Не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых




Прикалывали на поле.

· На чьей стороне было сочувствие доктора?

· Что автор подчеркивает в описании белых?

· В чем символичность находки доктора - извлечения из девяностого псалма –

грамотки, найденной и у воина – красноармейца, и у представителя белой армии?

· Каково отношение автора к братоубийственной войне? К какому выводу подводит читателя Пастернак, какая мысль ему особенно дорога? В чем мысли Пастернака совпадают с позицией Волошина. Цветаевой, Булгакова?

Вывод: «Где свой, где чужой?» - вопрошала в своем стихотворении М.Цветаева.

Булгаков в романе «Белая гвардия» попытался занять объективную позицию - встать «над схваткой». Максимилиан Волошин в стихотворении «Гражданская война» утверждал:

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула… Шолохов в романе «Тихий Дон» призывал: «Не осудите братья брата…». Продолжая традиции русской классики, Пастернак говорит о ценности каждой человеческой жизни, о том, что у белых и у красных общие нравственные, христианские традиции. Братоубийственная война, когда «озверение воюющих к этому времени достигло предела» (ч. 11, гл. 4), «человеческие законы цивилизации кончились…» (ч. 13, гл. 2), «во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9) – безнравственна, противоречит законам жизни, христианской морали.

"Зачем я убил его?"- задает себе вопрос главный герой романа. «Зачем русские люди убивают друг друга?» - спрашиваем мы вслед за автором.

· Перечитайте стихотворение «Гефсиманский сад» из 17ч. романа «Стихи Юрия Живаго»:

ГЕФСИМАНСКИЙ САД
Мерцаньем звезд далеких безразлично

Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем

Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".

И лишь сказал, неведомо откуда

Толпа рабов и скопище бродяг,

Огни, мечи и впереди - Иуда
С предательским лобзаньем на устах.


Петр дал мечом отпор головорезам

И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".

· Что такое Гефсима́ния, Гефсима́нский сад?

· Какое средство художественной выразительности и с какой целью применил автор в строках «Мерцаньем звезд далеких безразлично //Был поворот дороги озарен»?

· Как вы понимаете строки «Седые серебристые маслины// Пытались вдаль по воздуху шагнуть»? Какой вид тропа использует здесь автор?

· Для чего, по мнению автора, Иисус «отказался без противоборства,//Как от вещей, полученных взаймы…»

· Почему он решил быть «теперь, как смертные, как мы»?

· В каких строках, по – вашему, выражена главная мысль?

· Какую мысль Пастернак хотел подчеркнуть в последней строфе?

· Что объединяет отрывок из ч.4. гл 11в прозе и стихотворение «Гефсиманский сад»? Как соотносятся проза и стихи в романе?

Историческая справка:

Гефсима́ния (греч. Γεθσημανί; от ивр. גתשמנים‎, гатшманим; арам. גתשמנא, гатшамна — букв. «масличный пресс») — местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме), в Израиле.

Гефсима́нский сад — в настоящее время небольшой сад (47 x 50 м) в Гефсимании, традиционно почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста. Здесь растут восемь очень древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. В евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы.
Вывод: Гефсиманский сад – это место размышлений Христа о людях, о мире и своей Божьей обречённости, место, где в минуту замешательства, слабости он обратился к Богу «…чтоб эта чаша смерти меня миновала…». Сравните со строками из первого стихотворения цикла «Стихи Юрия Живаго» «Гамлет»:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронести

Чаша смерти - открытая евангельская реминисценция: “Да минует меня чаша сия!” Слова из молитвы Христа в Гефсиманском саду перед тем, “как возложили руки на Иисуса Христа и взяли его. И отошед немного, пал на Лице Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия»” (Мф. 26, 39).

Инверсия «звезд далеких» и наречие «безразлично», олицетворение «Седые серебристые маслины //Пытались вдаль по воздуху шагнуть…» создают пространственную картину стихотворения. Сравнительный оборот «И был теперь, как смертные, как мы» позволяет говорить о муках и сомнениях Христа, который своим примером хочет подбодрить своих учеников, решает «в добровольных муках в гроб сойти» во имя веры и спасения людей. Главная же мысль стихотворения заключена в строках:

Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек
.
Так звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Христос говорит, что «Спор нельзя решать железом»; и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». Перед нами, в сущности, оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в его стране и во всем мире. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор, установить истину.

Об этом же и свидетельствует прозаическая часть романа - ч.4. гл.11. – «Зачем я убил его?». Это тоже призыв «вложить свой меч» как недостаточный аргумент для решения споров и выяснения истины.

Цикл «Стихи Юрия Живаго», в который и входит стихотворение «Гефсиманский сад» – это свидетельство его размышлений о своем времени и о себе. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную строго продуманную кольцевую композицию: открывается книга стихотворений стихотворением «Гамлет» - темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается стихотворением «Гефсиманский сад» - темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Духовные, социальные, природные связи, которые не могли объединиться в романе, выстраиваются в «Стихах Юрия Живаго». Центральным же образом книги является образ горящей свечи, той свечи, с которой Живаго начался как поэт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: