Перечень заданий для самостоятельной работы по курсу «Новая история»
Общие указания к выполнению работ
Представленные самостоятельные работы являются обязательным элементом освоения студентом курса «Новая история». Они должны быть сданы преподавателю в строгом соответствии с графиком сдачи трудов, представленном ниже. Студенты, не выполнившие необходимое количество работ или выполнившие их неудовлетворительно, могут быть не допущены к сдаче экзамена (при отсутствии 3 или 4 работ) или же получить дополнительные вопросы во время его проведения (если не были сданы или не были зачтены 1 или 2 работы). Студенты, успешно подготовившие необходимые работы, по решению экзаменатора, принимающего в расчет посещение лекций, могут получить возможность выбора одного вопроса из билета при ответе на экзамене («полуавтомат»).
Все работы должны быть выполнены в текстовом редакторе Times New Roman (14 кегль, полуторный интервал) и содержать следующие обязательные элементы: титульный лист с указанием ФИО студента, группы и темы работы, содержание, включающее перечень глав работы, и список использованных источников и литературы. Текст работы должен быть снабжен подстрочными ссылками на использованные источники и литературу. Минимальный объем работы – 12 листов.
Все работы должны представлять собой самостоятельные учебные проекты. Они должны быть написаны студентом на основании данных исследовательской литературы и источникового материала. Не допускается простое копирование фрагментов текста из чужих сочинений! Основная задача студента состоит в раскрытии заявленной темы. Это предполагает последовательное изучение отдельных аспектов проблемы, в том числе и путем сравнения различных исследовательских подходов.
Все работы отправляются по адресу metelov@omsu.ru. Они проходят предварительную проверку на антиплагиат. При выявлении более 60% некорректных заимствований работа не засчитывается и отправляется автору на доработку. Если автор не успевает внести изменения в отведенные сроки, то она превращается в «долг», являющийся основанием (при достижении определенного барьера) для недопуска к экзамену или получению дополнительного экзаменационного вопроса.
График сдачи письменных работ
1 работа – 15 марта 2018 г.
2 работа – 15 апреля 2018 г.
3 работа – 15 мая 2018 г.
4 работа – 5 июня 2018 г.
Работы, присланные с нарушением сроков, не рассматриваются!
Тема № 1. Религиозные и общественно-политические идеи французского Просвещения
Обязательные вопросы, которые должны быть отражены в работе: эпоха Просвещения как исторический феномен; представления философов-просветителей о справедливом общественном устройстве; религиозные представления французских просветителей; проблема влияния философии Просвещения на политику Французской революции.
Обязательные источники и литература:
1. Вольтер. Трактат о веротерпимости в связи со смертью Жана Каласа // Вольтер. Бог и люди: Статьи, памфлеты, письма: в 2 т. М.: Мысль, 1962. Т. 2. С. 5 – 51.
2. Дидро Д. Прогулки скептика, или Аллеи // Дидро Д. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1986. Т. 1. С. 208 – 265.
3. Мелье Ж. Завещание. М.: АН СССР, 1954. Т. 1.
4. Монтескье Ш. Л. О духе законов // Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. С. 163 – 241.
5. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 151 – 256.
6. Французские просветители XVIII в. о религии: сборник / сост. и авт. вступ. ст. А. И. Казарин. М.: Госполитиздат, 1960.
7. Блуменау С. Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение // Новая и новейшая история. 2003. № 9. С. 155 – 161.
8. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: ИФ РАН, 2006.
9. Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004.
10. Кошен О. Малый народ и революция. М.: Айрис-Пресс, 2004.
11. Лившиц Г. М. Свободомыслие и материалистическая философия в Западной Европе. (Вторая половина XVII в.). Минск: Вышэйшая школа, 1975.
12. Мир Просвещения. Исторический словарь / под ред. В. Ферроне, Д. Роша. М.: Памятники исторической мысли, 2003.
13. Мухина Г. А. Лики французской культуры Нового времени: монография. Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2012. С. 16 – 231.
14. Плавинская Н. Ю. Монархия и республика Монтескье //Монархия и народовластие в культуре Просвещения: сб. ст. М.: Наука, 1995. С.193-202.
15. Французское Просвещение и революция / отв. ред. М. А. Киссель. М.: Наука, 1989.
Тема № 2. Война за независимость североамериканских колоний и образование США
Обязательные вопросы, которые должны быть отражены в работе: североамериканские колонии накануне войны за независимость, причины войны; принятие «Декларации независимости США»; формирование американской государственности: от Статей конфедерации к Конституции, «Билль о правах».
Обязательные источники и литература:
1. Сборник документов по истории Нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. / под ред. В. Г. Сироткина. М., 1990. С. 89 – 97, 105 – 132, 148 – 172.
2. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / сост. О. А. Жидков, В. И. Лафитский. М.: Прогресс, Универс, 1993. С. 25–28, 29 – 49.
3. Конституция США. История и современность / под ред. А. А. Мишина и Е. Ф. Язькова. М.: Юридическая литература, 1988. С. 44 – 104.
4. Аптекер Г. История американского народа: в 12 т. М.: Издательство иностранной литературы, 1961. Т. 2. Американская революция 1763-1783.
5. Война за независимость и образование США / под ред. Г. Н. Севостьянова. М.: Наука, 1976. С. 8 – 113, 137 – 151, 268 – 283, 475 – 493.
6. История США: в 4 т. / под ред. Г. Н. Севостьянова и др. М.: Наука, 1983. Т. 1. С. 50 – 204.
7. Романова М. И. Война за независимость североамериканских колоний и британский парламент. 1765 – 1775 годы // Новая и новейшая история. 2008. № 1. С. 110 – 129.
8. Согрин В. В. Идейные течения в Американской революции. М.: Наука, 1980. С. 66 – 128.
9. Согрин В. В. Образование североамериканского государства: новое прочтение // Новая и новейшая история.2002. №1. С. 18 – 34.
10. Согрин В. В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. 2004. №2. С. 3 – 27.
11. Филимонова М. А. Александр Гамильтон и создание Конституции США. М.: ИВИ РАН, 2004.
12. Фурсенко А.А. Американская революция и образование США. Л.: Наука, 1978.