Анализ характерных аварий




К числу характерных аварий судовых двигателей относятся обрывы опорных фланцев втулок цилиндров, а иногда и появле­ние трещин в цилиндровых блоках. Это происходит из-за чрез­мерной или неравномерной затяжки шпилек крепления крышек цилиндров. В условиях эксплуатации крышечные шпильки иногда затягивают втроем-вчетвером при помощи трубы длиной 1,5— 2 м. В действительности усилие затяжки крышечных шпилек дол­жно быть сравнительно небольшим.

Приближенно момент затяжки можно определить по выраже­нию

МЗ ≈ 0,147 К D 2

где i — количество шпилек;

d — наружный диаметр резьбы шпильки;

D — средний диаметр опорной поверхности буртика крышки;

К = 1,2÷2 — коэффициент затяжки.

Трещины в опорных фланцах втулок или их обрывы объясня­ются тем, что в большинстве конструкций судовых двигателей оси симметрии опорного буртика рабочей крышки и посадочной поверхности блока не совпадают (рис. 3.1, а, оси аа и вв). По­этому сила затяжки крышки РЗ и ее реакция, а также силы ска­лывания РК и растяжения РР создают в опасном сечении хх (см. рис. 3.1, а и б) суммарные механические напряжения.

При наличии карманов во втулке под газораспределительные клапаны (см. рис. 3.1, б) в районе этих карманов опасным сече­нием оказывается сечение У. В нем и появляется в первую оче­редь трещина при разрушении опорного фланца. Изгибающий момент от силы РЗ на плече l = 0,5 (DsDf) является основным усилием, определяющим величину суммарных напряжений во фланце. Поэтому конструктивное совершенство этого узла в ос­новном определяется величиной плеча l.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ВКР.26.02.05.М9–ЭСЭУ13о–1.СМО.ПЗ  

Рисунок 3.1 – Схема сил, действующих в опорном фланце втулки рабочего цилиндра: а – типовая конструкция: б – конструк­ция двигателя

 

В конструкциях, подобных изображенной на рис. 3.1, б, вели­чина l зависит от ширины уплотнительной прокладки, завод строитель в своей инструкции всегда указывает эту ширину. При­менение прокладок большой ширины категорически запрещено, так как это также может быть причиной обрыва опорного фланца. При креплении цилиндровых крышек особое внимание следует уделять порядку обжатия гаек, что необходимо для их равномер­ной затяжки. Равномерная затяжка обеспечивает плотность со­единения крышки со втулкой при наименьшем усилии и предохраняет от перетяжки отдельных шпилек. Для рав­номерной затяжки шпилек крепления индивидуальных цилиндровых крышек необхо­димо обжимать гайки за три-четыре приема и попарно по диагонали. Общие крышки, закрывающие несколько ци­линдров, надо крепить также в несколько приемов по спе­циальной схеме (рис. 3.2). Для контрольной проверки следу­ет измерять расстояние меж­ду нижней плоскостью цилиндровой крышки и

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ВКР.26.02.05.М9–ЭСЭУ13о–1.СМО.ПЗ  
верхней плоскостью цилиндровой рубашки. В случае необходимости этот зазор вы­равнивают, изменяя порядок и степень затяжки отдельных гаек. При правильно выбранном усилии затяжки крышечных гаек, равномерном их обжатии и нормальном давлении сгорания в ци­линдре пропуск газа из-под крышки свидетельству­ет о дефектах в уплотнительном кольце или на опорных поверхностях бур­тика цилиндровой крышки и уплотнительной канавки фланца цилиндровой втул­ки. Нельзя устранять этот дефект дополнительной за­тяжкой шпилек, так как это вызовет чрезмерные напря­жения и может привести к обрыву опорного фланца втулки. Следует снять крышку цилиндра и осмотреть прокладку, канавку втулки и буртик крышки. Канавку и буртик надо тща­тельно очистить, затем буртик проверить по плите и краске, а по­врежденную медную прокладку заменить. Медную прокладку (как исправную старую, так и новую) перед постановкой на ме­сто отжигают. Уплотнительный буртик крышки и медная про­кладка должны лежать в канавке втулки свободно, с некоторым зазором.

Рисунок 3.2 – Порядок затяжки гаек креп­ления цилиндровых крышек различных типов.

 

Чтобы предупредить обрыв опорных фланцев втулок из-за не­удачной конструкции, необходимо уменьшить усилие затяжки гаек, доведя коэффициент

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ВКР.26.02.05.М9–ЭСЭУ13о–1.СМО.ПЗ  
К, обеспечивающий плотность, до минималь­но допустимого значения (в крайнем случае этот коэффициент можно снизить до 1,10÷1,15).

Применение динамометрических ключей уменьшило, но не устранило повреждения фланцев втулок. Это объясняется целым рядом причин. Основная из них – очень малый запас прочности, в опасном сечении фланца втулки при нормальном усилии затяж­ки крышечных шпилек. Снижение коэффициента затяжки до 1,2 несколько увеличивает этот запас, но не компенсирует возрастание действующих во фланце напряжений от различных монтажных ошибок, к которым следует отнести следующие технологические отклонения при сборке.

1. Применение динамометрического ключа с часовым индика­тором в качестве показывающего прибора обеспечивает равно­мерную затяжку крышечных гаек только в случае очень медлен­ного приложения нагрузки к его рычагу и при многократном по­следовательном обжатии гаек (по схеме рис. 3.2 или рекомендо­ванной заводом-строителем). Как показали исследования с ис­пользованием тензодатчиков, обычный способ затяжки гаек за три-четыре приема с плавным, но быстрым приложением нагруз­ки к динамометрическому ключу создает усилия затяжки в каж­дой шпильке, отличающиеся друг от друга на 10% и более. При малом коэффициенте затяга К это не обеспечивает плотности стыка крышки и опорного фланца по всей окружности; при проб­ных пусках двигателя газы прорываются через уплотнительную красномедную прокладку и производят местную закалку ее ма­териала.

При устранении прорыва газов дополнительным обжатием крышечных шпилек их затяг становится значительным и неравномерным, так как в красномедной прокладке появляются мелкие прогары и закаленные, повышенной твердости, участки.

Как показало тензометрирование, применение красномедных прокладок увеличенной ширины вызывает дополнительные напря­жения изгиба в опорном фланце втулки. При увеличении ширины прокладки с 10 до 12 мм напряжения возрастали в 1,1 раза, а при уменьшении ее до 5 мм падали в 2 раза. При

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ВКР.26.02.05.М9–ЭСЭУ13о–1.СМО.ПЗ  
переносе про­кладки шириной 5 мм на внешнюю торцевую плоскость фланца (на место А, см. рис. 3.1, б) напряжения в галтели практически исчезали.

2. Установка рабочей втулки на место с недостаточным мон­тажным зазором между нижними опорными поясами блока и втулки (в месте установки уплотнительных резиновых колец) при наличии допустимой неперпендикулярности плоскости опорного бурта блока и оси цилиндра вызывает одностороннюю посадку фланца втулки на опорный бурт блока и увеличенные напряже­ния изгиба в этом районе. Рекомендованный заводом-строителем зазор (примерно 0,1 мм) явно недостаточен, так как при тепло­вом расширении втулки он полностью выбирается и исключает наличие допуска на неперпендикулярность опорной плоскости блока к оси цилиндра. Поэтому в настоящее время при монтаже втулки этот зазор увеличивают до 0,2 мм. По мнению авторов, он должен быть не менее 0,25÷0,30 мм, особенно для двигателей, у которых производилась проточка посадочных мест блока в ус­ловиях судоремонтного предприятия.

При удачной конструкции опорных фланцев рабочих втулок плечо l (cм. рис. 3.1) момента от силы затяжки РЗ незначитель­но или вообще отсутствует. В этом случае чрезмерная затяжка крышечных шпилек не вызывает разрушения опорных фланцев втулок, но опасно для прочности опорных буртов блоков. В них появляются трещины от чрезмерной затяжки крышечных шпилек.

Наиболее тяжелые последствия вызывает обрыв опорного фланца втулки. В этом случае, как правило, разрушаются блок, фундаментная рама и детали движения. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обнаружить начавшийся процесс обрыва.

Внешними признаками появления водотечной трещины явля­ются: поступление воды в рабочую полость цилиндра, обводнение масла, а также прорыв горячих газов в охлаждающую воду. По­следнее обнаруживается по внезапному повышению температуры отходящей из крышки охлаждающей воды или по колебанию стрелки манометра, установленного на охлаждающей системе дви­гателя. В этом случае дефектный цилиндр необходимо вскрыть и тщательно

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ВКР.26.02.05.М9–ЭСЭУ13о–1.СМО.ПЗ  
проверить состояние втулки и блока в районе поса­дочного бурта (при помощи лупы, гидравлическими испытаниями или цветной дефектоскопией).

Трещины в опорном фланце втулки и в рубашке цилиндра появляются не только вследствие чрезмерной затяжки крышеч­ных шпилек или неудачной конструкции этого узла, но и при рез­ком переохлаждении цилиндров и быстром увеличении нагрузки на непрогретый двигатель.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: