Актуальность вопросов организации противодействия незаконному обороту наркотиков является предметом постоянного внимания Министерства внутренних дел РК.
В последнее время, наряду с наличием ареалов произрастания дикорастущей конопли в Шуской долине Жамбылской области, отмечаются тенденции культивирования конопли в Кызылординской области. Эти и другие вопросы были рассмотрены сегодня, 2 июня 2017 года в ходе совещания в Акимате Кызылординской области под председательством первого заместителя министра внутренних дел генерал-лейтенанта полиции Марата Демеуова, с участием заместителя акима Серика Сулейменова, начальника департамента по борьбе с наркобизнесом МВД генерал-майора юстиции Султана Кусетова, представителей других правоохранительных органов.
Прежде всего, это связано принятием комплекса превентивных мер в рамках ежегодно проводимого по республике оперативно-профилактического мероприятия «Кокнар 2017», в ходе которого особый акцент делается на южные регионы.
В результате представители криминалитета вынуждены изыскивать новые способы для получения незаконных доходов от выращивания марихуаны, «осваивая» территории других регионов с благоприятными климатическими условиями, сходными с Шуской долиной.
С учетом отмеченных тенденций Заместителем Премьер-Министра – Министром сельского хозяйства Мырзахметовым А. и Министром внутренних дел Касымовым К. утвержден План по проведению совместных оперативно-профилактических мероприятий по противодействию культивированию наркосодержащих растений, направленных на организацию системной и многовекторной работы в Кызылординской и прилегающих к ней областях.
Примечательно, что в сферу этой деятельности будут вовлечены не только правоохранительные органы, но и все заинтересованные подразделения акиматов пяти регионов – Актюбинской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.
В целях обеспечения максимальной результативности операции, в том числе в вопросах установления мест культивирования конопли, а также принятия превентивных мер по определению участков местности, потенциально пригодных для ее выращивания в мероприятиях задействованы сотрудники лесного хозяйства, землепользования, егерской службы и охотничьих угодий, находящихся в ведении местных исполнительных органов.
При этом их основной задачей является постоянный мониторинг подконтрольной территории с целью выявления участков местности, потенциально пригодных либо противоправно использующихся для возделывания марихуаны.
В случае выявления таких фактов предусмотрены меры по незамедлительному информированию ОВД.
Для повышения результативности запланированных мероприятий в ДВД Кызылординской области создано подразделение «Дельта-Сырдария».
На период операции «Кокнар-2017» его основными задачами определены пресечение фактов культивирования наркосодержащих растений, незамедлительное реагирование на поступающие сигналы о таких фактах, координация этой работы со всеми заинтересованными службами.
В целях усиления созданного подразделения сюда ежемесячно будут прикомандировываться сотрудники по борьбе с наркобизнесом из других регионов, подразделение Национальной гвардии «Беркут».
Обеспечено выделение помещения для размещения личного состава, созданы надлежащие бытовые условия, выделены необходимые автотранспорт и техника повышенной проходимости.
Кроме этого, для обнаружения незаконных посевов будут использоваться вертолеты Национальной гвардии.
Алкоголизм- Уровень потребления алкоголя в Казахстане составил почти 11 литров в год на душу населения в 2015 году, сообщил министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов.
Выступая в понедельник на правительственном часе в мажилисе, министр отметил, что одними из наиболее частых и серьезных причин бытовой преступности является пьянство, алкоголизм и наркомания, пишет Sputnik-Казахстан. "Справочно хотел бы сказать, что в соответствии с рейтингом стран мира по уровню потребления алкоголя, составленным в 2015 году Всемирной организацией здравоохранения, Казахстан занимает 34-е место из 188 стран с показателем потребления алкоголя почти 11 литров в год на душу населения. По международным критериям потребление свыше восьми литров на человека приравнивается к деградации генофонда страны", – сказал министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов [12].
По его сведениям, в прошлом году количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, возросло на 13% и составило 20 тысяч преступлений. Почти на 75% их рост отличается в Мангистауской, на 50% – в Алматинской, Акмолинской, Южно-Казахстанской областях.
В состоянии опьянения совершается почти каждое пятое преступление, почти половина убийств и более 60% всех семейно-бытовых преступлений. В настоящее время в поле зрения полиции находятся почти 71 тысяча алкоголиков, в том числе более 10 тысяч женщин и 300 несовершеннолетних, проинформировал Касымов.
В прошлом году в общественных местах задержано в пьяном виде свыше 193 тысячи человек, это на 3% больше, чем в 2015 году. Сейчас в стране функционирует 30 центров временной адаптации и детоксикации, которые раньше назывались медицинскими вытрезвителями, на 615 койко-мест. Эти центры находятся в ведении министерства здравоохранения.
"Этого явно недостаточно. Полагаю, что их сеть в стране должна быть расширена, но предложение министерства не находит поддержки ни в министерстве здравоохранения, ни в акиматах", – сказал глава МВД. Касымов считает, что также в Казахстане недостаточно наркологических организаций для принудительного лечения лиц, больных алкоголизмом. Сейчас насчитывается 22 такие организации на 2470 койко-мест.
"Практика убедительно показывает, что необходимо открытие дополнительно еще 11 наркоучреждений в таких областях, как Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Южно-Казахстанская и Кызылорда. В прошлом году из 5,3 тысяч лиц, направленных в эти организации, более 1 тысячи человек не прошли принудительное лечение только по причине отсутствия в них койко-мест", – сказал министр.
Он отметил, что достаточно сложной остается сама процедура направления лица на принудительное лечение от алкоголизма. "Наш участковый инспектор вынужден тратить на оформление одного человека в среднем не менее 12-15 суток, при этом имеются другие чисто медицинские проблемы. К состоянию здоровья принимаемых пациентов наркологи применяют чрезмерно завышенные требования. Направляемые нами лица не должны страдать побочными болезнями, кроме как алкоголизм. То есть мы должны направлять туда только здоровых людей", – возмутился министр.
В этой связи МВД намерено совместно с министерством здравоохранения пересмотреть отдельные нормы закона о принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, заключил Касымов.
Рост неблагополучных семей и психически больного населения. В условиях развала устоявшейся системы воспитания детей в СССР наглядно прослеживается тенденция увеличения преступности несовершеннолетних. Ее негативный характер заключается прежде всего в «омоложении», т.е. в участии подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, в совершении преступления. В проведенном нами исследовании было установлено, что для преступности среди несовершеннолетних сегодня характерна «феминизация», т.е. увеличение удельного веса лиц женского пола среди преступников.
Несовершеннолетние достаточно часто совершают преступления вследствие следующих причин: а) негативное влияние родителей или других членов семьи; б) подстрекательство взрослых преступников; в) отсутствие у родителей материальной возможности обеспечивать потребности детей (одежда, игрушки, еда и т.п.); г) отсутствие учебных занятий или иной социально полезной деятельности; д) влияние средств массовой информации. Подростки начинают искать свой идеал не в окружающей их среде, а в фильмах, сериалах, которые часто демонстрируют антиобщественное поведение (наркоманию, проституцию, педофилию и т.п.).
Вместе с обозначенными причинами на формирование преступного поведения у подростков в сельской местности оказывают влияние и другие условия: а) отсутствие контроля со стороны членов семьи или образовательных учреждений; б) низкий уровень работы сельских школ и других учреждений. Качество образования в сельской местности значительно ниже, чем в городской среде. В ходе исследования было установлено, что часто в некоторых районах сельской местности Саратовской области в школах периодически не проводятся занятия по базовым дисциплинам в связи с отсутствием специалиста соответствующего профиля. На основании данных проведенного тайного анкетирования было выявлено, что далеко не всегда занятия заменяют или восстанавливают другие педагоги школы, следовательно, у подростков образуется свободное время, которое приводит к бродяжничеству, алкоголизму, наркомании. в) отсутствие возможности трудоустройства подростков. В сельской местности большая часть работ связана с тяжелым физическим трудом, с которым подростку не справиться; г) отсутствие в сельской местности подросткового досуга, в результате чего несовершеннолетним приходится устраивать самостоятельные развлечения, часто связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ; д) увеличение молодежи с отставанием в интеллектуальном развитии.
На основании проведенного нами анализа было выявлено, что несовершеннолетние из неблагополучных семей гораздо чаще совершают преступления.
Необходимо отметить, что асоциальные действия родителей оказывают самое разрушающее воздействие на подрастающее поколение: понятно, что те из них, которые крадут, постоянно пьянствуют или употребляют наркотики, не могут обеспечить надлежащего воспитание своих детей, например, у 34,1 % опрошенных несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой средней тяжести, родители систематически употребляли алкоголь или вели аморальный образ жизни, при этом из них 17,6 % респондентов на момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения.
Низкий уровень образования. Сельские жители всегда отличались более низким уровнем образования, чем городские. Это можно объяснить тем, что в деревне затруднен доступ к культурно-просветительским учреждениям и современным технологиям (в том числе к Интернету). Сельские жители и сейчас в большинстве случаев живут в среде со слабой культурно-просветительской инфраструктурой. Чем менее урбанизирована территория, более рассредоточена заселенность, тем хуже культурные условия. Внешкольные культурно-просветительские учреждения, которые также образуют важный элемент непрерывного образования, появляются в основном в городах и местах большого скопления людей. Во многих семьях, проживающих в сельской местности, материально-бытовые условия довольно трудные, а кроме того, как показывают исследования их отчетливого улучшения не наблюдается. Стоимость обучения также выступает одним из важнейших барьеров в получении образования, в особенности для лиц с низким заработком.
Лица, совершившие преступления в сельской местности, имели в целом невысокий уровень образования. Большинство преступников имели среднееобразование – 49,1 %, среднее специальное образование – 13,8 %, высшее или неполное высшее образование – 3,1 %, неполное среднее образование – 28,4 %, начальное образование – 5,2 %, не имели образования – 0,4 %.
Падение нравов в обществе, разрушение стереотипов образа жизни. В научной литературе достаточно часто встречается точка зрения, в соответствии с которой СМИ и в большей степени телевидение и интернет-ресурсы (социальные сети и т.п.) влияют на развитие молодежи, культивируют в ее среде «преступную идеологию». В связи с этим ряд ученых отмечают, что идет процесс нагнетания страха перед преступностью, распространяется информация, в большинстве случаев не соответствующая реальной действительности. Серьезный вред СМИ причиняют обществу, распространяя информацию о романтической преступной жизни и морали. В результате среди молодежи (и в некоторых случаях среди взрослых), негативное социальное поведение становится привлекательным. Появляются мнения о том, что с преступниками можно иметь «союзнические» отношения, ведь воровской мир и «воры в законе» – это часть нашей культуры, а воровские понятия – более «правильные», они намного легче и разумнее законов Казахстана.
Способствуют дальнейшему падению идеалов и нравственных принципов и непопулярная политика в отношении стариков, брошенных, как отработанный материал, на произвол судьбы, а также безразличное отношение к судьбам обездоленных детей. По мнению большинства экспертов, основной «поставщик» беспризорных детей – неблагополучная семья (65 %). Это показывает неспособность страны достойно обеспечить личную защищенность каждого гражданина в полном объеме.
Характер выполняемой работы и условия труда. Криминологическими исследованиями уже давно установлено, что представители тяжелого и неквалифицированного труда намного чаще пополняют насильственную преступность и в первую очередь такие ее виды, как убийства и причинениетяжкого вреда здоровью. В сельской местности основная масса населения занималась и занимается тяжелым и неквалифицированным трудом (животноводство, птицеводство и др.). Помимо прочего многие главы фермерских хозяйств в сельской местности прямо нарушают трудовое законодательство: они нанимают рабочих только на время сезонной уборки урожая, без соответствующей регистрации и назначают им ненормированный рабочий день. Большая часть сельских жителей необразованна, сельчане не знают своих основный прав (права на труд, социальных прав и др.) и остаются менее защищенными, чем городские жители. На наш взгляд, создание нормальных условий труда является крупномасштабной и перспективной задачей страны, решение которой позволит снизить влияние криминогенных факторов.
Адаптация населения к преступности. Новое поколение казахстанцев выросло в условиях реформирования казахского общества, произошедшие (экономические, социальные, культурные и др.) изменения общественных отношений привели к формированию новой общественной морали. У населения повысился уровень терпимости к преступности, многие стали считать нормой мелкие кражи, хулиганство и т.п. Сегодня среди несовершеннолетних является нормой оскорбление, публичное унижение или избиение своих сверстников. В большинстве случаев стычки происходят в школах или других учебных заведениях. Современная молодежь считает нормой избить или унизить своего одноклассника, сверстника и т.п., не зная о том, что за данное деяние предусмотрена уголовная ответственность.
Утрата доверия к правоохранительным органам, осуществляющим борьбу с правонарушениями. Влияет на криминальную обстановку и определенное недоверие сельчан к правоохранительным органам. По данным социологов, около половины сельских жителей считают, что правоохранительные органы не могут обеспечить им защиту от преступных посягательств, поэтому предпочитают не обращаться в эти органы. Речь идет об устойчивой неудовлетворенности их деятельностью, сформированной в течение длительного времени. Сложилось убеждение, что правоохранительные органы не только неэффективно выполняют свои функции гаранта безопасности и защитника прав граждан, но и сами часто выступают в роли нарушителя прав.
Неудовлетворительное выполнение государством своих правоохранительных функций, как в городской среде, так и в сельской местности породило среди прочих, следующие два феномена. Во-первых, создание огромного числа легальных, полулегальных и нелегальных служб, занятых охранной деятельностью, обеспечением безопасности различных коммерческих, иных негосударственных структур. В итоге в стране появилось неоправданно большое количество вооруженных людей, находящихся вне зоны официального контроля и готовых к применению силы далеко не всегда на основе строгого соблюдения закона. Во-вторых, установление парадоксального контроля над преступностью со стороны самой криминальной сферы в сообществе с правоохранительными органами. Организованные преступные сообщества вовлечены в криминальный бизнес как в городской среде, так и в сельской местности, они заинтересованы в установлении и поддержании порядка в подконтрольной им сфере. Ради установления контроля и получения незаконных денежных выплат организованные преступные сообщества готовы идти на любые ухищрения, в том числе и подкуп правоохранительных органов.
Существенное влияние на развитие преступности в сельской местности оказывают специфические причины и условия данного вида преступности, к которым можно отнести следующие:
– удаленность сельских поселений от отделов полиции, больниц, других населенных пунктов. Удаленность от районных центров и больших городов не позволяет в случае совершения преступления вовремя прибыть полиции и часто при совершении преступления сельские жители злоупотребляют этим фактором, заведомо зная, что у них будет время скрыться с места совершения преступления.
– большая по протяженности сельская территория. Жилые помещения и строения в сельской местности расположены на значительном удалении друг от друга. Достаточно часто в сельской местности складские помещения возводятся непосредственно в местах производимых работ (поле, пруд и т.п.), именно на таких объектах нередко совершаются хищения;
– плохая охрана товарно-материальных ценностей. Большая часть населения в сельской местности занимается подсобным хозяйством. Как правило, подсобные строения, в которых выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец и т.д., не охраняются вообще. Сельчане часто выпускают скот на самовыпас, без присмотра, чем создают условия, способствующие совершению краж скота;
– легкость выращивания наркосодержащих растений. У сельчан в распоряжении находятся большие земельные участки, которые обычно огорожены заборами, местное население не интересуется, какие растения или овощи выращиваются на них. Эти обстоятельства делают выращивание наркотически содержащих растений безнаказанным бизнесом.
– легкая возможность скрыться от преследования правоохранительных органов, например в лесах, горах, степях и др. В отличие от городской среды с плотной заселенностью, сельская местность – это слабозаселенная территория за пределами которой (лес, поле, степь и т.п.) сельчане не редко скрываются от правоохранительных органов. Местные жители хорошо знают территории, прилегающие к своему поселению и используют их для укрытий от сотрудников правоохранительных органов.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1. Общесоциальные меры предупреждения преступности
в сельской местности
Проблема предупреждения преступности в современном мире носит сложный и неоднозначный характер. Казахстан не является исключением. Требует особого внимания и борьба с преступностью в сельской местности. Проблема преступности в сельской местности предполагает консолидацию всех возможных ресурсов государства и общества в целях если не полного ее искоренения, то существенной минимизации.
Несмотря на наличие множества работ, посвященных тематике предупреждения преступности, в научной литературе до сих пор нет единого мнения по вопросу понятия «предупреждение», его содержания, соотношения с такими категориями, как профилактика преступлений, пресечение преступлений. Остановимся на данных аспектах подробнее.
В криминологической науке сложилось несколько подходов к понятию предупреждения преступности. Одна группа авторов концентрирует внимание на практической стороне вопроса. Так, советские криминологи предлагали следующие определения предупреждения преступности: это – исправление и перевоспитание правонарушителя и оказание этим одновременного воздействия на других граждан; система государственных и общественных мер, устраняющих причины и условия преступности либо ослабляющих (блокирующих) их действие и тем самым обеспечивающих снижение, а в перспективе окончательное искоренение преступности. Не возражая против общей постановки второго определения, все же позволим себе сделать некоторые уточнения. Полагаем, что наличие цели в качестве «окончательного искоренения преступности в перспективе» не лишено догматических начал и не вполне соответствует реалиям жизнедеятельности современного общества.
Сказанное вовсе не означает, что в научной литературе не предлагаются приемлемые с практической точки зрения определения этого понятия. Так, одни ученые полагают, что предупреждение преступности следует рассматривать прежде всего как многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности.
Другие авторы акцентируют внимание на теоретической стороне вопроса, толкуя предупреждение в широком смысле, как теоретическую конструкцию. Ими предупреждение преступности определяется как сложившаяся система преодоления субъективных и объективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемая через целенаправленную деятельность общественных институтов по устранению, нейтрализации и уменьшению факторов, детерминирующих совершение преступлений и существование преступности.
Основываясь на инструментальном подходе, проанализируем данное понятие и выделим структурные элементы его теоретической конструкции. Она включает в себя такие составляющие, как содержание, субъект, объект, целевой элемент. Содержание предупреждения преступности образует система преодоления объективных и субъективных предпосылок преступности, то есть система мер, реализуемых до совершения преступлений и подготовки к ним. В научной литературе в содержание предупреждения преступности учеными обоснованно включаются следующие составляющие: проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль; взаимодействие государственных и общественных мер; осуществление глубоко продуманных и взаимосвязанных мероприятий; своевременное реагирование общественности на проступки людей, их аморальное поведение, ведущее к нарушениям закона и правопорядка; ликвидация причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений.
Субъектом предупреждения могут выступать органы государственной, муниципальной власти, должностные лица, общественные организации, образовательные учреждения (школы, вузы), отдельные граждане. Объектом предупреждения являются факторы, детерминирующие существование преступности и совершение преступлений (экономические, политические, демографические, идеологические, психологические, правовые). Целевой элемент предполагает активную деятельность по устранению, уменьшению и нейтрализации названных факторов. В связи с этим считаем справедливым уточнение С. Э. Титова: предупреждение преступности имеет своей целью преодоление, сдерживание процессов, порождающих ее.
Таким образом, предупреждение преступности представляет собой сложную конструкцию, включающую множество элементов. Анализ понятия предупреждения преступности позволит не только провести его соотношение с такими категориями, как профилактика, пресечение преступлений, но и сформулировать авторское определение предупреждения преступности в сельской местности.
В научной литературе вопрос соотношения понятий «предупреждение преступлений» и «профилактика преступлений» до сих пор является дискуссионным. Одни авторы рассматривают эти категории как тождественные. Так, Г. А. Аванесов пишет: «По своей сути предупреждение преступности или, иначе говоря, профилактика преступности – два термина с точки зрения этимологии идентичны и используются как взаимозаменяющие».
В рамках данного подхода имеются и некоторые уточнения. В частности, И. А. Гельфанд, П. П. Михайленко утверждают, что не следует искать различия в содержании терминов «предупреждение» «профилактика», содержание этих терминов едино – в этом смысле они являются синонимами, выражающими мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключили появление у отдельных лиц каких-либо проступков, наносящих вред обществу.
Другие исследователи полагают, что предупреждение преступлений и профилактика преступлений – понятия нетождественные. В рамках названного подхода имеется несколько точек зрения. Первая из них состоит в том, что профилактика преступлений рассматривается как более широкое по объему понятие, чем предупреждение. По мнению авторов, «система профилактических мер представляет собой деятельность субъектов, наделенных полномочиями по борьбе с преступностью, путем предупреждения и пресечения преступных проявлений, реализации мер ответственности виновных в их совершении, возмещения причиненного вреда, а также осуществления контроля над реализацией указанных мер».
Иная точка зрения заключается в том, что эти категории рассматриваются как самостоятельные. В частности, А. Г. Лекарь и А. Ф. Зелинский под предупреждением подразумевают воспрепятствование совершению конкретного преступления, а под профилактикой – устранение причин и условий, способствующих совершению преступления. По мнению авторов, к профилактике следует отнести процесс выявления, устранения причин и условий преступности, а к предупреждению – недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений.
Приверженцы третьей точки зрения утверждают, что профилактика преступлений – это одно из проявлений предупреждения преступности. К этим исследователям относится С. С. Наумов, который пишет: «В систему предупреждения преступности входят самые разнообразные виды предупредительной деятельности. К их числу относится профилактика правонарушений (преступлений). Категория «профилактика» рассматривается как важнейший компонент процесса предупреждения преступности. Соотношение понятий «профилактика преступлений» и «предупреждение преступности» в философском плане рассматривается как взаимосвязь части и целого. Целое (общее) – это предупреждение, а часть (особенное) – профилактика».Последняя изложенная позиция нам представляется наиболее приемлемой в рамках настоящего исследования. Понятия «профилактика преступности» и «предупреждение преступности» не являются тождественными. Профилактика представляет собой только одну из составляющих предупреждения, она способна влиять на истоки, на то, что воспроизводит преступность.
Итак, проведенный анализ позволяет нам с уверенностью утверждать, что предупреждение преступлений представляет собой сложное явление, нетождественное категориям «профилактика преступлений», «пресечение преступлений». Поэтому нельзя не согласиться с советскими криминологами, утверждавшими, что «предупреждение преступности широкое собирательное понятие, включающее в себя:
а) общегосударственные мероприятия экономического, социального,
идеологического, культурно-воспитательного порядка, законодательного
правового плана, сочетающие убеждение и принуждение в процессе борьбы с
преступностью;
б) деятельность государственных органов и общественных организаций,
в частности МВД, прокуратуры, суда, по выявлению причин и условий совершения преступлений и принятию мер к их устранению … а также по воспитанию лиц, еще не совершивших преступления, но ведущих себя антиобщественно либо аморально».
Таким образом, изучив понятие «предупреждение преступности», его теоретическую конструкцию, точки зрения ученых относительно содержания названной категории, исследовав вопрос о соотношении его с понятием «профилактика преступлений», основываясь на понятии сельской преступности, целесообразно предложить авторскую дефиницию предупреждения преступности в сельской местности. На наш взгляд, под ним следует понимать исторически обусловленную систему мер, предпринимаемых органамигосударственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, общественными организациями, образовательными учреждениями, отдельными гражданами, направленных на преодоление, уменьшение и нейтрализацию причин и условий, детерминирующих преступления, совершаемые в сельских поселениях и на других территориях вне городов как местными жителями, так и приезжими и характеризующихся определенной спецификой, обусловленной особенностями сельской местности. Безусловно, предложенное определение дискуссионно, но на данном этапе исследования, на наш взгляд, вполне обоснованно.
Как уже отмечалось ранее, система предупредительных мер представляет собой достаточно сложное явление. Названные меры многочисленны. Представляется целесообразным проведение их классификации в целях более детального изучения предупреждения сельской преступности.
В юридической литературе справедливо отмечается, что научная классификация решает две основные задачи. Во-первых, классификация по максимальному числу критериев позволяет лучше представить все многообразие исследуемого феномена, чего нельзя добиться ни формулированием определения, ни перечислением признаков и функций. Во-вторых, правильно проведенная классификация разбивает весь массив изучаемых объектов на группы, имеющие значимые в научном отношении особенности. В конечном счете, классификация должна способствовать практическому применению полученных знаний.
Как видим, в криминологической науке существует множество точек зрения по вопросу классификации предупредительных мер. Несмотря на существующий плюрализм мнений, ученые едины в выделении уровней предупреждения преступности и называют общесоциальный, специально-криминологический, индивидуальный. Обратимся к общесоциальному уровню предупреждения сельской преступности.
Безусловно, общесоциальное предупреждение преступлений является составной частью деятельности государства по общесоциальному развитию. А.И. Алексеев резонно подчеркивает, что общесоциальное предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. При этом общесоциальное предупреждение преступности в сельской местности предполагает осуществление прагматичных, масштабных, долговременных мероприятий как экономического, политического, идеологического, так и правового характера.
Именно общесоциальные меры предупреждения сельской преступности могут стать основой специально-криминологического предупреждения преступлений в сельской местности, так как через направленность на решение задач социально-экономического, идеологического, правового развития они предполагают противодействие криминогенным факторам.
Таким образом, комплексное изучение общих закономерностей предупреждения преступности, особенностей предупреждения преступности в сельской местности не только направлено на создание теоретического и практического фундамента для разработки специально-криминологических мероприятий, но и преследует единую общую цель – разработку эффективных мер, направленных на нейтрализацию, преодоление и уменьшение факторов, детерминирующих исследуемую разновидность преступлений.
Исходя из проведенного ранее анализа причин и условий преступности в сельской местности, последовательно проанализируем общесоциальные меры – экономические, социальные, правовые, идеологические, воспитательные, организационные. Оговоримся, что отдельное внимание при анализе будет уделяться предупреждению преступлений, совершаемых молодежью. Это обусловлено тем, что, судя по результатам исследования, более половины всех преступлений в сельской местности совершается молодым поколением, поэтому акцент на указанный контингент считаем обоснованным. Разработав эффективную систему предупреждения преступности молодежи, можно фактически создать предпосылки для снижения общего уровня преступности в сельской местности в ближайшей перспективе.
Итак, проанализируем названные общесоциальные меры подробнее.
Меры экономического характера. Значение влияния уровня экономического развития государства на благосостояние общества трудно переоценить. Экономика, как известно, образует базис, фундамент общества, во многом определяя и качество надстроечных элементов. Высокий уровень экономического развития в значительной степени создает необходимые предпосылки для правомерного поведения субъектов права, и наоборот, в государствах со слабой, нестабильной экономикой закономерно развивается уровень преступности, в том числе и экономического характера. Влияние на экономические причины, условия, факторы, детерминирующие антиобщественные, преступные явления, представляет собой архиважную государственную и общественную задачу.
В криминологической науке общеизвестна позиция, согласно которой факторы экономического характера играют весьма существенную роль в аккумуляции антиобщественных явлений.
Проведенное исследование позволяет нам также с уверенностью утверждать, что в системе мер, направленных на сокращение сельской преступности, важнейшую роль следует отводить именно мерам экономического характера. Нами уже отмечалось, что более половины преступлений, совершаемых в сельской местности, носят экономический характер. Это преступления против собственности (57,9 %): кража, мошенничество, грабеж и др. Полагаем, что воздействуя на экономические факторы, детерминирующие названные преступления, можно снизить уровень указанного пласта сельской преступности.
Преодоление экономических причин и условий, детерминирующих сельскую преступность, видится в числе прочего в развитии и оптимизации института фермерства в сельской местности. Аргументируем обозначенный тезис.
Таким образом, важным механизмом преодоления экономических причин и условий, детерминирующих сельскую преступность, на наш взгляд, следует считать развитие системы фермерских хозяйств, в том числе и посредством доступной финансовой поддержки со стороны государства, обеспечением доступной сельской техникой, должной ценовой политики на произведѐннуюхозяйствами продукцию и поддержки в ее реализации.
Конечно же, не следует забывать и о мерах обеспечения повышения уровня социально-правовой защищенности фермерских хозяйств. Речь идет, в частности, об обеспечении охраны соответствующих объектов. Результаты проведенного нами исследования подтверждают сказанное. Так, первое место по хищениям занимают сельскохозяйственные предприятия, склады, ангары, поля – 38,3 % преступлений; похищенное имущество: домашние животные – 14,7 %, сельхозпродукция – 60,2 %. Среди условий, облегчивших совершение преступления, на первом месте стоит отсутствие охраны товаров, иных материальных ценностей – 40,5 %. В связи с этим система обеспечения защищенности института фермерских хозяйств должна, в первую очередь, включать в себя мероприятия, направленные на охрану соответствующихобъектов. Эта мера позволит реально снизить уровень сельской преступности и, в частности, количества хищений.
Другие авторы считают, что необходимы совершенствование системы государственной помощи для воспитания детей как родителям, так и социальным учреждениям; увеличение ассигнований на образование и науку, поскольку уровень образованности и уровень развития науки свидетельствуют о степени благополучия в обществе.
Однако наиболее развернутую и эффективную, на наш взгляд, систему мер, н