Проведенные аналитические исследования выявили, что основной причиной неудач в малом бизнесе, является слабое управление. Данные исследования указаны в таблице, расположенной ниже:
Управленческая некомпетентность 45%
Отсутствие опыта в данной области бизнеса 9%
Отсутствие опыта руководящей работы 18%
Отсутствие специальных знаний 20%
Пренебрежение бизнесом 3%
Мошенничество 2%
Катастрофы 1%
Прочее 2%
Всего 100%
При планировании бизнеса, желательно учитывать эти цифры, говорящие о многом. Составляя б-п, надо исходить из того, что инвестор или партнер тоже знаком с приведенными выше цифрами, поэтому, в плане должны быть отражены пути устранения этих ошибок. В этих материалах можно не показывать инвестору собственные слабости и узкие места в управлении предприятием, но надо быть предельно честным с самим собой, чтобы правильно поставить задачи и справиться с их решением.
При подготовке этого раздела б-п, необходимо осветить шесть важнейших тем:
1. Распределение обязанностей и ответственности;
2. Организационная структура;
3. Заработная плата и стимулирование;
4. Источники знаний, опыта и консультаций;
5. Автобиография директоров;
6. Опыт в данной области бизнеса.
Остановимся на них более подробно.
Распределение обязанностей и ответственности
При распределении обязанностей и ответственности необходимо четко определить:
- кто и что делает
- кто и перед кем отчитывается
- кто подготавливает варианты решений
- кто принимает окончательные решения
Не стоит дожидаться возникновения трудностей. Проблемы надо предвидеть и решать заранее. Цель этой части б-п - определить условия, позволяющие предприятию работать более целенаправленно, стабильно и плавно. Важно обеспечить баланс прав, обязанностей и ответственности в иерархии управления.
|
Организационная структура:
Существует два типа организационных структур, на которые следует обратить внимание:
Первый тип - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ. В структурах такого типа каждый исполнитель имеет перед собой задачу-функцию, которую он должен выполнить качественно и в срок, за что получает соответствующее вознаграждение. Размер вознаграждения определяется в зависимости от качества и объема выполненной работы. Организационные структуры такого типа определяют стабильность функционирования предприятия.
Структуры второго типа получили название ЦЕЛЕВЫХ. Здесь работники решают задачи целевого характера, чем обеспечивают продвижение предприятия к новым рубежам (к продвижению товара на новый рынок, к созданию нового продукта, к формированию новой стратегии конкурентной борьбы). Вознаграждаются они в основном за то, что успешно решают задачи и добиваются нужного результата. Руководитель предприятия должен осознать сам, что он хочет добиться: стабильности функционирования или динамичности развития. В идеале важно сочетать и то и другое, но в зависимости от стадии, в которой находится предприятие, нужно делать акцент на структуре одного из двух типов. Выбор организационной структуры существенно зависит и от правильного решения следующей проблемы.
Заработная плата и стимулирование:
Если предприятие невелико и все на виду, то было бы целесообразно, чтобы размер заработной платы руководителя не был существенно выше заработка других менеджеров и исполнителей. Затраты и скромность окупятся позже, когда бизнес станет более успешным. Это, во-первых.
|
Во-вторых, необходимо обеспечить максимальную справедливость в определении размеров окладов и справедливость поощрения за качественную работу.
В-третьих, собственные доходы, их основную часть, надо постараться в большей мере формировать из чистой прибыли, как предпринимательский доход. Справедливость такого подхода не вызовет сомнений ни у кого из работников всех уровней.
В-четвертых, заработную плату и премиальные надо максимально привязать к решению тех задач, которые стоят перед предприятием. Источники профессиональной поддержки
Любое предприятие, независимо от формы деятельности, должно прибегать к услугам бухгалтера, юриста, банка, страховой компании. Невозможно работать без этих видов услуг, от их качества зависит успешная деятельность предприятия. Можно пользоваться услугами:
Торгово-промышленной палаты;
Ассоциаций, союзов и клубов предпринимателей;
Программ и фондов содействия развитию малого бизнеса;
Консультационных и маркетинговых фирм;
Университетов, школ бизнеса.
Не обязательно пользоваться услугами этих организаций, но может настать минута, когда их знания и опыт будут истинно незаменимы.
Автобиография директора
В этом параграфе надо ответить на следующие вопросы:
- Какова Ваша подготовка в этой области бизнеса?
- Какой опыт управления Вы имеете?
- Ваше образование?
- Особые способности и интересы, причины решения заняться бизнесом?
- Возраст, место жительства, семейное положение.
- Самооценка о способностях к тяжелой, изматывающей работе.
- Почему Вы собираетесь преуспеть в этом бизнесе?
- Каково Ваше личное финансовое положение?