ПРКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Повесть О.Бальзака «Гобсек». Роман «Отец Горио»
1. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» «Человеческой комедии».
2. «Человеческая комедия» Бальзака и место в ней романа «отец Горио».
3. Особенности композиции.
4. Способы раскрытия характеров.
а). Портрет
б). Окружающая обстановка, принципы описания
в). Эволюция образов
г). Философия героев, самораскрытие персонажей
д). Романтическое и реалистическое в образах
е). Роль детали в создании образа
5. Персонажи второго плана, принципы их создания, связи с главными героями.
6. Особенности языка и стиля.
7. Эжен Растиньяк и Жюльен Сорель. (или другой литературный герой).
8. Анализ повести «Гобсек».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бальзак О. Собр. соч. 15 т. – М., 1951-1955, т.1 (Предисловие к «Человеческой комедии»).
2. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. – М., 1967. (гл. Эстетика Бальзака).
3. Обломиевский Бальзак. Этапы творческого пути. – М., 1961.
4. Реизов Б.Т. Бальзак. Сборник статей. – Изд. ЛГУ 1960.
5. Бохмутский В. «Отец Горио» Бальзака. – М.: Художественная литература 1976.
6. Практические занятия по зарубежной литературе. – М., 1981. с. 133-141.
7. Коган П.С. Очерки по истории западноевропейской литературы. – М.: Госиздат, 1922. Т.2 (Бальзак, Диккенс, Гейне).
8. Нартов К.М. Взаимодействие отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. – М., 1986.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Роман Ч.Диккенса «Приключение Оливера Твиста».
1. Роман Диккенса «Оливер Твист» в контексте раннего творчества писателя.
2. «Оливер Твист» и современная Диккенсу английская действительность.
3. Жизненный путь Оливера.
4. Диккенсовские «злодеи».
5. Христианские идеи в романе.
6. Художественное своеобразие романа (традиции романа 18 века, особенности композиции и жанра, приемы создания характеров, символика, язык и стиль).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ивашов В. Английские реалистический роман ХХ века в его современном изучении. – М., 1974.
2. Катарский И.М. Диккенс: Критико-биографический очерк. – М.,1960.
3. Катарский И.М. Диккенс в России: Середина Х1Х века. – М., 1966.
4. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. – М.,1959.
5. Сильман Т.И. Диккенс. Очерк творчества. – М., 1970.
6. Тайна Чарльза Диккенса: Биографические разыскания. – М., 1990. См. библиографию с.-62-123.
7. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975.
8. Пирсон Х. Диккенс. – М., 1963.
9. Честерсон К.Г. Диккенс. – М., 1982.
10. Кеттл А. Введение в историю английского романа. – М., 1966. («Оливер Твист»).
11. Нерсесова М.А. «Холодный дом» Диккенса. – М., 1971.
12. Практические занятия по зарубежной литературе. – 1981. («Домби и сын»).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
РОМАН Э.Т.А.Гофмана «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА».
Вопросы к занятию см. в сб. «Практические занятия по зарубежной литературе». М., 1981.
ЛИТЕРАТУРА: (дополнительная)
1. Э.Т.А.Гофман Письма, высказывания, документы – М., 1987.
2. Ветчинов К. Похождения Гофмана — следователя полиции, гос. Советника, композитора, художника и писателя. Пущино, Фото-век, 2009.
3. Вольф К. Житейские воззрения кота в новом варианте. // К.Вольф. Избранное. – М., 1979.
4. Встреча. Повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. – М., 1983 (Ф.Фюман. «Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман». А.Зегерс «Встреча в пути»).
5. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и собрания мистика – СПб, 1996.
6. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990, с.51-60.
7. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время – Рига, 1988.
8. Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Гофмана. – Рига, 1970.
9. Художественный мир Гофмана. – М., 1982.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Поэмы Байрона (на материале «Дон Жуана»)
1. Эволюция романтической поэмы в творчестве Байрона. («Паломничество Чайльд Гарольда» – «Восточные повести» – «Дон Жуан»).
2. «Дон Жуан» – роман в стихах.
а) Герой:
- выбор героя (чем обусловлен).
- его место в сюжетостроении романа.
- новаторство Байрона в истолковании образа Дон Жуана.
б) Основные герои и проблемы.
в) Объекты сатиры.
г) Испанские сцены. Турецкие эпизоды. Английские главы «Дон Жуана» и их значение. Русские эпизоды и образы.
е) Художественное новаторство Байрона.
3. «Дон Жуан» Байрона и «Евгений Онегин» Пушкина.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дубашинский И.А. Поэма Байрона «Дон Жуан» – М., 1976. (есть на кафедре)
2. Русинов И.М. История образа Дон Жуана. // Русинов И.М. История литературного героя – М., 1958. С.325-393.
3. Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. – Л., 1974. Она же: Лирическая поэзия Байрона. – М., 1975, Она же: Английский романтизм. – М., 1978.
4. Елистратова А.А. Байрон. – М., 1956.
5. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.
6. Кургинян М.С. Джордж Байрон. – М., 1958.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Поэма Д.Г.БАЙРОНА «Паломничество Чайльд Гарольда»
Вопросы к занятию см. «Практические занятия по зарубежной литературе». М., 1981.
ЛИТЕРАТУРА (дополнительная):
1. Зверев А. Звезды падучей пламень. Жизнь и поэзия Байрона. – М.,1988.
2. Дьяконова Н.Л. Лирическая поэзия Байрона – М., 1875.
3. Великий романтик. Байрон и мировая литература. – М., 1991.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
БАЙРОН И РОССИЯ.
1. Великий романтик. Байрон и мировая литература. – М.: Наука, 1991, /см. библиографию в сборнике/.
2. Байрон и Лермонтов
и Достоевский
и русские романтики
и русские писатели конца Х1Х-начала ХХ вв.
и Чайковский.
3. Переводы Байрона.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Байрон Д.Г. На перепутьях бытия. – М.: Прогресс, 1989.(Русские отклики).
2. Демурова Н. О переводах Байрона в России. // Byron. Избранная лирика (на англ. языке) – 1973, с. 425-448.
3. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978. (Байрон и русская романтическая поэма).
4. Зверев А. Звезды падучей пламя. – М.; Детская литература, 1988. (Байрон и Пушкин и Лермонтов).
5. Зверев А. Байрон и русская поэзия // Байрон Л.Г. Избранная лирика. М.: Радуга, 1988. С.13-35.
6. Литературное наследство. Русско-английские литературные связи – М., Наука, 1982.
7. Литературное наследство – М., 1941. – Т.43/44. Байрон и Лермонтов
8. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981. С.371
9. Русский венок Байрону. – М., 1988.
10. Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе. – М., Просвещение, 1982. (Байрон и русские поэты)
11. Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. – М., 1986. С. 68-82 (Байрон и Лермонтов)
12. Маранцман В.Г. Литература. Учебное пособие для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1992.
13. Энциклопедия мировой литературы. – М., 2001.
14. Лейтон Л.Г. Утлый челн в бурном море русской романтической поэзии. – М.: Прометей, 2004. (Байрон и байронизм в России: В.Жуковский, Я.Полонский, И.Козлов)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Исторические романы В.Гюго (роман «Девяносто третий год»).
- Французский исторический роман (В.Гюго, А де Виньи, А.Дюма).
- Концепция исторического романа в творчестве Гюго (см.: Предисловие к драме «Кромвель»).
- Роман Гюго «Девяносто третий год» – соотнесенность исторической темы с современностью. Ст. сборник «Грозный год» и роман «93 год».
- Философская и нравственная проблематика романа. Столкновение «двух полюсов истины» в романе.
а) Вандея и Париж.
б) Изображение народа в романе.
в) Образы вождей революции.
г) Симурден, Говен, Лантенак.
- Художественное своеобразие романа Гюго (основные символы романа и их смысл, библейские и античные параллели, особенности пейзажа, соединение различных манер).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Евнина Е.М. Виктор Гюго – М., 1976.
2. Трескунов М.С. Виктор Гюго. Л., 1969.
3. Трескунов М.С. Роман – Гюго «Девяносто третий год». – М., 1981.
4. Минина Т.Н. Роман В.Гюго «Девяносто третий год».Проблема революции в творчестве Гюго. – Л., 1978.
5. Молок А.И. Комментарии к роману «Девяносто третий год». – В кн. В.Гюго. Собр. соч. в 15-ти т. – М., 1956, Т.11.
6. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л., 1958.
7. Вюрсмер А. Не посмотреть ли на известное по-новому? – М.: Прогресс, 1975.
8. Муравьева Н. Гюго. – М., 1961.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Ш. БОДЛЕР «ЦВЕТЫЗАЛА»
Ш.Бодлер «Цветы зла»
- смысл названия;
- композиция;
- тематика циклов, внутренняя связь разделов книги: человек и мир (образ человека, образ мира, образ города, тема любви);
- способы создания интеллектуальной поэзии», необычность образной системы, двоемирие;
- Бодлер в России.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Нольман М.Л. Шарль Бодлер. – М., 1973.
2. Сартр Ж.П. Бодлер. // Бодлер Ш. Цветы зла – М.,1993.
3. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. – М., 1973.
4. Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. «Цветы зла» – М., 1970. С.233-287.
5. Поэзия французского символизма. – М., 1993.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ