Очное отделение
Рабочая программа дисциплины
1.Цели и задачи изучения дисциплины «Детская литература»
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности032900 «Русский язык и литература» и 033000 «Родной язык и литература с дополнительной специальностью «Русский язык и литература».
Курс детской литературы занимает особое место в системе историко-литературного образования будущих учителей-словесников, т.к. необходимо дать не только целостное представление о детской литературе как вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной литературы, но и показать ее тесную взаимосвязь с зарубежной литературой, а также педагогической мыслью. Поэтому в системе лекционно-семинарских занятий приоритеты отданы анализу индивидуального стиля того или иного автора (в монографических темах), стилю направления, эпохи – в темах обобщающего характера. Структуру курса определяет не жестко «хронологический» подход, а последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а также изучение развития детской и юношеской литературы для взрослых, через различные формы взаимодействия русской детской литературы и зарубежной.
Такой подход в изучении детской литературы должен помочь будущим учителям овладеть навыками организации детского и юношеского чтения, когда во главу угла ставится не проблемно-тематический анализ, а повышенное внимание к художественному слову.
Требования к уровню освоения дисциплины
В соответствии с требованиями государственного стандарта в результате изучения детской литературы студент должен
|
- понимать эстетическую природу произведений искусства слова, адресованных детям и юношеству, а также их воспитательные и познавательные возможности;
- изучить монографически творчество выдающихся детских писателей, как русских, так и зарубежных;
- выработать навыки анализа художественного текста, имеющего своим адресатом ребенка;
- в качестве будущего педагога владеть критериями отбора произведений для чтения учащихся разных возрастов, понять научные основы включения творчества того или иного писателя в чтение младшего и старшего возрастов.
- знать тексты входящих в программу произведений.
Содержание курса
Тема 1. Введение. Жанр литературной сказки XIX в. Неомифологизм литературной сказки XX в. Жанр фэнтези.
Предмет, основные задачи, содержание курса. История и особенности жанра литературной сказки. Классическая английская сказка для детей: Л. Кэррол (игра как особая форма познания мира, пародийность, аллегоричность); Лир и Кэрролл – два создателя жанра «нонсенса»; сказки О. Уайльда; Р. Киплинг «Просто сказки» (жанровое новаторство, неповторимость интонации, неомифологизм); Дж. Барри «Питер Пэн и Венди» (неомифологизм «идеализация всего, что было удивительного и недостижимого в детстве»); К. Грэм «Ветер в ивах» (лирико-философское начало, нравственность и актуальность).
А. Ремизов «Посолонь» (жанровые особенности, мифотворчество). А. Толстой «Золотой ключик» (отражение Серебряного века в сказке, архетипичность образа Буратино).
Неомифологизм как особенность культурного сознания XX в., отражение евангельской структуры сюжета в сказках К. Коллоди, Фр. Баума, Кл. Льюиса, Дж. Толкиена, притчевое начало в сказках А. де Сент-Экзюпери, Т. Янссон.
|
Жанровые особенности фэнтези; «славянские» фэнтези и его авторы (М. Семенова, Ю. Никитин, Д. Иволгина, Е. Дворецкая, С. Алексеев и др.). Книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере (тип героя; причины популярности).
Тема 2.Повесть о детях и для детей XIX – нач. XX вв. Произведения Фр. Бернетт, Э. Портер, Л. Чарской.
Тематика и проблематика повестей для детей, особенности психологического конфликта, гуманность произведений и их социальная направленность. особенности структуры этого жанра: мотив путешествия, образ дома, образ воспитателя. Архетипичность образа главного героя в «Маленьком лорде Фаунтлерое», особенности конфликта. Переосмысление традиций детской повести XIX в. в произведении Э. Портер «Поллианна», библейские реминисценции. Плюсы и минусы сентиментальной литературы в произведениях Л. Чарской, оценка К. Чуковского.
Тема 3. Русская реалистическая проза о детях XIX – первой половины XX вв.
Автобиографические произведения Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова, рассказывающие о «жизни человека в детстве»; особенности психологизма. Произведения русских писателей-эмигрантов (Бунин, Куприн, Зайцев, Шмелев, А. Толстой) о детстве. Изображение особенностей русского национального характера в «Богомолье» и «Лете Господнем» И. Шмелева, своеобразие концепции детства. Отражение сказочных традиций в «Детстве Никиты» А. Толстого. Лиризм и исповедальность повести Б. Пастернака «Детство Люверс», отражение христианских идей.