомления.
2. Повышение работоспособности обучающихся.
3. Создание условий для продуктивного усвоения учебного материала.
Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), учитель обязан проводить для снятия физического и умственного напряжения на каждом уроке и во время самоподготовки физкультурные минутки длительностью 1-2 минуты (в начальных классах их следует проводить 2 раза на 15 и 30 минутах урока, в средних классах 1 раз на 20 минуте урока).
1. Физкультминуткидля снятия утомления с плечевого пояса и рук.
- Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
***
Дятел долбит старый сук,
(Наклоны вперед.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
(Приседания, постукивания руками об пол.)
Гонит эхо дятла стук,
(И. п.: руки к плечам, вытянуть руки вперед, «отмахнуться».)
Туки-туки, туки-тук.
(Приседания, постукивание руками о пол.)
***
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(Делать приседания.)
Прыгал, кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
***
ПЧЁЛКИ
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать,
Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки
Стали вдруг вылетать:
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)
Раз, два, три, четыре, пять!
2. Профилактика зрительного утомления и близорукости
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко.
(посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
(посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх - влево)
А потом скатимся вниз,
(посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
***
Волшебный сон
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена…
И расслаблена …
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(пауза)
Мы спокойно отдыхаем …
Сном волшебным засыпаем…
(громче, быстрее, энергичнее)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
***
Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все движения сопровождаются движением глаз.
• «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
• «Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом рисуем морковку.
• «Дерево» - наклоны вперед-назад, носом рисуем дерево.
***
ПАУЧОК
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
"Паучки" ползают по голове.