Как духовное завещание автора




Названия романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Если рассмотреть варианты заглавия романа Пастернака: «Мальчики и девочки», взятое из стихотворения А.Блока «Вербная суббота», «Опыт русского Фауста», «Смерти не будет», «Из неопубликованных бумаг семьи Живаго», «Нормы русского благородства», «Зимний воздух», «Живые, мертвые и воскресающие», «Свеча горела», то просто простое их перечисление уже свидетельствует о проблематике, о главных темах, которые волновали автора.

В 1948 году, наконец, появилось окончательное название - «Доктор Живаго».

По свидетельству писателя В.Шаламова, Б.Пастернак так объяснял выбор фамилии для своего героя: “Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью — назвать именем героя моего романа” (Разговор о самом главном // Переписка Б.Л. Пастернака и В.Т. Шаламова // Юность. 1988. № 10).

Фамилия «Живаго» этимологически связана со словом «живой ». Живаго — форма родительного и винительного падежей слова «живой» в древнерусском языке. Живаго - хранитель жизни, сберегатель её, ведь и профессия главного героя - доктор - тоже связана с сохранением жизни.

· Как работа над выбором названия романа помогает определить,

выявить его смысл? (см. начало п.3)

4. Продолжение лекции преподавателя: "Я решил, что буду писать, как пишут письма…» - о жанре «Доктор Живаго»

В письме к В. П. Полонскому (1921), оценивая внутренние мотивы повести "Детство Люверс" Пастернак пишет: "...Я решил, что буду писать, как пишут письма, не по-современному, раскрывая читателю все, что думаю и думаю ему сказать, воздерживаясь от технических эффектов, фабрикуемых вне его

поля зрения и подаваемых ему в готовом виде..."

В 1935 году при встрече с критиком А. К. Тарасенковым заметил: «… Я хочу добиться сжатости Пушкина. Хочу налить вещь свинцом фактов. Факты, факты... Вот возьмите Достоевского - у него нигде нет специальных пейзажных кусков,- а пейзаж Петербурга присутствует во всех его вещах, хоть они и переполнены одними фактами. Мы с потерей Чехова утеряли искусство прозы. Очень трудно мне писать настоящую прозаическую вещь, ибо кроме личной поэтической традиции здесь примешивается давление очень сильной поэтической традиции XX века на всю нашу литературу. Моя вещь будет попыткой закончить все мои незаконченные прозаические произведения. Это продолжение "Детства Люверс". Это будет дом, комнаты, улицы - и нити, тянущиеся от них повсюду. Нужны факты жизни, ценные сами по себе...»

Сравним характеристику стилистических поисков Юрия Живаго в романе: "Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают...»

Думается, что эти эстетические посылы в полной мере определены в романе «Доктор Живаго», жанр которого академик Д.С. Лихачёв, например, определяет

«большое лирическое произведение», «духовную автобиографию Пастернака», в которой объединились лирическое и эпическое начала. (Д.С. Лихачёв. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 1).

· Каковы особенности жанра романа в произведении Пастернака?

Вывод: Жанр романа в произведении Пастернака приобретает новые черты -

роман - исповедь, манифест, духовное завещание народу. Его можно так же определить как роман - связующая нить «порвавшихся времен», роман - «судьбы скрещенье», роман - житие.

Общая характеристика романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»: о фабуле,

Сюжете и композиции

(В заданиях ЕГЭ – 2010 есть немало заданий, связанных с теорией

литературы, есть смысл, некоторые понятия освежить.)

5.1 Фабула - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета.

Роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на

фоне самого драматического периода русской истории и хронологически охватывает почти полвека: с 1903 по 1929, а с эпилогом – до начала 50-х годов

В центре романа судьба лирического героя Юрия Андреевича Живаго, врача по образованию, философа, поэта, за которым мы следим на протяжении четверти века:

в 1903 году мы видим его 10 - летним «курносым» мальчишкой, а расстаемся с ним уже в 1929 году – в неполные сорок лет - измученным, умирающим, не принимающим новых реалий страны.

За «двенадцать лет школы, средней и высшей» Живаго получил образование, характерное для его круга, основанное на идеях христианства, свободы личности и «дворянского чувства равенства со всем живущим». Трагедия поколения Живаго в том, что они стали свидетелями «страшных лет России», когда все понятия, усвоенные в детстве, подверглись жесткой ревизии. Столкновения с разрушительной стихией революции Юрий Живаго не выдерживает, он умирает, оставив после себя тетрадь с 25 стихотворениями, в которых в поэтической форме дается оценка всего происходящего, обновляется нарушенная целостность мира

Произведение густо «населено». Крупным планом даны портреты историка и философа Веденяпина, ученого-химика Громеко, промышленника и мецената Кологривова, беспринципного адвокат Комаровского и многих других.

Роман пронизан высокой поэтикой и затрагивает сокровенные вопросы человеческой жизни — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, «земли и неба, большого горячего чувства, духа творчества…»

«Это роман о том, как «отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной”.

· Судьба какого героя составляет основу фабулы романа?(см. выше)

2. Сюжет (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, "образ события или цепи событий", в котором выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка

· Какие сюжетные линии вам запомнились? Какие из них показались важными?

· В чем своеобразие сюжета романа «Доктор Живаго»?

Вывод: Уже в начале романа перед читателем возникает плотный сюжетный узел, в котором сплетаются незримо судьбы большинства основных персонажей романа: Юрия Живаго, его дяди Николая Николаевича Веденяпина, которому отдана
роль главного толкователя исторических событий; Лары, возлюбленной
Юрии Живаго и жены Павла Антипова - Стрельникова, Ники Дудорова, чей путь пунктиром прослеживается до конца романа.
В поезде, идущем по равнине вблизи усадьбы, в которой живет Ника Дудоров, совершается самоубийство отца Юрия Живаго, свидетелем которого становится другой персонаж, Миша Гордон, а также будущий революционер Тиверзин, с которыми также будет связана судьба Юрия. В этом же поезде едет «плотный, наглый, гладко выбритый и щеголеватый адвокат» Комаровский, сыгравший злую роль в судьбе Лары и Юры, ставший почти прямым виновником самоубийства
отца Юрия.

Создается впечатление, что сюжетные линии автором переплетены искусственно, слишком много совпадений. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что все эти совпадения нужны автору для того, чтобы выстроить причинно-следственные явления в их непрерывной цепи.

Если следовать традиционной структуре сюжета, то можно следующие элементы:

завязка: часть 3, гл.10 - в рождественский вечер еще совсем юные
Павел Антипов и Лара говорят о своей судьбе в полутемной комнатке при зажженной свече в Камергерском переулке. Эту свечу замечает с улицы Юрий Живаго, еще совсем не знакомый с ними, и с этого увиденного пламени свечи («Свеча горела на столе, свеча горела») начинается роковое притяжение героев друг к другу, начинается творчество, поэзия.

развитие действия: ч. 4 – 16 - изображение «страшных лет России»

через призму человеческих душ, переживания творческой личности, которая попала на перекрёсток зла и насилия, и смогла сохранить в себе свободу и живой дух.

кульминация: ч.15 гл 12 - сцена смерти Живаго.

В трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ. «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья...» Перед нами воплощение задохнувшейся жизни, задохнувшейся оттого, что попала в ту полосу исторических испытаний и катастроф, которая вошла в жизнь России с 1917 года. Эта кульминация подготовлена всем развитием романа, когда и герой, и автор все острее воспринимали события как насилие над жизнью.

развязка: 17 ч романа – стихи Юрия Живаго какдуховное завещание своим потомкам, уход в бессмертие.
5.3 Композиция - (от лат. compositio - составление, соединение, сложение) - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и т. д. К.

Роман состоит из двух частей: прозаической и поэтической. Шестнадцать частей романа повествуют о людях, событиях большой истории, трагических судьбах Юрия Живаго, Тони, Лары Гишар -Антиповой, Павла Антипова - Стрельникова и других героев, о России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней, семнадцатой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.

6. «Спор нельзя решать железом…» - роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

как духовное завещание автора

А теперь мы обратимся к главной теме нашего урока, к поэтике романа и посмотрим, как, из каких «кирпичиков» строит свой роман Пастернак, как выражает дорогие для себя мысли

«Партизанская цепь, в которой застигнутый огнем доктор залег рядом с телеграфистом отряда, занимала лесную опушку. За спиною партизан была тайга, впереди - открытая поляна, оголенное незащищенное пространство, по которому шли белые, наступая.

…Они приближались и были уже близко. Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. Но тон задавали первые, молодежь, студенты первокурсники и гимназисты восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Одни напоминали ему былых школьных товарищей. Может статься, это были их младшие братья?

… Все его сочувствие было на стороне героически гибнувших детей.

…Но телефонист был мертв. Чтобы в этом удостовериться окончательно, Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. Оно не работало.

На шее у убитого висела ладанка на снурке. Юрий Андреевич снял ее. В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стершаяся по краям сгибов бумажка. Доктор развернул ее наполовину распавшиеся и рассыпающиеся доли.

Бумажка содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника от повторения к повторению. Отрывки церковно-славянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: "Живые помощи". Стих псалма: "Не убоишися... от срелы летящия во дни (днем)" превратился в слова ободрения: "Не бойся стрелы летящей войны". "Яко позна имя мое", - говорит псалом. А грамотка: "Поздно имя мое". "С ним есмь в скорби, изму его..." стало в грамотке "Скоро в зиму его".

Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.

… От телефониста Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. "Зачем я убил его?" - подумал доктор.

Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: Сережа Ранцевич, - имя и фамилия убитого.

Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились

на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».

…Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: