Вариант № 2
Задание 1 № 12123
Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?
Задание 2 № 482
Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке?
1) вакуоль
2) рибосома
3) ядро
4) митохондрия
Задание 3 № 195
Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к
1) образованию семян
2) автотрофному питанию
3) двойному оплодотворению
4) гетеротрофному питанию
Задание 4 № 1597
Какая ткань расположена между древесиной и лубом в стволе липы?
1) покровная
2) фотосинтезирующая
3) образовательная
4) основная
Задание 5 № 582
Из беспозвоночных животных только членистоногие имеют
1) двустороннюю симметрию тела
2) пищеварительную систему с ротовым и анальным отверстиями
3) различные типы ротовых органов
4) тело, развивающееся из трёх зародышевых листков
Задание 6 № 2967
Число позвонков какого отдела позвоночника служит доказательством принадлежности человека к классу Млекопитающие?
1) | шейного | |
2) | грудного | |
3) | поясничного | |
4) | крестцового |
Задание 7 № 906
У человека при активации работы парасимпатического отдела вегетативной нервной системы
1) учащается пульс
2) увеличивается концентрация сахара в крови
3) повышается тонус скелетной мускулатуры
4) усиливается работа кишечника
Задание 8 № 2001
Какой цифрой на рисунке обозначен крестец?
Задание 9 № 2002
Введение в кровь препарата ослабленных возбудителей заболевания приводит к формированию иммунитета
1) искусственного активного
2) искусственного пассивного
3) естественного врождённого
4) естественного приобретённого
Задание 10 № 45
Где кровь движется с наибольшей скоростью?
1) в аорте
2) в капиллярах
3) в нижней полой вене
4) в верхней полой вене
Задание 11 № 558
В каких органоидах клеток человека образуется углекислый газ, выделяемый в процессе дыхания?
1) лизосомы
2) рибосомы
3) митохондрии
4) ядро
Задание 12 № 1491
Куда поступают углеводы при всасывании в тонком кишечнике?
1) лимфа
2) кровь
3) тканевая жидкость
4) просвет кишечника
Задание 13 № 784
Какое из перечисленных образований относят к оптической системе глаза?
1) сосудистая оболочка
2) стекловидное тело
3) зрительный нерв
4) слепое пятно
Задание 14 № 209
Во время завтрака между двумя уроками по школьному радио сообщили о том, что ученик 10 класса должен срочно явиться в кабинет директора. В каком нервном центре у учащегося возникнет торможение?
1) дыхательном
2) сердечно-сосудистом
3) пищеварительном
4) двигательном
Задание 15 № 1397
Как называется кровотечение, при котором кровь выделяется со всей поверхности ранения?
1) капиллярное
2) артериальное
3) венозное
4) внутреннее
Задание 16 № 1367
Какое из приведённых растений составляет основу карельских лесов?
1) сосна
2) берёза
3) дуб
4) клён
Задание 17 № 1299
На рисунке изображен отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними
1) птицами и млекопитающими
2) пресмыкающимися и птицами
3) пресмыкающимися и млекопитающими
4) земноводными и птицами
Задание 18 № 1979
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
... | бесполое размножение |
яйцеклетка | половое размножение |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) оплодотворение
2) деление
3) эмбриональный период
4) спора
Задание 19 № 2045
Верны ли следующие суждения об особенностях строения хордовых животных?
А. Центральная нервная система хордовых состоит из брюшной нервной цепочки, надглоточных и подглоточных нервных узлов.
Б. Хордовые имеют внутренний скелет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 20 № 12242
Изучите график зависимости использования организмом человека энергии углеводов от длительности мышечной нагрузки (по оси х отложена длительность мышечной нагрузки в (мин.), а по оси у — количество использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке (в %)).
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) Зависимость использования углеводов от длительности нагрузки прямая.
2) К концу испытания углеводы становятся единственным источником энергии.
3) Мышечная клетка имеет неиссякаемый запас углеводов.
4) Расход запасов углеводов начинается с 10 минуты мышечной нагрузки.
5) С 15 по 25 минуту расходование глюкозы останавливается.
Задание 21 № 2046
Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
2) высокая численность растений одного вида
3) большое число видов растений и животных
4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор
5) замкнутый круговорот веществ
6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
Задание 22 № 2979
Какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) | скелет хрящевой | |
2) | плавательного пузыря нет | |
3) | есть жаберные крышки | |
4) | встречаются преимущественно в морях и океанах | |
5) | хорда имеется только у зародышей | |
6) | очень плодовиты, икра мелкая |
Задание 23 № 218
Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ |
A) кровь движется к сердцу | 1) артерия |
Б) кровь движется от сердца | 2) вена |
В) стенки образованы одним слоем плоских клеток | 3) капилляр |
Г) через стенки осуществляется газообмен | |
Д) кровь в сосудах движется под самым высоким давлением |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Задание 24 № 1587
Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лёгкие
2) трахея
3) ткани
4) носоглотка
5) бронхи
6) кровь
7) гортань
Задание 25 № 380
Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание | 2) корневой чехлик | 3) корневой волосок | 4) лист |
5) побег | 6) стебель | 7) устьица | 8) фотосинтез |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Задание 26 № 1473
Существует несколько вариантов классификации цветков и соцветий.
A. По сложности околоцветника цветки бывают:
1) с простым околоцветником (имеются только лепестки),
2) со сложным околоцветником (имеют чётко выраженные чашечку и венчик).
Соцветия делят по следующим признакам:
Б. По степени разветвления:
1) простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),
2) сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).
B. По наличию цветоножки у каждого цветка:
1) с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),
2) с цветками, имеющими цветонос.
Г. По очерёдности раскрытия цветков:
1) ботрические (снизу вверх),
2) цимозные (сверху вниз).
Д. По наличию цветка на верхушке:
1) открытые (нет цветка на верхушке),
2) закрытые (есть цветок на верхушке).
Классифицируйте приведённое на рисунке соцветие по всем пяти вариантам классификации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Задание 27 № 12485
Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?
Задание 28 № 1891
Используя содержание текста «Синдром Клайнфельтера», ответьте на следующие вопросы.
1. Чем вызывается синдром Клайнфельтера?
2. Каковы проявления синдрома Клайнфельтера?
3. Какова тактика лечения больных с синдромом Клайнфельтера?
Синдром Клайнфельтера
Синдромом Клайнфельтера называется генетическое заболевание, вызываемое нарушением числа половых хромосом у детей мужского пола.
Клиническая картина синдрома описана в 1942 году в работах Гарри Клайнфельтера и Фуллера Олбрайта. Генетической особенностью этого синдрома является разнообразие цитогенетических вариантов и их сочетаний. Обнаружено несколько типов полисомии по хромосомам X и Y у лиц мужского пола: XXY, XYY, XXXY, XYYY, XXYY, XXXXY и XXXYY. Наиболее
распространён синдром Клайнфельтера с удвоением Х-хромосомы (XXY). Общая частота его колеблется в пределах 1 на 500−700 новорождённых мальчиков.
Нарушение числа хромосом обусловлено их нерасхождением либо при делении мейоза на ранней стадии развития зародышевых клеток, либо при митотическом делении клеток на начальных этапах развития эмбриона. Преобладает патология мейоза; в 2/3 случаев нерасхождение имеет место при материнском овогенезе и в 1/3 − при отцовском сперматогенезе. Фактором риска возникновения синдрома Клайнфельтера является, по-видимому, возраст матери; связь с возрастом отца не установлена. В отличие от многих других анеуплоидий синдром Клайнфельтера не ассоциирован с повышенным риском выкидыша и не является летальным фактором.
Синдром Клайнфельтера обычно клинически проявляется лишь после полового созревания и поэтому диагностируется относительно поздно. До начала полового развития удаётся отметить только отдельные физические признаки: непропорционально длинные ноги, высокая талия, высокий рост.
К началу полового созревания формируются характерные пропорции тела: больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища. Кроме того, некоторые дети с данным синдромом могут испытывать трудности в учёбе и в выражении своих мыслей. У пациентов с синдромом Клайнфельтера, как правило, снижен интеллект и познавательные способности. Большинством исследователей-психологов пациенты с синдромом Клайнфельтера описываются как скромные, тихие, более чувствительные по сравнению со сверстниками. Все эти эффекты связаны с недоразвитием гонад и, таким образом, снижением продукции мужского полового гормона тестостерона.
Ранее больные с синдромом Клайнфельтера считались бесплодными, однако при современном уровне развития технологии экстракорпорального оплодотворения (искусственного зачатия) появилась возможность получать здоровое потомство от таких больных. Другие клинические проявления купируются постоянной замещающей терапией препаратами тестостерона.
Задание 29 № 640
Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Содержание соланина в различных сортах картофеля
Сорт | Глазок | Мякоть клубня | Ягода | Листья | Стебель |
Детскосельский | 0,2 | 7,5 | 4,5 | ||
Синеглазка | 0,1 | ||||
Чугунка | 0,2 | 8,5 | 5,5 | 9,5 | |
Скала | 0,4 | 6,8 | 4,8 | 11,2 | |
Золушка | 0,3 | 7,5 | |||
Ранняя роза | 0,1 | 4,6 | 8,9 |
1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?
2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве?
3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?
Задание 30 № 14784
В понедельник девятиклассница Василиса посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Василисы в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если её возраст составляет 14 лет, а масса тела — 57 кг?
3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.