Для науки Мединский – и стыд, и позор.




МЕДИНСКИЕ ТЕЗИСЫ

***

Разве Veritas нынче скользка и двояка?

Может, взятки берёт? Может, просто зевака?

Это всё ерунда! Это всё оговор!

Ибо с истиной в ссоре – глумилище ВАКа.

Для науки Мединский – и стыд, и позор.

 

1. Президиум ВАКа поддержал В.Р. Мединского:

 

14 голосов – за

6 голосов – против

 

2. В состав Президиума входят только два историка.

Среди них Сергей Мироненко – научный руководитель Государственного архива РФ.

Вот его мнение:

 

Не могут такие диссертации защищаться, эта диссертация к науке не имеет никакого отношения. Есть приёмы исторического исследования — он об этом не имеет ни малейшего представления.

3. В моих руках книга:

 

Мединский В.Р. Проблемы объективности в освещении европейцами российской истории второй половины XV – XVII вв. Монография. М.: РГСУ, 2010. 380 с.

ДД В.Р. Мединского имеет несколько другое название:

 

Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV–XVII вв.

Здесь выпали европейцы.

А в них – корень.

Корень зла.

 

4. Позиция В.Р. Мединского – антиевропейская, антилиберальная, антипетровская.

Её сущность проста и очевидна: это экстраполяция нынешней ненависти к Западу на далёкое прошлое.

Ты объективен?

А заморские гости нет?

Этот критерий пробуксовывает в гуманитарной сфере – будь перед нами беглые травелоги или обстоятельные трактаты.

Субъективность в этих человеческих, слишком человеческих измерениях неустранима.

Но у науки есть для этого случая коррекционные линзы.

Диссертант не желает ими пользоваться.

Всё иностранное он стремится скомпрометировать.

 

5. Псевдо-историки типа В.Р. Мединского норовят превратить Клио в гулящую женщину: подкладывают её в ту постель, которая отвечает современной конъюнктуре.

Это надругательство над историей.

Аморальное – глубоко порочное – занятие!

 

6. Владыки современные любит себя рифмовать с владыками досюльными.

Иосиф Сталин хотел нанять Ивана Грозного в качестве апологета своих злодеяний.

Воскресил его с помощь кино.

Выполняя двусмысленнное партийное поручение, Сергей Эйзенштейн надорвался – нравственные коллизии убили его.

 

7. Сегодня Иван Грозный снова востребован.

Оспаривается факт убийства им своего сына.

Кто бросил тень на Святую Русь?

Иезуит Антонио Поссевино!

Сильно досталось папскому послу от В.Р. Мединского.

Сейчас мы входим в гадательную область

Убил – не убил: ни доказать, ни опровергнуть.

Эксгумация останков царевича?

В силу многих причин неопределённость всё равно остаётся.

История – это наука, где невозможен – за редчайшими исключениями – crucial experiment.

Вот печальное обстоятельство, открывающее широкий простор для своекорыстных спекуляций!

 

8. Antonius Possevinus (1534–1611) был ректором падуанской академии.

Это не является гарантом его научной добросовестности.

И всё-таки…

Зачем ему понадобилось придумывать страшный миф о Иване Грозном?

В отместку за то, что тот отказался принять католицизм?

Не надо принижать оппонента – превращать человека, стоявшего на вершине европейской культуры, в мелочного злыдню.

Дело было так.

 

9. Ливонская война – будь она неладна.

Разорила Россию!

Стефан Баторий теснит Иван Грозного.

25.08.1580 года царь обращается к папе Григорию XIII с просьбой оказать посредничество.

С этой целью к нам командируется Антонио Поссевино.

 

 

 

Ян Матейко. Стефан Баторий под Псковом. 1872 г.

Картина написана в Кракове – тогда он был вольным городом: раздел Польши – и это кажется чудом – счастливо миновал его.

Сюда тянулась творческая интеллигенция.

А Варшава тогда являлась столицей Царства Польского.

Подобные сюжеты там не поощрялись.

В центре полотна мы видим Антонио Поссевино

 

Толковый был дипломат!

Благодаря ему 15.01.1582 г. – чуть ли не под стенами обессилевшего Пскова – воюющие стороны заключили Ям-Запольский мир.

Россия получила передышку на 27 лет.

 

9. Что было, то было: Антонио Поссевино склонял Ивана Грозного присоединиться к Флорентийской унии – отказаться от православия.

На этой миссионерской стезе он не был первым.

Ещё в 1573 г. сейм обсуждал кандидатуру Ивана IV: тебе – польская корона, от тебя – переход в латинскую веру.

Был ли у русского царя такой соблазн – или он вёл тонкую игру с Западом: этого нам никогда не узнать.

Он и Антонио Поссевино давал посулы.

 

 

 

М. В. Нестеров. Папские послы у Ивана Грозного. 1884 г.

Теперь мы видим Антонио Поссевино в красном одеянии.

Царь внимательно изучает Флорентийскую унию

Неслыханное дело: иезуит получил от царя право открыто проповедовать католицизм в Москве – это ли не толерантность?

В Смутное время крепкие русские умы тоже потакали Риму.

Было такое вероятие: вместо родных церквей – чуждые костёлы.

Миновало!

 

10. Иван Грозный любил дискутировать с Антонио Поссевино.

При этом подчёркивал своё превосходство над ним.

Иронизировал: зачем подбородки бреете?

Пётр I таки задействовал бритву.

Вместе с нею шагнул туда, куда тянул Россию доброхот из Ватикана – в европейскую цивилизацию.

Внутри своей системы отсчёта Антонио Поссевино считал себя другом нашей страны.

Не лесть, а критика: это критерий истинного расположения.

Антонио Поссевино нелицеприятно писал о великом князе – тот

 

…хочет быть полным господином имущества, тела и души и даже мыслей подданных. И так как он хочет знать, что они между собой говорят, получается, что никто не смеет рта раскрыть. Каждое высказанное слово может в такой же мере снискать милость государя, как и стать причиной наказания.

В.Р. Мединский считает, что подобные высказывания – навет: тираны в России – хорошие менеджеры.

 

11. Вдумаемся в даты:

 

27.03.1581 г. посольство покидает Рим.

18.08.1581 г. Антонио Поссевино встречается с Иваном Грозным в Старице.

16.11.1681 г. Иван Грозный в Александровой слободе убивает сына.

15.01.1582 г. заключается Ям-Запольский мир.

14.02.1582 г. Антонио Поссевино прибывает в Москву.

28.03.1684 г. умирает Иван Грозный.

Почти одновременно со смертью русского государя Антонио Поссевино выпускает своё «Московское посольство».

Это пролегомены к знаменитой «Московии».

Когда и где Антонио Поссевино придумал александровский сюжет?

Может, это всё-таки была фиксация исторического факта?

Жизнь папского легата оказалась тесно связанной с Феррарой.

Там он и умер.

Этот город – центр рыцарства.

Средоточие идеализма и великодушия!

Уже миновали Средние века – но Феррара сохраняла их дух.

Там блюли кодекс чести.

Когда в Антонио Поссевино хотят увидеть подонка, возведшего напраслину на русского царя, с которым его связывали – при всех несовместимостях – вполне дружественные отношения, то это кажется противоречащим и интуиции, и логике.

Антонио Поссевино был человеком с рыцарской закваской.

 

 

***



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: