ПОЭЗИЯ И ПРОЗА Эдгара По.




 

1. Поэма в прозе «Эврика» Э.ПО – ключ к научно-философским воззрениям писателя.

Статья Э.ПО «Эврика» в сборнике «Сделать прекрасным наш день»…// Публицистика американского романтизма. – М.: Прогресс, 1990. С.301-341.

2. Поэтическая теория ПО и ее реализация в художественной практике:

-понятие Высшей Красоты;

-категория Прекрасного в эстетике и поэзии ПО;

-поэтическое творчество как комбинация вдохновения и расчета;

-принцип Неопределенности;

-метафоры и символы в поэтике По;

-фонетические аспекты поэтики По. (По Э. Лирика. – Л.,1976, М., 1993.)

3. Теория рассказа Э.По (Статьи о Готорне).

См. в хрестоматии историко-литературных материалов «Зарубежная литература Х1Х века. Реализм». М., 1990. С. 225-261.

4. Новеллистическая проза По.

-психологические новеллы («Падение дома Ашеров», «Черный кот», «Бес противоречий», «Вильям Вильсон» и др.).

-логические рассказы («Золотой жук», «Убийство на улице Морг» и др.).

-научно-философские рассказы («Ганс Пфааль», «Разговор с мумией», «Меллонта Таута» и др.

По Э. Полное собрание рассказов. – М., 1970.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аллен Г. Эдгард По – М.: Мол. гвардия, 1987. (См.: послесловие М.Урнова).

2. Ковалев Ю.В. Эдгард Аллан По: новеллист и поэт. - Л.: Худож. лит. 1984.

3. Литературная история Соединенных Штатов. – М., 1977.

4. Тугушева М. Под знаком четырех. – М.: Книга, 1991.

5. Гросман Д.Д. Эдгард По в России. – СПб., 1988.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Г.ФЛОБЕР «Госпожа Бовари».

1. Флобер и Франция. Философские и политические взгляды писателя.

2. Эстетические принципы Флобера и реализация в романе «Госпожа Бовари». Теория объективного романа. Бальзак и Флобер.

а) Провинциальные нравы («Госпожа Бовари») и «Лексикон прописных истин». Депоэтизация и дегероизация действительности.

б) Система образов:

- двойственность трактовки образа Эммы.

- Шарль – Леон – Родольф.

3. Совершенство формы, стилистическое мастерство. (Приемы монтажа, импрессионистичность стиля, цвет, музыка).

- анализ одного на выбор из эпизодов романа в свете импрессионистичность эстетики.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Флобер Г. Собр. соч. в 10-ти томах. – М - Л., 1938. Т.7.

2. Реизов В.Г. Творчество Флобера. – М., 1955.

3. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер: Из истории реализма во Франции. – М., 1955.

4. Моруа А. Литературные портреты.

5. Моэм У.С. Подводя итоги: (очерки, эссе) – М., 1991. С.356-380.

6. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1973.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ПОЭЗИЯ Г.ГЕЙНЕ

1. Творчество Г.Гейне как новый этап в развитии немецкой романтической поэзии.

2. «Книга песен».

-тематическое и интонационное своеобразие циклов;

-лирический герой;

-романтическая ирония;

-особенности художественной формы;

3. Проза Гейне.

4. Письменный анализ одного стихотворения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гиждеу С.П. Генрих Гейне. – М., 1964.

2. Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. – М., 1983.

3. Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. – М., 1963.

4. Дмитриев А.С. Генрих Гейне. – М., 1952.

5. Стадников Г.В. Генрих Гейне. – М., Книга для учащихся. – М., 1984.

6. Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. – М., 1962.

7. Гордон Я.И. Гейне в России. В 3 т. – Душанбе, 1973 – 1983.

8. Копелев Л. Поэт с берегов Рейна. – М., 2003.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Исторический роман В.СКОТТА «Айвенго».

 

Вопросы к занятию см. «Практические занятия по зарубежной литературе». М., 1981.

 

ЛИТЕРАТУРА: (дополнительная)

1. Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир – М., Радуга, 1987.

2. Пирсон Х. Вальтер Скотт – М., 1983.

3. Бельский А.А. Вальтер Скотт. Очерк. Творчество – М., 1988.

4. Долинин А. История, одетая в роман – М., 1988.

5. Альтшуллер Н. Эпоха Вальтера Скотта в России. – СПб., 1996.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Исторический роман В.Скотта «Айвенго»

«В наш век невозможно поэту не отозваться Байроном, как романисту не отозваться Вальтером Скоттом»

(П.А.Вяземский)

  1. Открытие и воплощение чувства истории.
  2. Особенности историзма В.Скотта.
  3. особенности композиции и сюжетостроения романа В.Скотта «Айвенго»
  4. Образы средневековой Англии (тематика и проблематика романа).
  5. Система образов в романе
  6. «Колорит места» и «колорит времени».
  7. Поэтика В.Скотта (художественные приемы, стиль, язык).

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бельский А.А. Вальтер Скотт. – М., 1983.
  2. Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. – М., 1987.
  3. Долинин А. История, одетая в роман. – М., 1988.
  4. Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Любое издание.
  5. Практические занятия по зарубежной литературе. – М., 1981. С.122-127.
  6. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.-Л., 1965.
  7. Пирсон Х. Вальтер Скотт. – М., 1983.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«Пенталогия о Кожаном Чулке Д. Ф. КУПЕРА »

1. История создания пенталогии (последовательность создания романов и история судьбы главного героя от 40-х г.г. XVIII века до начала XIX века).

2. Национальная история в романах о Кожаном Чулке.

3. Проблема взаимоотношений белых пришельцев с индейцами.

4. Проблема взаимодействия человека и природы.

5. Нравственные идеалы Купера.

6. Образ Натти Бампо.

7. Художественное мастерство Купера-романиста.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Боброва М.Н. Джеймс Фенимор Купер. Очерк жизни и творчества. – Саратов, 1967.
  2. Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. – М., 1972.
  3. Иванько С. С. Джеймс Фенимор Купер. (1789 – 1851) // Д.Ф.Купер. Собрание сочинений. В 7 т. – М., 1982. – Т. 1.
  4. Иванько С. С. Фенимор Купер. – М., 1990 (ЖЗЛ).
  5. Елистратова А.А. Джеймс Фенимор Купер. // Д.Ф.Купер. Избранные сочинения. В 6 т. – М., 1961. – Т. 1.
  6. Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. – М.,1968.
  7. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX века. – М., 1964.
  8. Саруханян А. Америка Купера и Кервуда // Купер Д.Ф. Последний из могикан. – М., 1990.
  9. Шейнкер В. Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера и проблемы развития американской литературы первой половины XIX века. – Л., 1971.
  10. Шейнкер В. Н. Функции имени заглавного героя в романе Джеймса Фенимора Купера «Зверобой» // Автор. Текст. Эпоха. – СПб.,1995.
  11. Эрштейн М.О. Художественное воплощение образа фронтисмена в американской литературе эпохи романтизма // Образование, язык, культура на рубеже XX – XXI веков. – Уфа, 1998. – Ч. 3.

 

 

Ф.Купер. Пенталогия о Кожаном Чулке

 

 


ВОПРОСЫпо зарубежной литературе XIX века.

Часть 1. РОМАНТИЗМ.

1. Великая французская революция и литература.

2. Романтизм. Социально-политические и философские предпосылки возникновения романтизма. Романтизм и Просвещение. Сущность романтического двоемирия. Своеобразие романтической типизации. Понятие романтического героя. Художественные открытия романтизма.

3. Романтизм в Германии. Своеобразие немецкого романтизма. Классическая немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и эстетика романтизма. Периодизация и основные течения в литературе немецкого романтизма.

4. Эстетика иенского романтизма. Эстетическая теория Ф.Шлегеля. (концепция универсальной романтической поэзии, теория романтической иронии). Учение об искусстве как высшей форме познания мира. Роман-миф Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

5. Гейдельбергский романтизм. Заслуги романтиков в собирании и обработке произведений устного народного творчества. «Волшебный рог мальчика» Арнима и Брентано. «Семейные и детские сказки» братьев Гримм. Творчество В.Гауфа.

6. Художественные завоевания немецкой романтической поэзии. Эллинистическая поэзия Гельдерлина. Философская лирика йенцев. Расцвет песенных жанров в романтической поэзии и музыке.

7. Развитие жанров романтической повести, новеллы и сказки (Вакенродер, Новалис, Тик, Арним фон Брентано, де ла Мот Фуке, Шамиссо, Эйхендорф).

8. Трагический мир Г.фон Клейста. Драматургия и новеллистика. (тематика, особенности художественной формы).

9. Э.Т.А.Гофман – музыкант, художник, поэт, театральный деятель. Новеллистика Гофмана (своеобразие новеллистических сборников, тематика, художественная манера).

10. «Житейские воззрения кота Мурра» Гофмана – роман об искусстве. Сатирическая направленность романа. Фрагментарность как философская категория и композиционный прием. Многоплановость и полифоничность романа.

11. Романтизм в Англии. Предромантизм. Готический роман и традиции этого жанра в английской романтической и реалистической литературе. Эстетика английского романтизма. Этапы развития.

12. Творчество В.Блейка – художника и поэта, философа. Диалектическое единство стихотворных циклов «Песни невинности» и «Песни опыта» (тематика, художественная форма).

13. Художественная деятельность поэтов «озерной школы». Своеобразие поэтических миров Вордсворта и Кольриджа.

14. У истоков научной фантастики. Творчество М.Шелли. «Франкенштейн» и традиции готического романа.

15. Байрон. Личность. Судьба. Этапы творчества.

16. Лирика Байрона.

17. «Восточные поэмы» Байрона. Байронический герой. Романтическая поэтика цикла.

18. «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона. История создания и композиция поэмы. Тематика. Проблемы лиро-эпического жанра, романтического героя, структуры поэмы и повествовательной манеры.

19. «Дон-Жуан» Байрона – роман в стихах. Энциклопедичность в изображении современности. Объекты сатиры. Литературная традиция и герой Байрона. «Дон-Жуан» Байрона. 2Дон-Жуан» Байрона и «Евгений Онегин» Пушкина.

20. Байрон и русская литература.

21. Жизнь и творчество П.Б.Шелли и Китс. Своеобразие лирики Шелли. Анализ трагедии «Ченчи» (или одной из поэм Шелли).

22. Этапы жизни и творчества В.Скотта. Поэзия В.Скотта. Скотт – создатель жанра исторического романа. Особенности его исторической концепции. Анализ «шотландского» романа Скотта.

23. Анализ романа Скотта «Айвенго» (тематика и проблематика романа, система образов, особенности построения сюжета).

24. Романтизм во Франции. Основные этапы. Романтические концепции искусства на разных этапах развития. Лирика. (Ламартин, Виньи).

25. Французская романтическая проза. Исповедальный роман. «Рене» Шатобриана, «Адольф» Константа и «Исповедь сына века» Мюссе – разные варианты одного жанра (тип героя, особенности психологизма).

26. Специфика исторического жанра во Франции и влияние В.Скотта. А.де Виньи и А.Дюма («Сен-Мар» и «Три мушкетера»).

27. Социальный роман французского романтизма. Ж.де Сталь и Жорж Санд. Жизнь и творчество Жорж Санд. Анализ одного романа.

28. Жизнь и творчество В.Гюго – великий национальный поэт Франции (основные поэтические циклы, многообразие тематики, поэтическое новаторство). Драматургия Гюго.

29. Эстетические взгляды Гюго. «Предисловие к драме «Кромвель» – манифест французского романтизма. Концепция исторического романа у Гюго. Анализ одного из исторических романов писателя («Человек, который смеется», «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные»).

30. Гюго и Парижская коммуна. Отражение противоречивых позиций автора в романе «Девяносто третий год: «Столкновение двух полюсов истины».

31. Ранний этап романтизма в США. Творчество В.Ирвинга и Ф.Купера. Анализ одного из романов о Кожаном Чулке Ф.Купера.

Часть II

РОМАНТИЗМ. КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.

 

1. Критический реализм. Общественно-философские и эстетические предпосылки формирования реализма. Реализм Х1Х века и традиции просветительского реализма и романтизма. Представление о «правде» искусства в реализме. Очерк и его место в становлении реализма.

2. Песенная поэзия П.Ж.Беранже. Основные темы и образы. Особенности художественной формы.

3. Жизнь и творчество Стендаля. Мировоззрение, литературная деятельность. Эстетические принципы Стендаля, изложенные в трактате «Расин и Шекспир», статье Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская». Анализ новеллы «Ванина Ванини».

4. «Красное и черное» Стендаля – художественный памятник эпохи. (Образ эпохи, типы персонажей). Жюльен Сорель (Наполеон, Тартюф). Этика любви. Смысл заглавия.

5. Роман Стендаля «Пармский монастырь». Фабрицио дель Донго и Жюльен Морель. Символика Стендаля. Стендаль и Толстой.

6. П.Мериме – драматург, романист, эссеист. Новеллистика Мериме. Основные темы, особенности художественной формы.

7. Анализ новеллы П.Мериме «Кармен». Мериме и Россия.

8. О.де Бальзак. Жизнь и творчество. Эстетика Бальзака. Анализ повести Бальзака «Гобсек». Бальзаковская деталь.

9. О.де Бальзак. Замысел и план «Человеческой комедии». Обоснование художественного замысла и в предисловии к циклу. Анализ романа Бальзака «Евгения Гранде».

10. Анализ романа Бальзака «Отец Горио»

11. Анализ романа Бальзака «Утраченные иллюзии». (или «Шагреневая кожа»).

12. Эстетика английского критического реализма. Английская реалистическая проза. (Писатели «Блестящей плеяды» Т.Л.Пиккок). Новые тенденции в развитии английского реализма второй половины Х1Х в. (Дж.Элиот).

13. Английский реалистический роман (Д.Остен, сестры Бронте).

14. Ч.Диккенс. Жизнь и творчество. Особенности формирования и эволюция мировоззрения, его противоречия. Традиции романа ХУШ века, романтизма народного творчества и художественное новаторство Диккенса. Поздние романы Диккенса (анализ одного из романов).

15. Эволюция творчества Ч.Диккенса. Анализ романа «Приключение Оливера Твиста». Мастерство Диккенса-романиста.

16. Диккенс и Теккерей. Художественный мир Теккерея. Особенности сатиры. Теория игры. Анализ романа «Ярмарка тщеславия».

17. Творчество Г.Гейне. Публицистика. «Книга песен». (Основные темы и особенности художественной формы).

18. Особенности реализма второй половины ХIХ века.

19. Творчество Г.Флобера. Эстетические принципы. «Трилогия» Флобера и место в ней повести «Простая душа». (проблема нравственного идеала).

20. «Госпожа Бовари» Г.Флобера как новый тип реалистического, психологического романа.

21. Анализ исторического романа Г.Флобера «Саламбо».

22. Французская поэзия середины Х1Х века. Группа «Парнас» и ее эстетические принципы. Лотреамон «Песни Мальдорора».

23. Творчество Ш.Бодлера. «Цветы зла»: композиция, развитие основных мотивов особенности письма. Ш.Бодлер и символизм.

24. Второй этап в развитии американского романтизма. Трансцендентализм Эмерсона и Торо. Аболиционистская литература (Г.Бичер-Стоу). Роман-миф Г.Мелвилла. Готорн и морально-психологическое направление в американском романтизме.

25. Поэзия и проза Э.По.

26. Поэзия У.Уитмена и Э.Дикенсон.

27. Национальное Возрождение в венгерской литературе. Поэия Ш.Петефи. (Основные мотивы, особенность художественной формы).

28. Жизнь и творчество Х.К.Андерсена. Особенность литературной сказки Андерсена.

29. Поэтический эпос Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». И.А.Бунин – переводчик «Песни о Гайавате».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: