Упражнение: «Эмблема толерантности»




Тренинговое занятие «Пойми себя, и ты поймешь других»

 

Цели тренинга:

• Ознакомить подростков с понятиями "толерантность" и "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах;

• Дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми;

• Стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих.

Задачи тренинга:

- развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;

- развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Данная тренинговая программа рассчитана на подростков в количестве 10-12 человек. Продолжительность – 80 минут.

Содержание программы

Этап t (мин.) Содержа-ние заданий Задачи Материал Примеча-ния
Организацион-ный   Знакомство. Обмен чувствами Знакомство участников; отрефлексировать собственное эмоциональное состояние. - -
  «Чем мы похожи» Организовать благоприятный настрой участников тренинга на дальнейшую работу и создать атмосферу доверия в группе. - -
  «Сходства и различия» Поиск сходств и различий между участниками группы и размышления участников о том, как общаются люди, имеющие какие-либо различия. - -  
Работа по теме   «Что такое "толерантность"» Сформулировать и проанализировать понятие «толерантность». Ручки, листы А4, лист ватмана. -
  «Эмблема толерантности» Продолжение работы с определениями толерантности; Развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения. Бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч. -
  «Исключение» Начать обсуждение проблемы существования разных групп в рамках одного общества; помочь участникам осознать наличие предрассудков и дискриминации; поощрить сопереживание через понимание опыта отторжения и исключения из общества. Цветные самоклеящиеся кружки. Например, на группу в 16 человек понадобится 4 голубых, 4 красных, 4 желтых, 3 зеленых и один белый кружок. -  
Завершающий   “Перед вами две дороги. Выбирайте...” Прослушать рассказ, проанализировать его и ответить на вопросы ведущего. - -
  «В добрый путь» Определить свои сильные качества. Карточки из цветного картона, ручки -
  Рефлексия Отрефлексировать собственное эмоциональное состояние. - -

 

Описание упражнений

 

Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

 

Упражнение «Сходства и различия»

 

Ведущий: Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

Национальность влияет на взаимоотношения людей?

Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.

 

Упражнение «Что такое "толерантность"»

 

Процедура проведения: Ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

 

Упражнение: «Эмблема толерантности»

 

Цели:

- продолжение работы с определениями толерантности;

- развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что Обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне.

Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение— 3—5 мин.).

Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.

 

Упражнение «Исключение»

 

Цели:

– начать обсуждение проблемы существования разных групп в рамках одного общества;

– помочь участникам осознать наличие предрассудков и дискриминации;

– поощрить сопереживание через понимание опыта отторжения и исключения из общества.

Необходимое время:10 минут.

Материалы: Цветные самоклеящиеся кружки. Например, на группу в 16 человек понадобится 4 голубых, 4 красных, 4 желтых, 3 зеленых и один белый кружок.

Процедура проведения:

Ведущий приклеивает по кружку на лоб каждому участнику (при этом они не должны знать, какого цвета кружок у них на лбу).

Затем он говорит игрокам, чтобы те, у кого кружки одинакового цвета, объединились в группы. При этом никто не должен ничего говорить, т.е. участники не могут обмениваться словами.

Обсуждение:

– Что вы ощутили, когда вы встретили первое лицо, имеющее кружок того же цвета, что и у вас?

– Что почувствовал человек, у которого оказался единственный кружок белого цвета?

– Пытались ли вы помочь друг другу в группах?

– К каким группам вы принадлежите (например, футболистов, музыкальных фанатов и пр.)?

– Может ли любой человек войти в эти группы?

– Кто составляет исключение в нашем обществе?

 

Упражнение (рассказ) “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

 

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него ваялась сумка. Он тихонько стонал. А в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на брюках.

- А нам-то что? Он сам виноват. Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я вес равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда. – Он попытался увести ее.

- Знаешь, что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину, - Что с вашей ногой?

- Я сломал ее … кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, девушка, спасибо.

- Послушай, - обратилась она к парню, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал (брезгливо смотрит на мужчину). Девушка поднялась и, приблизившись к парню, сказала:

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи. Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом. Я пойду вызову врача. Терпите. (Уходит)

- Девушка! – окликнул ее мужчина. – Спасибо вам! Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете счастье!

Обсуждение:

-- Почему молодой человек отказался помочь?

-- Как бы вы поступили в этом случае?

-- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

-- Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку – это будет проявление доброты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: