Подготовила: педагог-психолог Иващенко Е. А.
Каждый ребенок уникален: у него есть особенные таланты, увлечения, желания и возможности. Одни довольно рано решают, что хотят лечить людей, поэтому целенаправленно движутся к мечте: углубленно изучают химию и биологию.
Другие же дети могут всю сознательную жизнь увлекаться физикой, а потом выбрать гуманитарную специальность.
Третьи уже с дипломом на руках осознают, что хотят заниматься совершенно другим.
Родители должны понимать, что профессиональное самоопределение может пойти по незапланированному сценарию. Стоит ли им вмешиваться, навязывая свои желания, или лучше полностью доверить выбор ребенку?
Выбирая профессию, подросток еще не готов в полной мере осознать все стороны будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего - родителей. Нередко в семье возникают конфликтные ситуации, связанные, в частности, с выбором профессии и дальнейшего пути получения образования. Причинами могут выступать неадекватная позиция родителей в профессиональном самоопределении ребенка или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.
Условно родителей можно разделить на 4 группы:
- Активно участвующие в вопросах выбора профессии для своих детей. Такие родители дают квалифицированные советы, разумно и обоснованно пытаются помочь выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей и способностей.
- Пассивно относящиеся к этому вопросу. Такие родители предоставляют своим детям полную свободу выбора профессии.
- Родители, которые беседуют с детьми о путях выбора профессии, интересуются их предпочтениями и намерениями; предоставляют своим детям самим решать свою судьбу.
- Навязывающие свою волю детям. Такие родители настаивают на верности собственной точки зрения касательно выбора профессии своих детей.
Полярные установки «Пусть сам решает!» или «Что он без меня решит?» редко оказываются продуктивными и, в конечном счете, могут привести к отчуждению между родителями и ребенком. Важно оценить способность ребенка быть ответственным и самостоятельным: что он уже может, а чему еще только учится. Для этого предпочтительны позиции 3 и 1, указанные выше.
|
Помогая подростку выбрать профессию, родители не только обсуждают с ним преимущества и недостатки отдельных профессий и возможности получения образования по этим профессиям, но и неизбежно становятся детскими психологами: необходимо раскрыть потребности, мотивы и способности ребенка, оценить соотношение между одним и другим вариантом. Безусловно, какова будет жизненная позиция ребенка при выборе будущей профессии, зависит от родителей. Если в воспитании фигурировали такие постулаты, как стремление приобрести через профессию привилегированное положение, желание поставить только себя в центре внимания, используя усилия других для собственной карьеры, то в итоге общество получит карьериста, который будет очень часто попадать в конфликтную ситуацию, оказываясь в положении «непонятого», «непризнанного», «неоцененного». И наоборот, если детям прививались интерес к созидательной деятельности, трудолюбие, уважительное отношение к трудовым усилиям людей, стремление честно трудиться на благо общего дела, то можно быть уверенным в том, что ребенок найдет правильную дорогу в жизни.
|
Родители должны быть осведомлены, что именно чаще всего подталкивает детей к тому или иному выбору профессии. Часто профессиональные намерения ребенка базируются исключительно на достоинствах будущей профессии, а объективно существующие «минусы» профессии не учитываются (или просто неизвестны). Чтобы выбор был по-настоящему реалистичным и не принес разочарований, необходимо заранее иметь представление о теневых сторонах профессии. Это могут быть, например:
- сложности с трудоустройством;
- длительное время профессиональной подготовки;
- трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
- профессиональные риски для здоровья и т. п.
Такая разносторонняя информация о профессии позволит быть готовым к ее недостаткам и позволит либо искать пути компенсации, минимизации существующих трудностей, либо примириться с неизбежными недостатками профессии (потому что ее достоинства все же весомее!), либо скорректировать планы.
Многие учащиеся озабочены поиском профессий, владение которыми гарантирует высокий заработок, поиском своеобразного «автопилота», якобы нацеленного только на достижение материального достатка. Однако заработная плата - это характеристика не профессии, а рабочего места, должности. Высокий заработок гарантируется, прежде всего, высоким спросом на профессию и низким уровнем ее предложения на рынке труда, затем - квалификацией и должностью на конкретном рабочем месте. При этом оплата по одной и той же профессии и должности может существенно отличаться в зависимости от отрасли, региона, размера и формы собственности предприятия и каких-либо других факторов. Именно поэтому такой критерий уместен при поиске работы, но не при выборе профессии.
|
Весьма распространен у ребят и подход к выбору профессии с точки зрения ее престижности в обществе. Бытуют мнения, что престижная профессия тоже является своеобразным «ракетоносителем» для вывода человека на орбиту жизненного успеха, приобретения высокого социального статуса, привлечения внимания к своей персоне. То есть сам факт получения престижной профессии - некая гарантия успешной карьеры. Внимание обращается, прежде всего, на внешнюю сторону профессии: ее модность и популярность, причем в глазах даже не общества в целом, а зачастую лишь определенного круга лиц, например, компании сверстников.
Заметим, что мотив выбора не может быть верным или неверным: амбициозные запросы, подкрепленные волей, способностями, трудолюбием, здоровьем, могут быть вполне осуществимы. Но нередко выбор профессии с точки зрения ее престижности идет рука об руку с выбором профессии «за компанию» с друзьями (чтобы не выглядеть хуже других), тогда как сама по себе будущая профессия представляется слабо и не вызывает активного интереса. В результате у ребенка появляются взаимоисключающие цели и внутренний конфликт мотивов.
Другой вариант выбора «за компанию» встречается, когда нет желания разобраться в своих особенностях: интересах, склонностях, способностях и возможностях их реализовать в профессиональной деятельности. При этом профессиональное самоопределение воспринимается как некая досадная необходимость, с которой надо быстрее расквитаться и продолжить приятное времяпрепровождение с друзьями. В таком случае выбор «за компанию» - лучший вариант. Такое решение может быть обусловлено тем, что ребенок боится самостоятельности, ответственности, привык быть ведомым в своей компании, занимать там привычное место.