Понятие социальной группы




Введение

Все мы с вами являемся частью какой-либо социальной группы, и даже нескольких. На работе, дома, в различных учреждениях – мы всегда члены определенной социальной группы. Семейная жизнь, воспитание детей, отдых и труд – все эти процессы подразумевают собой нахождение людей в какой бы то ни было группе. Вместе с тем, они вступают в различные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними - помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.

Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью - это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Группа для индивида и является представителем общества в целом, каких-то его интересов, требования, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и благ. То есть, на уровне непосредственного опыта личности группа - это и есть общество, "другие люди".

Социальные группы – это, так сказать, "связки" людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, имеющими общие цели существующие достаточно долго, называются социальной взаимосвязью.

Разного рода группы всегда являлись объектом социально-психологического анализа. Однако стоит отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, прежде всего, наличие трех единств - места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Группой можно назвать совокупность индивидов,

 

взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

На основании этого можно придти к выводу, что социальные группы образуются за счет каких-то общих интересов участников этих групп, что не каждой сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой.

Целью данной работы является:

· общее изучение социальных групп и их видов;

· рассмотрение пути формирования групп, их функции и значения.

Задачи:

1) дать определение “социальная группа”

2) рассмотреть виды социальных групп.

 

 

Понятие социальной группы

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:

1) наличие взаимодействия между ее членами;

2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями.

Такая группа появляется непреднамеренно, случайно, в ней отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействие, как правило, бывает односторонним (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные группы называются "квазигруппами". Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет увеличивать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления социального контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Четкий контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована.

Для определения основных черт группы рассмотрим позицию Мертона (1968) в отношении этого вопроса. Мертон определил группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействую, друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее

членами с точки зрения других людей. Исходя из этого определения отметим основные черты групп::

1) определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, клуб, организации женщин и т.д.

2) членство, чувство принадлежности к данной группе.

3) идентичность с точки зрения посторонних.

Групповая идентичность значительно более устойчива, чем можно предположить. Если мы встречаем человека и узнаем, что он является членом религиозной группы (например, евреев-христиан), мы обычно предполагаем, что группа оказывает на него влияние и считаем, что его поступки совершаются под давлением других членов группы.

 

 

2. ВИДЫГРУПП

2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

Классификация групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования.

В социологической литературе существует множество разнообразных классификаций групп. Американский социолог Е. Юбэнк собрал и проанализировал типы классификаций групп, имеющих место в американской научной литературе. С точки зрения методологии и методики, классификация представляет собой вычленение из статистической целостности (универсума) социальных групп таких, которые имеют одинаковые (в определенном значении) характеристики, выбранные исследователем, например этические. Следовательно, классификацию можно интерпретировать как "распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. При этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы, подгруппы, которые можно выделить в больших социальных группах.

Проведенный Юбэиком анализ позволил ему разработать семь основных признаков классификации:

• на основе этнической или расовой принадлежности;

• на основе уровня культурного развития;

• на основе типов структуры, существующей в группах;

 

• на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;

• на основе преобладающих типов контактов между членами группы;

• на основе различных видов связей, существующих в группах;

• на других принципах.

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли. Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т.д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования. Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы. Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это

 

может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

Группа сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения своим членам. Если участник группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.

Процессы социального взаимодействия в группах исследованы в теориях "социального обмена" и "символического интеракционизма".

Авторы теории социального обмена, американские социологи Джордж Каспар Хоманс (род. в 1910), Питер Микаэл Блау (род. в 1918) считают, что поведение людей есть не что иное, как постоянный обмен ценностями, как материальными (деньги, товары и т.д.), так и нематериальными (уважение, дружба и т.д.). Люди взаимодействуют только исходя из определенного интереса, прямой обмен между ними обеспечивается личными обязательствами, необходимостью отвечать взаимностью на оказываемые услуги. В случае, когда обе стороны получают выгоды от сотрудничества, происходит укрепление социальных связей между ними. Дж. Хоманс формулирует основополагающий принцип взаимодействующих людей: чем больше вознаграждается определенная деятельность человека, тем чаще он ее повторяет. Согласно теории, оценка сторонами меры возврата своего вклада основывается на прошлом опыте социального обмена. Именно

прошлый опыт формирует ожидания своеобразной "нормы поведения". Нарушение ожиданий со стороны одною из участников взаимодействия влечет за собой разочарование и агрессивную реакцию. Авторы теории отмечали, что отношения сторон в процессе обмена часто бывают неравными, - один партнер проигрывает по сравнению с другим. Этим они объясняют существование в обществе неравенства и статусных различий между людьми. Постоянное одностороннее предоставление важных благ - основной источник власти. Человек, контролирующий, к примеру, услуги, которые люди не могут получить больше нигде, может обрести власть над другими.

Авторы символического интеракционизма, американские ученые Дж. Мид и Герберт Блумер (род. в 1900), рассматривают взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в ходе которого его участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для осмысления поступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо "принять роль другого". Такое взаимодействие осуществляется с помощью, жестов (телодвижений, что-то выражающих или сопровождающих речь), которым придается определенное значение. На основе интерпретации символов и жестов вырабатывается ответная реакция, выполняется то или иное действие. Взаимодействие становится возможным благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что человек чем-то недоволен, а если он смеется, мы пытаемся разгадать причину его радости. Мы способны на это, потому что нас с детства учат придавать значение определенным жестам и символам. Мы "разгадываем" намерения других людей, анализируя их поступки, опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Важнейшим из символов, по Дж. Миду, является язык (система звуковых

 

средств). Социальная жизнь, по мнению авторов теории, есть непрерывный процесс, приспособления, взаимной подгонки участниками своего поведения к поведению других. Теории социального обмена и символического интеракционизма пытаются рассмотреть общество как результат действующих и понимающих друг друга индивидов, объединенных в группы.

 

2.2 ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Социальная взаимосвязь бывает двух типов: экспрессивная и инструментальная. Экспрессивные связи - это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости. Инструментальные связи - это связи, лишенные эмоционального аспекта и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели. Таким связям мы обычно не придается эмоционального значения. Называются такие связи чисто деловыми.

В соответствии с этими критериями делятся на типы и сами социальные группы. Таких типов два: первичные группы и вторичные. Под первичной группой мы понимаем группу, члены которой объединены связью первого типа, то есть эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни. Вторичные группы - это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях. Например, семья - это первичная группа, а школьный класс - вторичная.

Между первичной и вторичной группами возможны взаимопереходы. Часто бывает так, что люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так в среде, допустим, студенческой группы возникают дружеские союзы и любовные пары.

Образование первичных групп более вероятно при выполнении ряда условий. Во-первых, чем меньше численно вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами завяжутся тесные доверительные отношения. Во-

вторых, частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами также способствуют углублению их взаимоотношений.

Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений. Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется большая часть потребностей индивида, таких, как потребность в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому вторичные группы, в рамках которых образовались прочные первичные связи, более эффективно функционируют. Например, чем крепче первичные групповые связи воинских частей, тем большего успеха они добиваются в бою.

В-третьих, первичные группы являются мощными инструментами социального контроля. Они добиваются от индивидов поведения, соответствующего нормам и ценностям, принятым в группе. Порицание и санкции со стороны членов первичной группы зачастую для индивида значимее и весомее, нежели критика со стороны "общества в целом".

 

 

2.3 ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ГРУППЫ

Мощное влияние на нас оказывают не только группы, к которым мы непосредственно принадлежим. Часто то же самое оказывается верным для групп, к которым мы не принадлежим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа - это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим. Внешняя группа - это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим. В просторечии мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений "мы" и "они". Следовательно, внутренние группы можно определить как "наши группы", а внешние - как "их группы".

Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ - социальных демаркационных линий, - указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

 

2.4 ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Нередко группы подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры группы. Под структурой группы подразумевается существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом.

Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, - внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности - в общении, объединении, привязанности, дружбе. Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы, напри мер, компания друзей или единомышленников.

Возникновению неформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов. Принадлежность индивидов к одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контакты между ними и способствует образованию неформальных групп.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГРУППОВОЙ ОБЩНОСТИ

Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности в ней проявляются качественно более высокой интенсивностью, глубиной.

Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства:

1. Наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели. Примеров общегрупповых целей, ради реализации которых мы поступаемся своими интересами, множество - например, ради благополучия, престижа своей семьи каждый из нас готов чем-то пожертвовать (покупка новой престижной мебели заставляет нас отказаться от реализации каких-то личных планов и т.д.). Наличие единой общегрупповой цели и принятие ее участниками группы - важнейший признак и условие функционирования групповой общности.

2. Принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой, формирование "Мы - сознания". Совпадение, схожесть системы ценностей, норм поведения становится условием и (в то же время) результатом устойчивости, прочности внутренних связей между членами социальной группы. Человек не может ощущать себя частью группы, если придерживается иных принципов, разделяет иные (чем у группы) нормы, ценности. Он должен или подчиниться принятым в групповой общности нормам, представлениям, или выйти из группы, утратив соответствующие преимущества. Эффект идентификации индивида с общностью, т.е. "Мы - сознание" (иногда говорят "Мы - чувство"), - важнейший признак наличия социальной группы, а причисление менее выражен, рано или поздно он должен достигнуть степени развития параметров других атрибутивных свойств - в противном случае начнется распад группы. Так, устойчивые

взаимодействия могут возникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Но если нормы еще сохранились (как инерционные явления), а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы.

Не случайно у высокоинтегрированных групп все три показателя, как правило, достаточно развиты. Отставание или опережение каких-либо параметров - признаки позитивного или негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления, интеграции или дезинтеграции группы.

3. Устойчивая, само возобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповых взаимоотношений.

Все эти три атрибутивных свойства групповой общности находятся в постоянном сопряжении. Если один из этих параметров менее выражен, рано или поздно он должен достигнуть степени развития параметров других атрибутивных свойств - в противном случае начнется распад группы. Так, устойчивые взаимодействия могут возникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Но если нормы еще сохранились (как инерционные явления), а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы.

Не случайно у высокоинтегрированных групп все три показателя, как правило, достаточно развиты. Отставание или опережение каких-либо параметров - признаки позитивного или негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления, интеграции или дезинтеграции группы.

 

 

3.1 ФУНКЦИИ ГРУПП

В процессе рассмотрения особенностей и структуры социальных групп возникает вопрос: почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

1. Социализации. Эта функция заключается в том, что только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей;

2. Инструментальную. Данная функция состоит в осуществлении той или иной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Кроме того, участие человека в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможность самореализации;

3. Экспрессивную. Она состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль часто выполняют первичные и неформальные группы. Будучи ее членом, человек получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми;

4. Поддерживающую. Данная функция состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели вопрос о значении понятия "социальная группа". Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества. Социолог Г.С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Из этого следует, что Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

Также было рассмотрено формирование социальных групп, их основные черты:

• устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

• относительно высокая степень сплоченности;

• отчетливо выражена однородность состава, то есть наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

• вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.

 

 

В результате проведенного анализа социальных групп, можно сделать следующие выводы:

Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

В социологии выделяют следующие виды групп: референтные, большие и малые; внутренние и внешние; формальные и неформальные; первичные и вторичные.

Для группы (в целом) характерны следующие атрибутивные свойства: наличие (помимо совпадающих целей) единой общей цели; принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой; устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы. Существуют следующие функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: