Вопрос 1. Имплицитная эстетика. Основные этапы и характеристики




БИЛЕТ №4

 

Можно выделить два основных способа исторического бытия эстетики: имплицитный и эксплицитный. Ко второму относится собственно философская дисциплина эстетики, самоопределившаяся только к середине XVIII в. в относительно самостоятельную часть философии.

И.Э. уходит корнями в глубокую древность и представляет собой полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин (в философии, риторике, филологии, богословии, древних описаниях произведений искусства и т.п.). Имплицитная эстетика существовала на протяжении всей истории эстетики и существует ныне.

Условно в ней можно выделить три основных периода:

¾ протонаучный (до середины XVIII в.),

¾ классический, совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина XVIII-XIX в.) и

¾ постклассический (условно с Ф. Ницше и до настоящего времени).

 

В европейском ареале И.Э. дала наиболее значимые результаты в:

¾ греко-римской античности,

¾ Средние века,

¾ Возрождении,

¾ Классицизме (романтизм, реализм и символизм)

¾ барокко.

Начавшийся с Ницше постклассический период, основу которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на задний план, на уровень школьной дисциплины. Эстетическое знание в ХХ в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии, филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т.д.), т.е. опять приобрело имплицитный характер.

 

  1. Античность.

Пифагорейцы - ученики и последователи Пифагора.

Осмысливали структуру Универсума и место в нем человека с математических позиций, которые тогда тесно переплетались с музыкой как математической дисциплиной, изучавшей ритмические закономерности. Космос организован на основе математических принципов и музыкальной гармонии. Ввели понятие «музыки небесных сфер ». Душа человека представляет собой гармонически организованную числовую структуру. Музыка, резонируя с душой, вводит ее в глобальный резонанс (гармонию) с космосом, чем и доставляет человеку радость. Эти идеи активно вошли в античную эстетику.

Платон - Во многих искусствах он видит «подражание» (мимесис) видимому миру, который сам является лишь подражанием миру идей. Поэтому с точки зрения гносеологии (т.е. с познавательной точки зрения, главной для философии) искусства практически бесполезны. Красота амбивалентна. С одной стороны, она – источник чувственных вожделений, явно бесполезных для гражданина идеального полиса. С другой – возбудитель любви, страстного стремления не только к чувственному возлюбленному, но и к духовной сфере, к интеллектуальной деятельности философа, к истине. Платон впервые выводит понятие to kalon (прекрасное как в физическом, так и в нравственном смыслах) на уровень некоего абстрактного начала, указывающего путь к моральному и духовному совершенствованию человека. К нему восходит концепция иерархии красоты, на вершине которой находится идея красоты, приобщение к этой «идее» свидетельствует о приобщении к божественному миру идей, к бессмертию.

Аристотель явился первым в европейском ареале мыслителем, который уделил много внимания важнейшим эстетическим проблемам – искусству в целом и его различным видам, механизму их воздействия на человека, месту в социуме и Универсуме, вопросам мимесиса и катарсиса, как важнейшим для понимания искусства, показал связь эстетической сферы с высокими формами удовольствия.

В своем трактате «Поэтика» (360-355 до н.э.) рассматривал аспекты поэтического искусства. Он видел смысл искусства в мимесисе, однако в отличие от Платона, порицавшего именно за это искусство как «подражание подражанию», Аристотель считал, что поэтический мимесис ориентирован не столько на бездумное копирование действительности, сколько на ее «правдоподобное» изображение в вероятностном модусе. Кроме того, смысл художественного мимесиса он видел в самом акте искусного подражания, в мастерстве художника. Главное назначение миметического искусства (трагедии, в частности) Аристотель усматривал в катарсисе («очищении от аффектов»). Аристотель уделил много внимания анализу удовольствия, его роли в человеческой жизни, в том числе и в связи с искусством. Он различал удовольствия «чистые», высокие, достойные свободнорожденных – «удовольствия от прекрасных вещей» и удовольствия низкие, телесные, порочные, возбуждаемые постыдными вещами и присущие людям низким по происхождению и социальному положению. Аристотель одним из первых в истории эстетической мысли последовательно связал сферу эстетического (прекрасного, совершенного, искусства) с удовольствием, чистым, высоким наслаждением, которое в эксплицитной эстетике будет названо эстетическим наслаждением и без и вне которого не мыслится вообще сфера эстетического опыта.

В античных трактатах, посвященных музыке, много внимания уделялось музыкальному «этосу » – направленному воздействию тех или иных музыкальных ладов на психику слушателей; «Риторики » разрабатывали правила соответствующего словесного воздействия. Среди этих текстов особое место занимает трактат «О возвышенном» (I в.), в котором анализируется возвышенный тип ораторской речи и впервые вводится понятие возвышенного в качестве эстетической категории.

  1. Средние века.

С появлением христианства начался новый этап имплицитной эстетики, продолжавшийся фактически до середины ХХ в. Его первые теоретики, защитники и пропагандисты – ранние отцы Церкви (апологеты II-III вв.), опираясь на новый религиозный опыт, Св. Писание, а также на культурно-духовный опыт античности, заложили фундаментальные предпосылки нового эстетического сознания:

¾ вера в воплощение Логоса,

¾ христианское понимание человека в единстве его души и тела;

¾ концепция любви;

¾ идея Творения мира из ничего;

¾ антиномизм на дискурсивном уровне мышления и

¾ осознание сверхразумного опыта в качестве более высокой формы сознания;

¾ концепция сотворения человека «по образу и подобию» Бога;

¾ глобальный символизм.

Природная естественная красота, и особенно красота человека как произведения божественного Художника, ценится многими апологетами значительно выше красоты искусства. Отсюда борьба с роскошью, косметикой, украшениями.

Апологетам принадлежит приоритет во введении в обиход христианской культуры такой важной категории, как символический образ в трех его главных модификациях: подражательный (миметический), символико-аллегорический и знаковый.

Аврелий (Блаженный) Августин - жил уже в самом конце античности и на равных основаниях считается как последним мыслителем античности, так и одним из первых – Средневековья.

Эстетическая система Августина теоцентрична и составляет важную часть его общемировоззренческой системы. Центром ее – абсолютной Красотой, абсолютным Благом и абсолютной Истиной является Бог. Весь материальный и духовный мир предстает в этой системе произведением Бога, высшего Художника, сотворившего его по законам красоты. Поэтому все в мире носит на себе ее следы. Духовная красота занимает в этой системе верхние иерархические ступени.

Восхождение по ступеням красоты является одним из главных путей духовного совершенствования человека, ведущим его к достижению вечной блаженной жизни. Гармония мира держится на законе контраста, или оппозиции.

В основе искусства лежат эстетические законы:

¾ целостность и единство,

¾ число (или ритм), которое определяет все формы бытия,

¾ равенство, подобие, соответствие, соразмерность, симметрия, гармония.

Главным содержанием искусства является красота, и ценность произведения искусства определяется степенью выраженности в нем этой красоты.

Знаковая теория Августина. Знаки делятся на естественные и условные. Условные, в свою очередь, подразделяются на знаки предметные, визуальные и вербальные. Каждая из последних двух групп имеет в своем составе знаки буквальные и переносные. К буквальным визуальным знакам относятся все миметические изображения, а к переносным – аллегорические изображения, различные мистические видения, визуально воспринимаемые чудеса и знамения. Буквальные вербальные знаки включают в себя язык, а переносные вербальные подразделяются на религиозные (пророчества, знамения) и на художественные (загадки, притчи, аллегории, всевозможные тропы и фигуры речи).

Ритмико-числовая теория искусства и Универсума в целом - в раннем трактате «О музыке »: высшее место среди созданных Богом «чисел» (или «ритмов» – numerus) занимают вечные неизменяющиеся числа: разумные и духовные числа небесных чинов и пространственные и временные космические числа – источник всякого пространства и времени. Далее идут преходящие числа, а также числа материального мира, включающие верхние слои неба, воздух, воду и землю, и числа человека, состоящие из телесных чисел и чисел души.

Среди последних высшее место занимают числа разума, который берет начало от самого Бога. Эти числа имеют два названия: «судящие» – для процесса восприятия и «разумные» – для творчества. Разум является изобретателем искусств. Числа искусств делятся на теоретические и практические (телесные). Теоретические – это правила, или законы, искусства, в соответствии с которыми и творит художник. Прежде всего это духовные числа, данные художнику от Бога и хранящиеся в глубинах памяти. Воздействуя на разум, они вызывают у художника особое творческое «настроение», «переживание» (affectio), которое и составляет основу творческого процесса. Это аффективный, внесознательный компонент творческого процесса, берущий начало непосредственно от Бога. Далее идут «рациональные» (или разумные) числа – правила искусства, диктуемые разумом.

Искусство мыслится Августином прежде всего как подражательное. При этом одни искусства больше «подражают» числам материального мира (живопись, скульптура), другие – космическим числам (поэзия и музыка). Практические числа искусства – это те телесные числа, которые звучат в стихах, метрах, ритмах и т.п.

Процесс творчества заключается в том, что все числа, отнесенные к теории искусства, воздействуют на производительные числа, которые руководят телесными числами, т.е. определенными движениями рук, голоса художника, в результате чего и возникает произведение искусства. Процесс восприятия красоты и искусства прост и в конечном счете основывается на чувстве (числах) удовольствия/неудовольствия (этим предвосхищалось, одно из сущностных положений эстетики Канта).

В греческой патристике наиболее весомый вклад в эстетику сделал анонимный автор «Ареопагитик» (V или нач. VI в.) Псевдо-Дионисий. Весь Универсум (включая и социум) он рассматривал в качестве иерархической системы восхождения (возведения) человека к Богу и передачи высшего знания от Бога к человеку по ступеням этой иерархии (небесных и церковных чинов).

С разгромом Рима войсками Алариха в 410 г. и смертью Августина в 430 г. латинская христианская культура надолго впадает в летаргию. Патристика продолжает развиваться только в греко-восточной части бывшей Римской империи – в Византии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: