В КЫЗЫЛОРДЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ «КОКНАР-2017»




Актуальность вопросов организации противодействия незаконному обороту наркотиков является предметом постоянного внимания Министерства внутренних дел РК.

В последнее время, наряду с наличием ареалов произрастания дикорастущей конопли в Шуской долине Жамбылской области, отмечаются тенденции культивирования конопли в Кызылординской области. Эти и другие вопросы были рассмотрены сегодня, 2 июня 2017 года в ходе совещания в Акимате Кызылординской области под председательством первого заместителя министра внутренних дел генерал-лейтенанта полиции Марата Демеуова, с участием заместителя акима Серика Сулейменова, начальника департамента по борьбе с наркобизнесом МВД генерал-майора юстиции Султана Кусетова, представителей других правоохранительных органов.

Прежде всего, это связано принятием комплекса превентивных мер в рамках ежегодно проводимого по республике оперативно-профилактического мероприятия «Кокнар 2017», в ходе которого особый акцент делается на южные регионы.

В результате представители криминалитета вынуждены изыскивать новые способы для получения незаконных доходов от выращивания марихуаны, «осваивая» территории других регионов с благоприятными климатическими условиями, сходными с Шуской долиной.

С учетом отмеченных тенденций Заместителем Премьер-Министра – Министром сельского хозяйства Мырзахметовым А. и Министром внутренних дел Касымовым К. утвержден План по проведению совместных оперативно-профилактических мероприятий по противодействию культивированию наркосодержащих растений, направленных на организацию системной и многовекторной работы в Кызылординской и прилегающих к ней областях.

Примечательно, что в сферу этой деятельности будут вовлечены не только правоохранительные органы, но и все заинтересованные подразделения акиматов пяти регионов – Актюбинской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.

В целях обеспечения максимальной результативности операции, в том числе в вопросах установления мест культивирования конопли, а также принятия превентивных мер по определению участков местности, потенциально пригодных для ее выращивания в мероприятиях задействованы сотрудники лесного хозяйства, землепользования, егерской службы и охотничьих угодий, находящихся в ведении местных исполнительных органов.

При этом их основной задачей является постоянный мониторинг подконтрольной территории с целью выявления участков местности, потенциально пригодных либо противоправно использующихся для возделывания марихуаны.

В случае выявления таких фактов предусмотрены меры по незамедлительному информированию ОВД.

Для повышения результативности запланированных мероприятий в ДВД Кызылординской области создано подразделение «Дельта-Сырдария».

На период операции «Кокнар-2017» его основными задачами определены пресечение фактов культивирования наркосодержащих растений, незамедлительное реагирование на поступающие сигналы о таких фактах, координация этой работы со всеми заинтересованными службами.

В целях усиления созданного подразделения сюда ежемесячно будут прикомандировываться сотрудники по борьбе с наркобизнесом из других регионов, подразделение Национальной гвардии «Беркут».

Обеспечено выделение помещения для размещения личного состава, созданы надлежащие бытовые условия, выделены необходимые автотранспорт и техника повышенной проходимости.

Кроме этого, для обнаружения незаконных посевов будут использоваться вертолеты Национальной гвардии.

Алкоголизм- Уровень потребления алкоголя в Казахстане составил почти 11 литров в год на душу населения в 2015 году, сообщил министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов.
Выступая в понедельник на правительственном часе в мажилисе, министр отметил, что одними из наиболее частых и серьезных причин бытовой преступности является пьянство, алкоголизм и наркомания, пишет Sputnik-Казахстан. "Справочно хотел бы сказать, что в соответствии с рейтингом стран мира по уровню потребления алкоголя, составленным в 2015 году Всемирной организацией здравоохранения, Казахстан занимает 34-е место из 188 стран с показателем потребления алкоголя почти 11 литров в год на душу населения. По международным критериям потребление свыше восьми литров на человека приравнивается к деградации генофонда страны", – сказал министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов [12].
По его сведениям, в прошлом году количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, возросло на 13% и составило 20 тысяч преступлений. Почти на 75% их рост отличается в Мангистауской, на 50% – в Алматинской, Акмолинской, Южно-Казахстанской областях.
В состоянии опьянения совершается почти каждое пятое преступление, почти половина убийств и более 60% всех семейно-бытовых преступлений. В настоящее время в поле зрения полиции находятся почти 71 тысяча алкоголиков, в том числе более 10 тысяч женщин и 300 несовершеннолетних, проинформировал Касымов.
В прошлом году в общественных местах задержано в пьяном виде свыше 193 тысячи человек, это на 3% больше, чем в 2015 году. Сейчас в стране функционирует 30 центров временной адаптации и детоксикации, которые раньше назывались медицинскими вытрезвителями, на 615 койко-мест. Эти центры находятся в ведении министерства здравоохранения.
"Этого явно недостаточно. Полагаю, что их сеть в стране должна быть расширена, но предложение министерства не находит поддержки ни в министерстве здравоохранения, ни в акиматах", – сказал глава МВД. Касымов считает, что также в Казахстане недостаточно наркологических организаций для принудительного лечения лиц, больных алкоголизмом. Сейчас насчитывается 22 такие организации на 2470 койко-мест.
"Практика убедительно показывает, что необходимо открытие дополнительно еще 11 наркоучреждений в таких областях, как Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Южно-Казахстанская и Кызылорда. В прошлом году из 5,3 тысяч лиц, направленных в эти организации, более 1 тысячи человек не прошли принудительное лечение только по причине отсутствия в них койко-мест", – сказал министр.
Он отметил, что достаточно сложной остается сама процедура направления лица на принудительное лечение от алкоголизма. "Наш участковый инспектор вынужден тратить на оформление одного человека в среднем не менее 12-15 суток, при этом имеются другие чисто медицинские проблемы. К состоянию здоровья принимаемых пациентов наркологи применяют чрезмерно завышенные требования. Направляемые нами лица не должны страдать побочными болезнями, кроме как алкоголизм. То есть мы должны направлять туда только здоровых людей", – возмутился министр.
В этой связи МВД намерено совместно с министерством здравоохранения пересмотреть отдельные нормы закона о принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, заключил Касымов.

Рост неблагополучных семей и психически больного населения. В усло­виях развала устоявшейся системы воспитания детей в СССР наглядно про­слеживается тенденция увеличения преступности несовершеннолетних. Ее негативный характер заключается прежде всего в «омоложении», т.е. в участии подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, в совершении преступления. В проведенном нами исследовании было уста­новлено, что для преступности среди несовершеннолетних сегодня характерна «феминизация», т.е. увеличение удельного веса лиц женского пола среди преступников.

Несовершеннолетние достаточно часто совершают преступления вследствие следующих причин: а) негативное влияние родителей или других членов семьи; б) подстрекательство взрослых преступников; в) отсутствие у родителей материальной возможности обеспечивать потреб­ности детей (одежда, игрушки, еда и т.п.); г) отсутствие учебных занятий или иной социально полезной деятельности; д) влияние средств массовой информации. Подростки начинают искать свой идеал не в окружающей их среде, а в фильмах, сериалах, которые часто демонстрируют антиоб­щественное поведение (наркоманию, проституцию, педофилию и т.п.).

Вместе с обозначенными причинами на формирование преступного по­ведения у подростков в сельской местности оказывают влияние и другие условия: а) отсутствие контроля со стороны членов семьи или образователь­ных учреждений; б) низкий уровень работы сельских школ и других учре­ждений. Качество образования в сельской местности значительно ниже, чем в городской среде. В ходе исследования было установлено, что часто в неко­торых районах сельской местности Саратовской области в школах периоди­чески не проводятся занятия по базовым дисциплинам в связи с отсутствием специалиста соответствующего профиля. На основании данных проведенно­го тайного анкетирования было выявлено, что далеко не всегда занятия заме­няют или восстанавливают другие педагоги школы, следовательно, у под­ростков образуется свободное время, которое приводит к бродяжничеству, алкоголизму, наркомании. в) отсутствие возможности трудоустройства под­ростков. В сельской местности большая часть работ связана с тяжелым физи­ческим трудом, с которым подростку не справиться; г) отсутствие в сельской местности подросткового досуга, в результате чего несовершеннолетним приходится устраивать самостоятельные развлечения, часто связанные с упо­треблением алкоголя или наркотических веществ; д) увеличение молодежи с отставанием в интеллектуальном развитии.

На основании проведенного нами анализа было выявлено, что несо­вершеннолетние из неблагополучных семей гораздо чаще совершают пре­ступления.

Необходимо отметить, что асоциальные действия родителей оказыва­ют самое разрушающее воздействие на подрастающее поколение: понятно, что те из них, которые крадут, постоянно пьянствуют или употребляют наркотики, не могут обеспечить надлежащего воспитание своих детей, например, у 34,1 % опрошенных несовершеннолетних, совершивших пре­ступления небольшой средней тяжести, родители систематически употреб­ляли алкоголь или вели аморальный образ жизни, при этом из них 17,6 % респондентов на момент совершения преступления находились в состоя­нии алкогольного опьянения.

Низкий уровень образования. Сельские жители всегда отличались более низким уровнем образования, чем городские. Это можно объяснить тем, что в деревне затруднен доступ к культурно-просветительским учреждениям и современным технологиям (в том числе к Интернету). Сельские жители и сейчас в большинстве случаев живут в среде со слабой культурно-просветительской инфраструктурой. Чем менее урбанизирована террито­рия, более рассредоточена заселенность, тем хуже культурные условия. Внешкольные культурно-просветительские учреждения, которые также образуют важный элемент непрерывного образования, появляются в ос­новном в городах и местах большого скопления людей. Во многих семьях, проживающих в сельской местности, материально-бытовые условия до­вольно трудные, а кроме того, как показывают исследования их отчетливого улучшения не наблюдается. Стоимость обучения также вы­ступает одним из важнейших барьеров в получении образования, в осо­бенности для лиц с низким заработком.

Лица, совершившие преступления в сельской местности, имели в целом невысокий уровень образования. Большинство преступников имели среднееобразование – 49,1 %, среднее специальное образование – 13,8 %, высшее или неполное высшее образование – 3,1 %, неполное среднее образование – 28,4 %, начальное образование – 5,2 %, не имели образования – 0,4 %.

Падение нравов в обществе, разрушение стереотипов образа жизни. В научной литературе достаточно часто встречается точка зрения, в соответ­ствии с которой СМИ и в большей степени телевидение и интернет-ресурсы (социальные сети и т.п.) влияют на развитие молодежи, культивируют в ее среде «преступную идеологию». В связи с этим ряд ученых отмечают, что идет процесс нагнетания страха перед преступностью, распространяется ин­формация, в большинстве случаев не соответствующая реальной действи­тельности. Серьезный вред СМИ причиняют обществу, распространяя инфор­мацию о романтической преступной жизни и морали. В результате среди мо­лодежи (и в некоторых случаях среди взрослых), негативное социальное пове­дение становится привлекательным. Появляются мнения о том, что с преступ­никами можно иметь «союзнические» отношения, ведь воровской мир и «воры в законе» – это часть нашей культуры, а воровские понятия – более «правиль­ные», они намного легче и разумнее законов Казахстана.

Способствуют дальнейшему падению идеалов и нравственных принци­пов и непопулярная политика в отношении стариков, бро­шенных, как отработанный материал, на произвол судьбы, а также безраз­личное отношение к судьбам обездоленных детей. По мнению большинства экспертов, основной «поставщик» беспризорных детей – неблагополучная семья (65 %). Это показывает неспособность страны достойно обеспе­чить личную защищенность каждого гражданина в полном объеме.

Характер выполняемой работы и условия труда. Криминологическими исследованиями уже давно установлено, что представители тяжелого и не­квалифицированного труда намного чаще пополняют насильственную пре­ступность и в первую очередь такие ее виды, как убийства и причинениетяжкого вреда здоровью. В сельской местности основная масса населения за­нималась и занимается тяжелым и неквалифицированным трудом (животно­водство, птицеводство и др.). Помимо прочего многие главы фермерских хо­зяйств в сельской местности прямо нарушают трудовое законодательство: они нанимают рабочих только на время сезонной уборки урожая, без соот­ветствующей регистрации и назначают им ненормированный рабочий день. Большая часть сельских жителей необразованна, сельчане не знают своих ос­новный прав (права на труд, социальных прав и др.) и остаются менее защи­щенными, чем городские жители. На наш взгляд, создание нормальных усло­вий труда является крупномасштабной и перспективной задачей страны, решение которой позволит снизить влияние криминогенных факторов.

Адаптация населения к преступности. Новое поколение казахстанцев вырос­ло в условиях реформирования казахского общества, произошедшие (эко­номические, социальные, культурные и др.) изменения общественных отно­шений привели к формированию новой общественной морали. У населения повысился уровень терпимости к преступности, многие стали считать нор­мой мелкие кражи, хулиганство и т.п. Сегодня среди несовершеннолетних является нормой оскорбление, публичное унижение или избиение своих сверстников. В большинстве случаев стычки происходят в школах или дру­гих учебных заведениях. Современная молодежь считает нормой избить или унизить своего одноклассника, сверстника и т.п., не зная о том, что за данное деяние предусмотрена уголовная ответственность.

Утрата доверия к правоохранительным органам, осуществляющим борьбу с правонарушениями. Влияет на криминальную обстановку и опреде­ленное недоверие сельчан к правоохранительным органам. По данным со­циологов, около половины сельских жителей считают, что правоохранитель­ные органы не могут обеспечить им защиту от преступных посягательств, поэтому предпочитают не обращаться в эти органы. Речь идет об устойчивой неудовлетворенности их деятельностью, сфор­мированной в течение длительного времени. Сложилось убеждение, что пра­воохранительные органы не только неэффективно выполняют свои функции гаранта безопасности и защитника прав граждан, но и сами часто выступают в роли нарушителя прав.

Неудовлетворительное выполнение государством своих правоохрани­тельных функций, как в городской среде, так и в сельской местности породи­ло среди прочих, следующие два феномена. Во-первых, создание огромного числа легальных, полулегальных и нелегальных служб, занятых охранной деятельностью, обеспечением безопасности различных коммерческих, иных негосударственных структур. В итоге в стране появилось неоправданно большое количество вооруженных людей, находящихся вне зоны официаль­ного контроля и готовых к применению силы далеко не всегда на основе строгого соблюдения закона. Во-вторых, установление парадоксального кон­троля над преступностью со стороны самой криминальной сферы в сообще­стве с правоохранительными органами. Организованные преступные сообще­ства вовлечены в криминальный бизнес как в городской среде, так и в сель­ской местности, они заинтересованы в установлении и поддержании порядка в подконтрольной им сфере. Ради установления контроля и получения незакон­ных денежных выплат организованные преступные сообщества готовы идти на любые ухищрения, в том числе и подкуп правоохранительных органов.

Существенное влияние на развитие преступности в сельской местности оказывают специфические причины и условия данного вида преступности, к которым можно отнести следующие:

– удаленность сельских поселений от отделов полиции, больниц, других населенных пунктов. Удаленность от районных центров и больших городов не позволяет в случае совершения преступления вовремя прибыть полиции и часто при совершении преступления сельские жители злоупотребляют этим фактором, заведомо зная, что у них будет время скрыться с места совершения преступления.

большая по протяженности сельская территория. Жилые помещения и строения в сельской мест­ности расположены на значительном удалении друг от друга. Достаточно ча­сто в сельской местности складские помещения возводятся непосредственно в местах производимых работ (поле, пруд и т.п.), именно на таких объектах нередко совершаются хищения;

плохая охрана товарно-материальных ценностей. Большая часть насе­ления в сельской местности занимается подсобным хозяйством. Как правило, подсобные строения, в которых выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец и т.д., не охраняются вообще. Сельчане часто выпускают скот на самовыпас, без присмотра, чем создают условия, способствующие совершению краж скота;

– легкость выращивания наркосодержащих растений. У сельчан в распо­ряжении находятся большие земельные участки, которые обычно огорожены заборами, местное население не интересуется, какие растения или овощи вы­ращиваются на них. Эти обстоятельства делают выращивание наркотически содержащих растений безнаказанным бизнесом.

легкая возможность скрыться от преследования правоохранительных органов, например в лесах, горах, степях и др. В отличие от городской среды с плотной заселенностью, сельская местность – это слабозаселенная террито­рия за пределами которой (лес, поле, степь и т.п.) сельчане не редко скрыва­ются от правоохранительных органов. Местные жители хорошо знают терри­тории, прилегающие к своему поселению и используют их для укрытий от сотрудников правоохранительных органов.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

 

2.1. Общесоциальные меры предупреждения преступности

в сельской местности

 

Проблема предупреждения преступности в современном мире носит сложный и неоднозначный характер. Казахстан не является исключением. Требует особого внимания и борьба с преступностью в сельской местности. Проблема преступности в сельской местности предполагает консолидацию всех возможных ресурсов государства и общества в целях если не полного ее искоренения, то существенной минимизации.

Несмотря на наличие множества работ, посвященных тематике преду­преждения преступности, в научной литературе до сих пор нет единого мне­ния по вопросу понятия «предупреждение», его содержания, соотношения с такими категориями, как профилактика преступлений, пресечение преступ­лений. Остановимся на данных аспектах подробнее.

В криминологической науке сложилось несколько подходов к понятию предупреждения преступности. Одна группа авторов концентрирует внима­ние на практической стороне вопроса. Так, советские криминологи предлага­ли следующие определения предупреждения преступности: это – исправле­ние и перевоспитание правонарушителя и оказание этим одновременного воз­действия на других граждан; система государственных и общественных мер, устраняющих причины и условия преступности либо ослабляющих (блокиру­ющих) их действие и тем самым обеспечивающих снижение, а в перспективе окончательное искоренение преступности. Не возражая против общей поста­новки второго определения, все же позволим себе сделать некоторые уточне­ния. Полагаем, что наличие цели в качестве «окончательного искоренения преступности в перспективе» не лишено догматических начал и не вполне со­ответствует реалиям жизнедеятельности современного общества.

Сказанное вовсе не означает, что в научной литературе не предлагаются приемлемые с практической точки зрения определения этого понятия. Так, одни ученые полагают, что предупреждение преступности следует рассмат­ривать прежде всего как многоуровневую систему государственных и обще­ственных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности.

Другие авторы акцентируют внимание на теоретической стороне вопро­са, толкуя предупреждение в широком смысле, как теоретическую конструк­цию. Ими предупреждение преступности определяется как сложившаяся си­стема преодоления субъективных и объективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемая через целенаправленную деятельность обществен­ных институтов по устранению, нейтрализации и уменьшению факторов, де­терминирующих совершение преступлений и существование преступности.

Основываясь на инструментальном подходе, проанализируем данное понятие и выделим структурные элементы его теоретической конструкции. Она включает в себя такие составляющие, как содержание, субъект, объект, целевой элемент. Содержание предупреждения преступности образует си­стема преодоления объективных и субъективных предпосылок преступности, то есть система мер, реализуемых до совершения преступлений и подготовки к ним. В научной литературе в содержание предупреждения преступности учеными обоснованно включаются следующие составляющие: проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль; взаимодействие государственных и общественных мер; осуществление глубоко продуманных и взаимосвязанных мероприятий; своевременное реа­гирование общественности на проступки людей, их аморальное поведение, ведущее к нарушениям закона и правопорядка; ликвидация причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушений или преступлений.

Субъектом предупреждения могут выступать органы государственной, муниципальной власти, должностные лица, общественные организации, об­разовательные учреждения (школы, вузы), отдельные граждане. Объектом предупреждения являются факторы, детерминирующие существование пре­ступности и совершение преступлений (экономические, политические, демо­графические, идеологические, психологические, правовые). Целевой элемент предполагает активную деятельность по устранению, уменьшению и нейтра­лизации названных факторов. В связи с этим считаем справедливым уточнение С. Э. Титова: предупреждение преступности имеет своей целью преодо­ление, сдерживание процессов, порождающих ее.

Таким образом, предупреждение преступности представляет собой сложную конструкцию, включающую множество элементов. Анализ понятия предупреждения преступности позволит не только провести его соотношение с такими категориями, как профилактика, пресечение преступлений, но и сформулировать авторское определение предупреждения преступности в сельской местности.

В научной литературе вопрос соотношения понятий «предупреждение преступлений» и «профилактика преступлений» до сих пор является дискус­сионным. Одни авторы рассматривают эти категории как тождественные. Так, Г. А. Аванесов пишет: «По своей сути предупреждение преступности или, иначе говоря, профилактика преступности – два термина с точки зрения этимологии идентичны и используются как взаимозаменяющие».

В рамках данного подхода имеются и некоторые уточнения. В частно­сти, И. А. Гельфанд, П. П. Михайленко утверждают, что не следует искать различия в содержании терминов «предупреждение» «профилактика», со­держание этих терминов едино – в этом смысле они являются синонимами, выражающими мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключили появление у отдельных лиц каких-либо проступков, наносящих вред обществу.

Другие исследователи полагают, что предупреждение преступлений и профилактика преступлений – понятия нетождественные. В рамках назван­ного подхода имеется несколько точек зрения. Первая из них состоит в том, что профилактика преступлений рассматривается как более широкое по объ­ему понятие, чем предупреждение. По мнению авторов, «система профилактических мер представляет собой деятельность субъектов, наделенных пол­номочиями по борьбе с преступностью, путем предупреждения и пресечения преступных проявлений, реализации мер ответственности виновных в их со­вершении, возмещения причиненного вреда, а также осуществления кон­троля над реализацией указанных мер».

Иная точка зрения заключается в том, что эти категории рассматривают­ся как самостоятельные. В частности, А. Г. Лекарь и А. Ф. Зелинский под предупреждением подразумевают воспрепятствование совершению конкрет­ного преступления, а под профилактикой – устранение причин и условий, способствующих совершению преступления. По мнению авторов, к профи­лактике следует отнести процесс выявления, устранения причин и условий преступности, а к предупреждению – недопущение замышляемых и подго­тавливаемых преступлений.

Приверженцы третьей точки зрения утверждают, что профилактика пре­ступлений – это одно из проявлений предупреждения преступности. К этим исследователям относится С. С. Наумов, который пишет: «В систему преду­преждения преступности входят самые разнообразные виды предупреди­тельной деятельности. К их числу относится профилактика правонарушений (преступлений). Категория «профилактика» рассматривается как важнейший компонент процесса предупреждения преступности. Соотношение понятий «профилактика преступлений» и «предупреждение преступности» в фило­софском плане рассматривается как взаимосвязь части и целого. Целое (об­щее) – это предупреждение, а часть (особенное) – профилактика».Последняя изложенная позиция нам представляется наиболее приемле­мой в рамках настоящего исследования. Понятия «профилактика преступно­сти» и «предупреждение преступности» не являются тождественными. Про­филактика представляет собой только одну из составляющих предупрежде­ния, она способна влиять на истоки, на то, что воспроизводит преступность.

Итак, проведенный анализ позволяет нам с уверенностью утверждать, что предупреждение преступлений представляет собой сложное явление, нетождественное категориям «профилактика преступлений», «пресечение преступлений». Поэтому нельзя не согласиться с советскими криминологами, утверждавшими, что «предупреждение преступности широкое собира­тельное понятие, включающее в себя:

а) общегосударственные мероприятия экономического, социального,
идеологического, культурно-воспитательного порядка, законодательного
правового плана, сочетающие убеждение и принуждение в процессе борьбы с
преступностью;

б) деятельность государственных органов и общественных организаций,
в частности МВД, прокуратуры, суда, по выявлению причин и условий со­вершения преступлений и принятию мер к их устранению … а также по вос­питанию лиц, еще не совершивших преступления, но ведущих себя антиоб­щественно либо аморально».

Таким образом, изучив понятие «предупреждение преступности», его теоретическую конструкцию, точки зрения ученых относительно содержания названной категории, исследовав вопрос о соотношении его с понятием «профилактика преступлений», основываясь на понятии сельской преступ­ности, целесообразно предложить авторскую дефиницию предупреждения преступности в сельской местности. На наш взгляд, под ним следует пони­мать исторически обусловленную систему мер, предпринимаемых органамигосударственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, общественными организациями, образовательными учреждениями, отдель­ными гражданами, направленных на преодоление, уменьшение и нейтрали­зацию причин и условий, детерминирующих преступления, совершаемые в сельских поселениях и на других территориях вне городов как местными жи­телями, так и приезжими и характеризующихся определенной спецификой, обусловленной особенностями сельской местности. Безусловно, предложен­ное определение дискуссионно, но на данном этапе исследования, на наш взгляд, вполне обоснованно.

Как уже отмечалось ранее, система предупредительных мер представля­ет собой достаточно сложное явление. Названные меры многочисленны. Представляется целесообразным проведение их классификации в целях более детального изучения предупреждения сельской преступности.

В юридической литературе справедливо отмечается, что научная клас­сификация решает две основные задачи. Во-первых, классификация по мак­симальному числу критериев позволяет лучше представить все многообра­зие исследуемого феномена, чего нельзя добиться ни формулированием определения, ни перечислением признаков и функций. Во-вторых, правиль­но проведенная классификация разбивает весь массив изучаемых объектов на группы, имеющие значимые в научном отношении особенности. В ко­нечном счете, классификация должна способствовать практическому при­менению полученных знаний.

Как видим, в криминологической науке существует множество точек зрения по вопросу классификации предупредительных мер. Несмотря на су­ществующий плюрализм мнений, ученые едины в выделении уровней преду­преждения преступности и называют общесоциальный, специально-криминологический, индивидуальный. Обратимся к общесоциальному уровню предупреждения сельской преступности.

Безусловно, общесоциальное предупреждение преступлений является составной частью деятельности государства по общесоциальному развитию. А.И. Алексеев резонно подчеркивает, что общесоциальное предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. При этом общесоциальное предупреждение преступно­сти в сельской местности предполагает осуществление прагматичных, мас­штабных, долговременных мероприятий как экономического, политического, идеологического, так и правового характера.

Именно общесоциальные меры предупреждения сельской преступности могут стать основой специально-криминологического предупреждения пре­ступлений в сельской местности, так как через направленность на решение задач социально-экономического, идеологического, правового развития они предполагают противодействие криминогенным факторам.

Таким образом, комплексное изучение общих закономерностей преду­преждения преступности, особенностей предупреждения преступности в сель­ской местности не только направлено на создание теоретического и практиче­ского фундамента для разработки специально-криминологических мероприя­тий, но и преследует единую общую цель – разработку эффективных мер, направленных на нейтрализацию, преодоление и уменьшение факторов, де­терминирующих исследуемую разновидность преступлений.

Исходя из проведенного ранее анализа причин и условий преступности в сельской местности, последовательно проанализируем общесоциальные ме­ры – экономические, социальные, правовые, идеологические, воспитатель­ные, организационные. Оговоримся, что отдельное внимание при анализе бу­дет уделяться предупреждению преступлений, совершаемых молодежью. Это обусловлено тем, что, судя по результатам исследования, более половины всех преступлений в сельской местности совершается молодым поколением, поэтому акцент на указанный контингент считаем обоснованным. Разработав эффективную систему предупреждения преступности молодежи, можно фак­тически создать предпосылки для снижения общего уровня преступности в сельской местности в ближайшей перспективе.

Итак, проанализируем названные общесоциальные меры подробнее.

Меры экономического характера. Значение влияния уровня экономиче­ского развития государства на благосостояние общества трудно переоценить. Экономика, как известно, образует базис, фундамент общества, во многом определяя и качество надстроечных элементов. Высокий уровень экономиче­ского развития в значительной степени создает необходимые предпосылки для правомерного поведения субъектов права, и наоборот, в государствах со слабой, нестабильной экономикой закономерно развивается уровень пре­ступности, в том числе и экономического характера. Влияние на экономиче­ские причины, условия, факторы, детерминирующие антиобщественные, преступные явления, представляет собой архиважную государственную и общественную задачу.

В криминологической науке общеизвестна позиция, согласно которой факторы экономического характера играют весьма существенную роль в ак­кумуляции антиобщественных явлений.

Проведенное исследование позволяет нам также с уверенностью утвер­ждать, что в системе мер, направленных на сокращение сельской преступно­сти, важнейшую роль следует отводить именно мерам экономического ха­рактера. Нами уже отмечалось, что более половины преступлений, соверша­емых в сельской местности, носят экономический характер. Это преступле­ния против собственности (57,9 %): кража, мошенничество, грабеж и др. По­лагаем, что воздействуя на экономические факторы, детерминирующие названные преступления, можно снизить уровень указанного пласта сель­ской преступности.

Преодоление экономических причин и условий, детерминирующих сельскую преступность, видится в числе прочего в развитии и оптимизации института фермерства в сельской местности. Аргументируем обозначенный тезис.

Таким образом, важным механизмом преодоления экономических причин и условий, детерминирующих сельскую преступность, на наш взгляд, следует считать развитие системы фермерских хозяйств, в том числе и посредством доступной финансовой поддержки со стороны государства, обеспечением доступной сельской техникой, должной ценовой политики на произведѐннуюхозяйствами продукцию и поддержки в ее реализации.

Конечно же, не следует забывать и о мерах обеспечения повышения уровня социально-правовой защищенности фермерских хозяйств. Речь идет, в частности, об обеспечении охраны соответствующих объектов. Результаты проведенного нами исследования подтверждают сказанное. Так, первое место по хищениям занимают сельскохозяйственные предприятия, склады, ангары, поля – 38,3 % преступлений; похищенное имущество: домашние животные – 14,7 %, сельхозпродукция – 60,2 %. Среди условий, облегчивших совершение преступления, на первом месте стоит отсутствие охраны товаров, иных материальных ценностей – 40,5 %. В связи с этим система обеспечения защищенности института фермерских хозяйств должна, в первую очередь, включать в себя мероприятия, направленные на охрану соответствующихобъектов. Эта мера позволит реально снизить уровень сельской преступности и, в частности, количества хищений.

Другие авторы считают, что необходимы совершенствование системы государственной помощи для воспитания детей как родителям, так и соци­альным учреждениям; увеличение ассигнований на образование и науку, по­скольку уровень образованности и уровень развития науки свидетельствуют о степени благополучия в обществе.

Однако наиболее развернутую и эффективную, на наш взгляд, систему мер, н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: