Интегрированный урок: русский язык, английский язык, мировая художественная культура (2 академических часа)
Разработчик: Пахомова Н.В., учитель английского языка,
ЧОУ «Школа «ДИПЛОМАТ»,
Санкт-Петербург, декабрь 2017
Начало рока:
1. Обсуждение цитаты из Джозефа Кэмпбелла “A hero is someone who has given his or her life to something bigger than oneself.” (Joseph Campbell) - «Герой – это тот, кто отдал свою жизнь ради чего-то большего, чем он сам»
2. Просмотр отрывка из фильма «Властелин колец» на английском языке с последующим обсуждением содержания. “I wish it need not have happened in my time," said Frodo. "So do I," said Gandalf, "and so do all who live to see such times. But that is not for them to decide. All we have to decide is what to do with the time that is given us.” (J.R.R. Tolkien, The Fellowship of the Ring) «Жаль, что это случилось в мое время», - сказал Фродо.«Мне тоже», -сказал Гендальф. «Жаль всем, кому приходится жить в такие времена. Но это не им решать. Все, что нам приходится решать,это что делать с отведенным нам временем.»
3. Повторение пройденного материала: учащиеся сравнивали героев из «Илиады», «Одиссеи», «Калевалы», русских былин (программа по литературе в 7 классе), «Беовульфа» (знакомились с содержанием эпоса на основе англоязычного мультфильма); «Тараса Бульбы» (программа по литературе в 7 классе; попытка 19 века создать эпического героя), «Властелина Колец» (просмотр фильма-трилогии; попытка 20 века создать эпос). При сравнении учащиеся составляли списки качеств героев и сравнивали их с помощью кругов Эйлера. Повторение фактов биографии Джона Рональда Руэла Толкина (1892-1973), бывшего профессором английского языка и литературы в Оксфордском университете, крупным специалистом по англосаксонскому эпосу. В 1936 году Толкин прочитал знаменитую лекцию «Беовульф. Монстры и критики», в 1937 он написал сказку «Хоббит или Туда и Обратно», в 1949 году закончил «Властелина Колец».
|
Формулировка ЦЕЛИ урока:
В рамках работы над концептом «ГЕРОЙ» познакомиться с новым понятием «ПУТЬ ГЕРОЯ» обогатить новыми смыслами наши представления о ГЕРОЕ.
Основная часть урока:
4. Обсуждение слайда на английском языке по теме что такое эпос и кто такой эпический герой.
Эпос – это длинное «повествовательное» стихотворение, которое прослеживает приключения великого героя – эпического героя.
· воплощает и защищает ценности своего времени
· имеет сверхъестественные черты
· понимает необходимость отправиться в путешествие
· несет себя с гордостью и достоинством
5. Обсуждение понятия «путь, путешествие героя». Объяснение правил проведения урока-квеста: работая в группах по 3 человека выполнить задание, получить ключ, подписать «Круг – путь героя». Быть по очереди председателем обсуждения, секретарем или спикером.
6. Задание для Ключа 1: найти в англо-английском словаре слово QUEST.
Обсуждение термина QUEST 1. a long search for something that is difficult to find, or an attempt to achieve something difficult (долгие поиски того, что трудно найти, попытка достичь чего-то трудного); QUEST2. Medieval Romance an adventurous expedition undertaken by a knight or knights to secure or achieve something: example: the quest of the Holy Grail.(в средневековой литературе путешествие, предпринятое рыцарем или рыцарями, чтобы спасти или достигнуть чего-то, например, путешествие за чашей Святого Грааля)
Ключ 1: CALL TO ADVENTURE/призыв отправиться в путь; MEETING A MENTOR /встреча с наставником; CROSSING THRESHOLD, пересечение порога
7. Задание для Ключа 2: просмотреть видео с «Прологом «Беовульфа»» на древнеанглийском языке (середина 5 века – 1066 год/ Норманское завоевание), найти в тексте минимум одно слово, узнаваемое в современном английском языке (см. Приложение «Hwæt!»), перевести цитату из «Беовульфа» на русский язык. Цитата приведена на древнеанглийском (рунический алфавит) и современном английском языках: “Fate often saves an undoomed man when his courage is good” /“Wyrd oft nereð unfægne eorl þonne his ellen deah” / «Судьба часто спасает необреченного человека, когда он мужественен.» Обсуждение смысла цитаты, примеры из «Беовульфа» и «Властелина Колец».
|
Ключ 2: TRIALS + FAILURE /испытания + поражение;HELPER/ помощник; GROWTH/рост; NEW SKILLS/новые навыки
8. Задание для Ключа 3: посмотреть на кластер на английском языке на основе сюжета «Беовульфа» и «восстановить» пропущенные слова – качества эпического героя. Ответ: BRAVE/храбрый; PHISICALLY STRONG/физически сильный; INTELLIGENT/умный; VALUES LOYALTY/ценит верность (см. Приложение Beowulf_cluster)
Ключ 3: DEATH AND REBIRTH/смерть и перерождение; REVELATION /откровение; FINALLY CHANGES/окончательные перемены
9. Задание для Ключа 4: перевести на английский язык результаты сравнения качеств героев (материал предыдущего урока)
Ответ: BRAVE, MORALLY STRONG, DETERMINED, OUTSTANDING
Ключ 4: ATONEMENT /искупление; GETS GIFTS or TREASURE/ получает дары или сокровище; RETURN CHANGED/ возвращается преображенным
10. Обсуждение «Круга – пути героя»
Круг был создан Джозефом Джоном Кэмпбеллом/ Joseph John Campbell (1904 – 1987) американским писателем, исследователем мифологии, наиболее известным благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и книгой «Герой с тысячью лицами»/ The Hero with a Thousand Faces (1949)
|
Второе название «Круга – пути героя» - «мономиф». Круг существует в разных похожих версиях. Под «мономифом» Кэмпбелл понимал единую для любой мифологии структуру построения странствий и жизни героя. По его мнению, в любом из известных нам мифов герой проходит одни и те же испытания, один и тот же жизненный путь. Одна и та же мифологема характерна как для Древней Греции или Скандинавии, так и для индийской мифологии.
На основе разработок Кэмпбелла Кристофер Воглер (род. 1949), голливудский продюсер и писатель, составил получившую впоследствии широкую известность 7-страничную инструкцию для голливудских сценаристов «Практическое руководство по многоликому герою».
В Голливуде сценарии пишут по методичке Воглера с середины 1970х. Фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны» (1977) был отнесен к мономифам сразу после его появления.
11. Обсуждение достижения цели урока. Добавление идеи «путь героя»/ «quest» к кругам Эйлера, составленным ребятами раньше.
Окончание урока
12. Обсуждение личных открытиий и универсального путешествия героя.
13. Просмотр видео на английском языке. Общий смысл видео: Миф о пути героя существует в культуре разных народов. Он постоянно обогощается, так как люди воспринимают мир в преломлении символических историй. Формулу Кэмпбелла можно проследить не только в книгах и фильмах, но и в собственной жизни. Сначала звучит призыв, потом надо принять вызов, справиться со страхом и найти свое «сокровище».
14. Обсуждение цитаты из Кэмпбелла “You are the Hero of your own Story”/«Ты герой своей истории»
15. Рефлексия на тему в чем на сегодняшнем уроке я почувствовал себя героем, в какой роли «председатель/секретарь/спикер» я лучше всего себя проявил