Кашкин А.С. Литургика. Двунадесятые неподвижные праздники. Ч. 1. Саратов, 2017. С. 44-46.




В богослужении праздника читается три паремии, один Апостол и два Евангелия. Паремии общие Богородичные (Быт. 28:10-17; Иез. 43:27-44:4 и Притч. 9:1-1).

1-я паремия из (Быт. 28:10-17):

Изы́де Иа́ков от студенца́ кля́твеннаго и и́де в Харра́нь. И обре́те ме́сто, и спа та́мо: за́йде бо со́лнце, и взят от ка́мения ме́ста того́, и положи́ возгла́вие себе́, и спа на ме́сте о́ном. И сон ви́де. И се ле́ствица, утвержде́на на земли́, eя́же глава́ досяза́ше до небе́с, и А́нгели Бо́жии восхожда́ху и низхожда́ху по ней. Госпо́дь же утвержда́шеся на ней, и рече́: Аз Бог Авраа́мов, отца́ твоего́, и Бог Исаа́ков, не бо́йся: земля́, иде́же ты спи́ши на ней, тебе́ дам ю и се́мени твоему́. И бу́дет се́мя твое́, я́ко песо́к земны́й, и распространи́тся на мо́ре, и ли́ву, и се́вер, и на восто́ки; и возблагословя́тся о тебе́ вся коле́на земна́я и о се́мени твое́м. И се Аз с тобо́ю, сохраня́яй тя на вся́ком пути́, а́може а́ще по́йдеши. И возвращу́ тя в зе́млю сию́, яко не и́мам тебе́ оста́вити, до́ндеже сотвори́ти Ми вся, ели́ка глаго́лах тебе́. И воста́ Иа́ков от сна своего́, и рече́: яко eсть Госпо́дь на ме́сте сем, аз же не ве́дех. И убоя́ся, и рече́: я́ко стра́шно ме́сто сие́; несть сие́, но дом Бо́жий и сия́ врата́ Небе́сная.

Первая паремия содержит сон Иакова, в ко­тором тот видел таинственную лестницу, соединяющую небо с землей. Образ этой лестницы интерпретируется в несколь­ких смыслах. В буквальном понимании этот сон был необ­ходим Иакову, чтобы ободрить его, сообщить ему о том, что Господь будет промыслительно оберегать его в чужой стране и он, одинокий странник, всегда может уповать на помощь Божию. В мессианском смысле это видение указывает на Во­площение Бога Слова, благодаря Которому соединились мир Божий и человеческий, то есть небо соединилось с землей. Именно об этом говорит Сам Христос Нафанаилу, когда кос­венно цитирует сон Иакова в Ин. 1:51. Но при этом саму не­обыкновенную лестницу Церковь рассматривает как прообраз Пресвятой Богородицы, так как именно Она послужила тайне Боговоплощения, во многом благодаря Ей произошло соедине­ние неба и земли. Именно потому данная паремия читается почти на все Богородичные праздники.

 

2-я паремия из Книги пророка Иезекииля (43:27-44:4):

Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го и про́чее, сотворя́т иере́и на олтари́ всесожже́ния ва́шего и я́же спасе́ния ва́шего, и прииму́ вы, глаго́лет Адонаи́ Госпо́дь. И обрати́ мя на путь врат святы́х вне́шних, зря́щих на восто́ки, и сия́ бя́ху затворе́на. И рече́ Госпо́дь ко мне: врата́ сия́ затворе́на бу́дут и не отве́рзутся, и никто́же про́йдет сквозе́ их; я́ко Госпо́дь Бог Изра́илев про́йдет и́ми, и бу́дут затворе́на. Я́ко Игу́мен ся́дет в них сне́сти хлеб, по пути́ Ела́мских врат вни́дет и по пути́ его́ изы́дет. И введе́ мя по пути́ врат святы́х, су́щих к се́веру, пря́мо хра́му, и ви́дех, и се испо́лнь сла́вы храм Госпо́день.

Вторая паремия является частью большого отдела книги (Иез. 40-48), где описано видение нового Иерусалима и нового Храма. В ука­занном кратком чтении повествуется о восточных воротах храма, через которые прошел Сам Господь и через которые более никто не будет проходить. Церковь выбрала это чтение и качестве паремии на Богородичные праздники, усматривая здесь прикровенное указание на приснодевство Богоматери. Мы исповедуем, что Она — «прежде рождества Дева, и в рож­дестве Дева, и по рождестве паки пребывает Дева» (см. воскресный тропарный Богородичен 7-го гласа), и в образе вос­точных ворот храма, которые всегда будут закрыты, Церковь находит выражение этого верования. В песнопениях Богоро­дица часто именуется по-гречески Πύλη (именно это слово употреблено в греческом тексте Иез. 44:1-2), что в славянских текстах переводится как «Дверь» или «Врата»; в том чис­ле и в службе праздника Рождества Богородицы термин Πύλη по отношению к Богоматери встречается 9 раз (без учета его упоминания в тексте паремий). Ограничимся только самыми ясными примерами: «Яже к востоком дверь, рождшися...» (Благовещенье. Ве­ликая вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах...»), «дверь, Еюже пройде Господь» (Благовещенье. 7-я песнь, 1-й канон, 2-й тропарь).

 

3-я паремия из Книги Притчей (9:1-11):

Прему́дрость созда́ Себе́ дом и утверди́ столпо́в седмь. Закла́ Своя́ же́ртвенная, и раствори́ в ча́ши Свое́й вино́, и угото́ва Свою́ трапе́зу. Посла́ Своя́ рабы́, созыва́ющи с высо́ким пропове́данием на ча́шу, глаго́лющи: И́же есть безу́мен, да уклони́тся ко Мне. И тре́бующим ума́ рече́: Прииди́те, яди́те Мой хлеб, и пи́йте вино́, е́же раствори́х вам. Оста́вите безу́мие и жи́ви бу́дете, и взыщи́те ра́зума, да поживете́, и испра́вите ра́зум в ве́дении. Наказу́яй злы́я прии́мет себе́ безче́стие, облича́яй же нечести́ваго опоро́чит себе́: обличе́ния бо нечести́вому ра́ны ему́. Не облича́й злых, да не возненави́дят тебе́. Облича́й прему́дра, и возлю́бит тя. Даждь прему́дрому вину́, и прему́дрший бу́дет. Сказу́й пра́ведному, и приложи́т приима́ти. Нача́ло прему́дрости страх Госпо́день и сове́т святы́х ра́зум: разуме́ти бо зако́н по́мысла есть блага́го. Сим бо о́бразом мно́гое поживе́ши вре́мя, и приложа́тся тебе́ ле́та живота́.

Третья паремия повествует о том, что Премудрость создала Себе дом (ό οίκος) и устроила там пир, на который приглашаются все, нуждающиеся в истин­ном познании Бога и смиренно сознающие свою ограничен­ность («неразумные» и «скудоумные» — по тексту русского Синодального перевода). Премудрость — Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы до Воплощения. И хотя в тради­ционном христианском толковании этого отрывка домом Пре­мудрости считается Церковь и пиром Премудрости — хрис­тианская проповедь, также в выражении «дом Премудрости» можно видеть и прикровенное указание на Пресвятую Бого­родицу. Действительно, Богоматерь в период от Благовещения до Рождества Христа была в буквальном смысле домом Божиим, тем жилищем, в котором обитал Царь Славы. И по­тому в церковных песнопениях Она именуется в этом смыс­ле «Палатой и Престолом Царя» (воскресный Богородичен 5-го гласа на стиховне), «жилищем всех Царя и Зиждителя Христа Бога» (8 сентября, великая вечерня, 6-я стихира на «Господи, воззвах...»). Особенно яркой иллюстрацией в этом отношении является текст греческой стихиры на малой вечер­не праздника Успения Богородицы (в нашей Минее этой сти­хиры нет), где Она прямо называется τον οίκον, έν ῴ κατῴκησεν ό 'Ύψιστος = «дом, в котором обитал Вышний». Кроме того, если принять во внимание толкование, что дом Премудро­сти — это Церковь, то и здесь можно найти дополнительную актуальность для чтения рассматриваемой паремии на Бого­родичные праздники: Богоматери как «честнейшей Херувим и славнейшей Серафим» принадлежит первое место среди святых Церкви Христовой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: