Техническое состояние системы питания определяет мощностные и экономические показатели работы автомобиля, влияние его на окружающую среду.
Характерные неисправности системы питания: нарушение герметичности, течь топлива из топливных баков, трубопроводов, загрязнение топливных и воздушных фильтров.
У карбюраторных двигателей измеряется пропускная способность калиброванных отверстий и жиклеров карбюратора, происходит разрегулировка жиклеров холостого хода, нарушается герметичность игольчатого клапана поплавковой камеры карбюратора, изменяется уровень топлива в поплавковой камере, изменяется упругость и длина пружины в ограничителях максимальной частоты вращения коленчатого вала. В топливном насосе карбюраторного двигателя возможны прорывы диафрагмы и уменьшение жесткости диафрагменной пружины.
У дизелей появляется износ и разрегулировка плунжерных пар насоса высокого давления и форсунок, потеря герметичности этих механизмов. Возможен износ отверстий форсунок, их закоксованность и засорение. Эти неисправности приводят к неравномерности работы топливного насоса по количеству и углу подаваемого топлива, ухудшению качества распыливания топлива форсункой, изменению момента начала подачи топлива.
В результате перечисленных неисправностей повышается расход топлива и увеличивается токсичность отработавших газов.
Диагностическими признаками неисправностей системы питания являются: затруднение пуска двигателя, увеличение расхода топлива под нагрузкой, падение мощности двигателя и его перегрев, изменение состава и повышение токсичности отработавших газов.
Диагностирование системы питания дизельных и карбюраторных двигателей проводится методами ходовых и стендовых испытаний.
|
При диагностике методом ходовых испытаний определяют расход топлива при движении автомобиля с постоянной скоростью на мерном горизонтальном участке дороги с малой интенсивностью движения. Движение осуществляется в обоих направлениях.
Контрольный расход топлива определяют для грузовых автомобилей при постоянной скорости 30-40 км/ч. Количество израсходованного топлива измеряют расходомерами.
Диагностирование системы питания можно проводить и одновременно с испытанием тяговых качеств автомобиля на стенде с беговыми барабанами. Перед замером расхода топлива предварительно прогревают двигатель и трансмиссию автомобиля в течении 15 мин при скорости 40 км/ч на прямой передаче и при полном открытии дросселя, для чего на ведущих колесах создают нагрузку нагрузочным устройством стенда. После этого у карбюраторных двигателей проверяют работу топливного насоса (если стенд не оборудован манометрами для контроля работы топливного насоса) прибором на развиваемое им давление и герметичность клапана поплавковой камеры карбюратора. Давление замеряют при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и при открытом запорном кране. Результаты проверки сравнивают с данными таблицы, и если есть необходимость, устраняют неисправность.
Для определения расхода топлива, подсоединяют расходомер. По количеству израсходованного топлива за время испытания рассчитывают расход топлива (в л/100км), соответствующий определенной скорости движения, и сравнивают полученный результат с нормативом.
|
Токсичность отработавших газов двигателей проверяют на холостом ходу. Для карбюраторных двигателей при этом используют газоанализаторы, а на дизельных – фотометры (дымомеры). Состав отработавших газов характеризует процесс сгорания, протекающий в цилиндрах двигателя, и качество рабочей смеси.
Дымность отработавших газов оценивают по светопроникновению и определяют по шкале прибора.
Измерение дымности проводится при ТО-2 после ремонта или регулировки топливной аппаратуры на холостом ходу в двух режимах работы двигателя: свободного ускорения и на максимальной частоте вращения коленчатого вала. Температура отработавших газов должна быть не ниже 70°С.
Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения не должна быть выше 40%, а на максимальной частоте вращения коленчатого вала – выше 15%.
Вопросы:
1. Для чего служит система охлаждения двигателя?
2. Перечислить основные неисправности системы охлаждения.
3. В чем заключается диагностирование системы охлаждения?
4. Как проверяют работу термостата?
5. Какие работы выполняют при ЕО и ТО-2 системы охлаждения?
6. Каким образом ухудшается качество масла во время работы двигателя?
7. К чему приводит разжижение масла?
8. Какие основные виды работ, выполняются при ЕО, ТО-1 и ТО-2 системы смазки?
9. Перечислить основные неисправности системы питания у карбюраторных и дизельных двигателей.
10. При помощи чего определяется расход топлива?
11. Каким образом проверяют токсичность отработавших газов?