Введение.
1.Тело актера. Четыре качества тела актера 3-4
2. Тело человека, как средство выражения 4-7
Актерский тренинг
1. Разогревающие упражнения 7
2. Вводные упражнения 7-11
3. Основные упражнения 11-19
Заключение. 19
Введение:
Тело актера может быть или его лучшим другом, или злейшим врагом. Есть тип актеров, глубоко чувствующих свои роли, но не могущих выразить и передать зрителю со сцены своих переживаний во всей их полноте. Их внутренняя жизнь скована непроработанным, негибким телом. Процесс репетирования и игры на сцене для таких актеров часто является мучительной борьбой с их же собственным телом. Всякий актер в большей или меньшей степени страдает от сопротивления, которое оказывает ему тело. Телесные упражнения нужны и
Тело актера должно развиваться под влиянием душевных импульсов.
Четыре качества, которыми ваше тело должно обладать и вы должны эти качества проявлять во всех движениях, словах и душевных переживаний.
1. Лёгкость
2. Форма
3. Чувство целого (целостность)
4. Красота
Лёгкость.
Победить тяжесть тела можно только внутренней силой.
Не принимайте слабость за лёгкость!
Приучайтесь делать с лёгкостью всё!
Тяжелые движения, настроения и речь на сцене способны подавить и даже оттолкнуть зрителя, если вы, как актер, поддавшись им, сделаете тяжелой и вашу игру. Тяжесть может быть показана на сцене только как тема, но не как манера игры.
Форма.
Задержка внимания на начале и конце движения. И тем самым ограничьте движение от всяких до и после. Вы должны видеть чёткую форму и в душе и в физической сфере. Жест или движение вас должны удовлетворять душевно – это результат того что форма удалась.
Избегайте резкости в движениях. Это может случиться только если ваше представление о форме станет слишком внешним. Живая форма зарождается не вовне, а внутри, в душе.
Таблица «Тело человека как средство выражения»
ГОЛОВА: отражает внутренний мир (глаза)
Её сценическая выразительность – это положение по отношению к телу. Искусственная мимика лица, гримаса, уничтожает выразительность головы. Гримаса — попытка делать “жесты” головой. Голова не предназначена для “жестов”, и всякое усилие привести в движение мускулы лица — неэстетично. Лицо и в особенности глаза сами отражают внутреннюю жизнь актера на сцене, если он отказывается от насильственной мимики.
РУКИ: они связаны с чувствами.
Ритмы дыхания и биения сердца в груди (в сфере чувства) непосредственно вливаются в руки, делая их выразителями тончайших настроений и чувств.
НОГИ: они выражают волю.
Разумеется, руки человека также проникнуты волей, но в них она окрашена чувствами!!!
Чувство целого.
Чувство целого, или по-другому целостность (завершённость) – является результатом способности переживать произведение как единое целое. Вы как актер, играя на сцене, творите во времени. Вы продвигаетесь последовательно от начала к концу. Поэтому начало и конец являются объединяющими моментами в вашей игре. Развив в себе способность одновременного переживания этих двух моментов, вы научитесь охватывать роль в целом, со всеми ее деталями и превращениями. Во всём стремитесь к ясному сознанию начала и конца. Всё выше сказанное надо принимать на душевную сферу а не на физическую. Чувство целого является частью внутреннего мира вашего персонажа.
Красота.
Истинная красота коренится внутри, человека, ложная — вовне. Всякая красота “для других” превращается в красивость. Потребность быть красивым для самого себя (внутренне) есть признак, отличающий художественную натуру. Чувство красоты свойственно актеру, как и всякому художнику, и оно должно быть вскрыто и пережито им как внутренняя ценность. Тогда оно станет постоянным качеством, присущим его творчеству. Старайтесь двигаться и говорить красиво для самого себя, без малейшего желания показаться красивым окружающим. Это не должно бросаться ярко в глаза другим. Если это так вы на верном пути!
Безобразное на сцене.
Может возникнуть вопрос: как следует изображать на сцене безобразные положения и отталкивающие характеры? Не потеряют ли они своей выразительности, если режиссер и актер в этом случае не откажутся от принципа красоты? И здесь мы снова должны различать тему и средства выразительности. Все безобразное, злое и уродливое имеет право на существование в искусстве только как тема, но не как средство выразительности. Отрицательное явление или характер, изображенные на сцене неэстетично, вызовут в зрителе чисто физическую реакцию нервов. Эстетически изображенное само по себе неэстетическое явление (тема) из частного случая (как в жизни) становится идеей (как в искусстве) и перестает вызывать чисто физическую реакцию зрителя.
Воплощение образа
В то время как вы, делая упражнения, сосредоточенно следите в вашей фантазии за жизнью создаваемого вами образа, вы замечаете, что тело ваше непроизвольно и еле заметно начинает двигаться, как бы принимая участие в процессе воображения. Такое же легкое движение вы ощущаете и в голосовых связках, когда вслушиваетесь в слова, произносимые вашим образом. Чем ярче видите и слышите вы его в вашей фантазии, тем сильнее реагирует ваше тело и голосовые связки. Это свидетельствует о вашем желании воплотить создание вашей творческой фантазии и указывает вам путь к простой, соответствующей актерской природе технике такого воплощения.
Предположим, работая над образом роли, вы достигли того, что ясно видите и слышите его в вашем воображении. Внешний и внутренний облик вашего героя стоит перед вами во всех деталях. Как следует вам приступить к его воплощению?
Было бы ошибкой, если бы вы захотели воплотить (сыграть) ваш образ сразу. Если вы хотите идти верным и более легким путем — приступайте к воплощению вашего образа по частям. Вы видите его движения, слышите его речь, проникаете в его душевную жизнь. Из всего, что стоит перед вашим внутренним взором, вы выбираете одну черту: движение рук, походку, наклон головы, слово, фразу, взгляд, характерный жест, душевное состояние и т.п. и со вниманием изучаете эту черту в воображении. Затем вы воплощаете только ее одну, как бы имитируя созданное и проработанное вами в вашей фантазии. Вы повторяете этот процесс до тех пор, пока выбранная вами для воплощения деталь не станет близкой вам, пока вы не достигнете легкости в ее исполнении.
Переходя таким образом от одной черты к другой, прорабатывая и воплощая шаг за шагом вашу роль, вы приходите, наконец, к моменту, когда чувствуете, что весь образ живет в вас и вам уже нет больше надобности воплощать его по частям. При работе над воплощением роли вы можете пользоваться техникой вопросов и ответов.
Характерность
Нет нехарактерных ролей, как нет двух внешне и внутренне одинаковых людей. То, что различает их друг от друга, есть, говоря актерским языком, их характерность.
Обычное разделение характерности на внутреннюю и внешнюю справедливо только отчасти. Вы не можете усвоить манеры внешнего поведения другого лица, не проникнув в его психологию, как не можете не выразить внешне его внутренних особенностей. Всякая характерность есть всегда внешняя и внутренняя одновременно, лишь с большим уклоном в ту или другую сторону.
Воображаемое тело
Вы воображаете на месте вашего тела другое тело, то, которое вы создали для вашей роли. Оно не совпадает с вашим. В этом “новом теле” вы начинаете чувствовать себя другим человеком. Оно постепенно становится привычным и знакомым для вас, как ваше собственное. Вы учитесь ходить, говорить в соответствии с его формами. Причем воображаемое тело — это как продукт вашей творческой фантазии есть одновременно и душа и тело человека, которого вы готовитесь изобразить на сцене. В нем объединяется для вас и внутреннее начало и внешнее.
Малейшее изменение, которое вы пожелаете сделать в нем, совершенствуя его, будет раскрывать перед вами новые душевные нюансы роли.
Воображаемый центр
Еще глубже и тоньше овладеете вы характерностью роли, если к созданному вами телу присоедините и воображаемый центр. Центр этот, помещенный в груди, делает ваше тело гармоничным, приближая его к идеальному типу. Но как только вы хотя бы несколько переместите его из середины груди и прислушаетесь к новому ощущению, вы тотчас же заметите, что вместо идеального тела вы обладаете телом характерным. Соответственно изменится и ваша психология. Если вы, например, перенесете центр из груди в голову — мысль начнет играть характерную роль в вашем исполнении на сцене.
Центр может перемещаться каждую минуту. Это поможет создать характерность для вашего персонажа
Вывод: Исходя из всего вышесказанного я привожу тренинг упражнений на данный момент для меня наиболее полезный и результативный.
Разогрев перед тренингом.
1.Для разогрева тела перед тренингом я рекомендую гимнастику Стрельниковой, которой я сама пользуюсь, 4 упражнения достаточно, чтобы тело было готово к вводным упражнениям.
Вводные упражнения
Исходное положение — стойка «смирно», носки ног сомкнуты, руки заложены за голову, пальцы на затылке, локти разведены в стороны. Техника исполнения. Медленно и плавно наклониться вперед (рис. 13), затем медленно выпрямиться.
Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Импровизация в размере 4/4. Темп медленный. Упражнение выполняется за 2 такта. Методическое указание. Педагог следит за тем, чтобы при наклоне туловища спина была прямой, голова и локти не опускались; смотреть следует вверх.
Исходное положение то же, что в предыдущем упражнении. Техника исполнения. Медленно и плавно наклониться вперед-вниз; не сгибая колен, дотянуться ладонями до пола (рис. 16).
Затем медленно выпрямиться, руки поднять вверх. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнить за 2 такта. Методические указания. При наклоне опустить руки вниз вместе-с туловищем, голова — между рук. При выпрямлении движение вверх начинают руки.
«Скамейка». Исходное положение: стоя на коленях, наклонить туловище вперед, ладонями упереться в пол. Техника исполнения. Медленно поднять левую руку вперед-вверх и одновременно правую ногу назад-вверх (рис. 19, а, б).
Вернуться в исходное положение. То же самое сделать правой рукой и левой ногой. Повторить упражнение еще раз. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Выполнять упражнение за 2 такта. Методическое указание. Следить за плавностью возвращения в исходное положение (обычно учащиеся торопятся).
Усложненный вариант: одновременно поднимать правую руку и правую ногу, затем вернуться в исходное положение; то же сделать левой рукой и левой ногой.
Упражнение 32.
Исходное положение — стоя на коленях. Техника исполнения. На «раз» — сесть вправо на пол; для сохранения равновесия руки вывести влево (рис. 20); на «два» — подняться в исходное положение; то же сделать влево.
Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение.' Размер 4/4. Музыка отрывистая, темп — 60 ударов метронома в минуту. Все упражнение выполнить за один такт.
Основные упражнения
После вводных упражнений ученики по команде берут заранее приготовленные стулья и строятся «стайкой», ставя стулья перед собой сиденьями вперед. Расстояние между учащимися должно быть достаточно большим. Исходное положение: сесть на стул вплотную к спинке; стопы на полу сомкнуты, колени тоже, руки лежат на бедрах; спину держать прямой. Техника исполнения. Опираясь спиной на спинку стула и поднимая руки вверх, прогнуться назад (рис. 26).
Медленно вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнить за 2 такта.
Упражнение 43.
Исходное положение — сидя на стуле, руки в стороны, ладони обращены вниз. Техника исполнения. Медленно и плавно наклониться вправо, правой рукой коснуться пола (рис. 27); выпрямиться.
Выполнить за 2 такта. Сделать то же влево. Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение то же, что в предыдущем упражнении.
Упражнение 44.
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но носками ног зацепиться за ножки стула с наружной стороны. Техника исполнения. Медленно и плавно наклониться вперед-вниз, коснуться ладонями пола (рис. 28) и вернуться в исходное положение.
Повторить 4 раза.
Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнить за 2 такта.
Упражнение 45.
Исходное положение: не вставая со стула, повернуться правым боком к спинке; левой рукой держаться за сиденье, правой — за спинку стула; ноги вытянуты в коленях, сомкнуты, стопы «на полу. Техника исполнения. На> «раз», сгибая ноги в коленях, подтянуть их к груди (рис. 29); на «два», распрямляя колени, вытянуть ноги вперед-вверх (носки сомкнуты); на «три», согнув колени, подтянуть ноги к груди;, на «четыре» — опустить ноги в исходное положение.
Повторить 4—8 раз. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка резкая, отрывистая, темп 60 ударов метронома в минуту. Выполнять за один такт.
Упражнение 46.
Исходное положение: не вставая со стула, повернуться кругом, т. е. оказаться левым боком к спинке стула. Техника исполнения. Медленно и плавно отклонить туловище назад-вниз, голову опустить; ноги от пола не отделять (рис. 30).
Затем медленно и плавно сесть. Повторить 2 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнять за 2 такта.
Упражнение 47.
Исходное положение: встать за спинкой стула. Мужчинам взяться за спинку сверху, женщинам — за середину спинки с боков (рис. 31, а). Техника исполнения. Медленно и плавно поднять стул над головой на прямых руках (рис. 31, б, в), затем медленно опустить на пол.
Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Упражнение выполнять за 2 такта.
Упражнение 48.
Исходное положение: встать справа от стула; положить прямую правую ногу стопой на сиденье так,, чтобы оставаться к стулу правым боком; руки поднять вверх. Техника исполнения. Медленно и плавно наклониться вправо; медленно выпрямиться. Затем, оставляя стопу на стуле и поворачиваясь влево, наклониться так, чтобы достать руками носка левой ноги; выпрямиться. Повторить 2—4 раза. Затем повернуться левым боком к стулу, положить прямую левую ногу на сиденье и повторить упражнение. Музыкальное сопровождение. Размер 4/4. Музыка плавная. Все упражнение исполняется за 4 такта.
Упражнение 49.
Исходное положение: встать перед стулом. Техника исполнения. На «раз» — поставить на середину сиденья стопу правой ноги (рис. 32, а), на «два» — стопу левой, т. е. встать на стул (рис. 32, б), на «три» — правую ногу поставить на - пол, на «четыре» — левую поставить на пол.
Повторить 4 раза. Музыкальное сопровождение — марш; темп — 60—80 ударов метронома в минуту. Методическое указание. Выполнив упражнение, быстро повернуться к стулу спиной, сесть, расслабить мускулатуру и читать вслух таблицу умножения.
Заключение.
Таким образом, после выполнения этого тренинга тело будет готово к серьезной, сосредоточенной на творческом процессе работе на сцене.