для специальности 050302. «Родной язык и литература с дополнительной специальностью Русский язык и литература»
Тема 1. Сказки А. Погорельского «Черная курица» и В. Одоевского «Городок в табакерке»
Вопросы к теме:
1. Литературная сказка, ее сходство и отличие от сказки фольклорной.
2.Особенности сюжета и композиции в сказке Погорельского.
3.Психологическое мастерство автора в создании характера Алеши.
4.Роль автора-повествователя в произведении.
5.Что позволяет считать сказку Одоевского научно-художественным произведением?
6.Роль фантастического в обеих сказках.
7.Какой из детских характеров – Миши или Алеши – представляется вам более полнокровным и убедительным? Почему?
Литература:
Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.
Очерки о детских писателях:справочник для учителей начальных классов.-М., 2002. - с.164-166.
Кирилюк З.В. Проза Антония Погорельского// Антоний Погорельский. двойник. - Киев, 1990.
В. Греков. Жизнь и мираж (О сказках В.Ф. Одоевского) // Одоевский В.Ф. Пестрые сказки; Сказки дедушки Иринея. - М., 1993 (Забытая книга).
Тема 2. Повесть Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»
Вопросы к теме:
1.Значение изобразительных средств (портрет, пейзаж, интерьер) в повести Григоровича.
2.Смысл финала повести, как финал определяет произведения.
3.Признаки критического реализма в повести Григоровича.
Литература:
Н.И. Пруцков. Школа беллетристов-разночинцев 60-х гг. //История русской литературы в 4-х тт. Т.3.- Л., 1982. -С. 48-79.
Тема 3. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»
Вопросы к теме:
1.Особенности психологизма в изображении характера ребенка.
2.Развитие темы любви: заблуждения и открытия отношение Темы к цветку, Иоське, Жучке). Особенности построения первых трех глав.
|
3.Особенности воспитательной системы матери Темы, отца, гимназических учителей.
Литература:
Г.Я. Галанов. Л.Н. Толстой //История русской литературы в 4-х тт. - Т.3. С. 797-804.
Н.В. Федорова. Детство в тетралогии Н. Гарина-Михайловского//В измерении детства:Сб.ст. - Пермь, 2008. - С. 119-137.
К. Чуковский. Современники.-М., 1967. - С. 219-234. (ЖЗЛ)
Тема 4. Жанр детектива (рассказы К. Дойла «Союз рыжих», «Скандал в Богемии», «Человек с рассеченной губой», «Пять апельсиновых зернышек», «Пестрая лента»).
Вопросы к теме:
1.Особенности композиции в рассказах о Шерлоке Холмсе.
2.Докажите, что доктор Ватсон в качестве повествователя – настоящая удача писателя.
3.Какой из перечисленных рассказов вам кажется наименее и наиболее удачным в жанровом отношении? Почему?
4.Как доказать, что Шерлок Холмс – неоромантический герой?
Литература:
Дж. Карр, Х. Пирсон. Артур Конан Дойл. - М., 1989.
М. Тугушева. Под знаком четырех. - М., 1991.
Сб. Как сделать детектив. - М., 1990.
Тема 5. Сравнительно-сопоставительный анализ двух повестей
(В.Катаев «Сын полка», В.Богомолов «Иван»)
Вопросы к теме:
1.Особенности форм повествования в обеих повестях.
2.Роль изобразительных средств (портрет, пейзаж, интерьер) в создании правдоподобия повествования у обоих авторов.
3.Особенности финала каждой из повестей. Тип героя у Катаева и Богомолова.
4.Определите принципиальную разницу позиций обоих авторов.
Литература:
Галанов Б.Е. Валентин Катаев. Очерк творчества. -М., 1982.
Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 218-221.
|
Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. Современная русская литература: 1950-1990-е года. В 2-х тт. - Т.2.-М., 2003.-С. 191-199.
Тема 6. А. Гайдар «Тимур и его команда»
Вопросы к теме:
1. Особенности изображения пространства в повести.
2. Соотношение личного и общественного в жизни героев.
3. Тема счастья в повести.
Литература:
Камов Б.Н. А. П. Гайдар: Грани личности. Принципы творчества. - М., 1979.
Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 114-117.
М.А. Литовская. «Преждевременные воины» в русской литературе XX века// В измерении детства:Сб.ст. - Пермь, 2008. - С. 38-47.
Тема 7. В. Драгунский «Денискины рассказы»
(«Он живой и светится», «Старый мореход», «Что я люблю»)
Вопросы к теме:
1.Сюжетное развитие оппозиций «далекое - близкое», «движение – неподвижность» в рассказе «Он живой и светится».
2.Изображения реального пространства (дом, двор) и пространства мечты в рассказе «Старый мореход».
3.Лирическое и комическое в рассказе «Что я люблю».
Литература:
Сивоконь С. Веселые ваши друзья. - М., 1986.
Русские детские писатели XX века: Библиорафический словарь. - М., 2001. С. 164-166.
Тема 8. Образ двоечника в повести Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова»
Вопросы к теме:
- Особенности конфликта в повести.
- Появление сказочных мотивов (мотив высмеивания дурака; мотив мечты о чуде; мотив мнимой болезни; мотив чудесного помощника).
- Воспитательное значение повести.
Литература:
Воловинская М.В. Образ двоечника в советской литературе для детей середины 20 века // В измерении детства: Сб.ст. - Пермь, 2008. С.138-143.
Тема 9. Проза М. Москвиной
(рассказы «Скользкая дорожка», «Корабельный ревун», «Путник запоздалый»)
|
Вопросы к теме:
- Особенности комического в рассказах (комизм положений и характеров, пародия, гротеск).
- Философское начало прозы Москвиной.
Литература:
Андреева И. Представление только начинается//Детская литература – 1988. № 12.
Русские детские писатели XX века:Библиографический словарь. - М., 2001. - С. 296-298.
Тема 10. Современная проза для детей (И. Востросаблин, А. Гиваргизов)
Вопросы к теме:
- Пародирование жанра «страшилки» в рассказах И. Востросаблина «Черная рука из 2-го подъезда», «Страшная квартира», «Зеленые туфли»).
- Образ ребенка и взрослого в рассказах А. Гиваргизова.
Тема 11. Коми-пермяцкая детская литература
Вопросы к теме:
- Наиболее заметные имена национальных авторов, писавших для детей в XX в.
- Жанровое разнообразие коми-пермяцкой детской литературы.
- Важнейшие темы коми-пермяцкой детской литературы.
Литература:
Нарыкова Г.В. Коми-пермяцкая детская литература:Региональный компонент в литературном образовании младших школьников. Ч. 2-я. - Соликамск, 2004.
Тема 12. Современные детские журналы
Занятие 1-е. Журналы для младших детей.
Занятие 2-е. Журналы для подростков и старшеклассников.
Вопросы к теме:
- Насколько учитывается возраст читателя в содержании ии оформлении журнала?
- Степень познавательности и развлекательности журнала.
- Наиболее интересные рубрики.
- Есть ли в журнале материал «на вырост», с учетом последующего духовного роста ребенка?
- Оригинальность оформления журнала.
- Наиболее популярные журналы, причины их популярности.
Литература:
Кайгородова В.е. Современные российские журналы для детей:тенденции и проблемы// В измерении детства: Сб.ст. - Пермь, 2008.- С. 153-163.