ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предложенная программа по баскетболу разработана на основе учебной программы для учреждений общего среднего образования по предмету «Физическая культура и здоровье» для 1-11 классов. Программа рассчитана на обучение в рамках факультативных занятий учащихся основам этой игры, что будет способствовать приобщению детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, гармоничному развитию личности занимающихся.
Построение программного материала с учётом теоретических сведений, основ вида спорта, развития двигательных способностей, а также контрольных упражнений позволяет целенаправленно решать следующие задачи обучения:
1) формирование общего представления об игре в мини-баскетбол, баскетбол, стритбол;
2) знакомство с правилами соревнований;
3) обучение основным игровым приёмам баскетбола;
4) овладение навыками коллективной (командной) игры;
5) способствование приобретению двигательного опыта за счет овладения игровыми приёмами баскетбола с целью укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
6) совершенствование функциональных возможностей организма;
7) формирование умений в организации и судействе соревнований по баскетболу;
8) осуществление педагогического контроля над усвоением теоретического и практического материала по баскетболу.
Содержание данной программы рассчитано на систему двух занятий в неделю продолжительностью 45 минут. Материал структурирован по видам спортивной подготовки: теоретической, технической, тактической и физической.
В программе представлены контрольные упражнения для оценивания физической и технической подготовленности занимающихся, методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено в соответствии с требованиями школьной программы. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и его тактико-техническим действиям.
|
Теоретическая подготовка включает вопросы по истории и современному состоянию баскетбола, правила соревнований по данному виду спорта, вопросы, связанные с гигиеническими требованиями, а также правила безопасного поведения на занятиях. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общие и специальные. Совершенствование техники предусматривает задания без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят приемы для освоения ловли, передач, ведения и бросков по кольцу. Задания для изучения тактики позволяют формировать индивидуальные, групповые и командные действия игрока в нападении и защите.
Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий на факультативе по баскетболу для учащихся 5-9-х классов представлено учебном материале.
Для организации и проведения факультативных занятий, направленных на обучение основам баскетбола, необходимо наличие игровой площадки, минимальные размеры которой составляют 24х13 м; баскетбольных мячей и щитов, которые должны быть исправны и соответствовать основным требованиям, предъявляемыми правилами.
Организация учебного процесса предусматривает теоретические и практические занятия, способствующие развитию физических качеств, а также отработке игровых приемов.
|
В 5-8 классах игровая форма проведения занятий является основой методики обучения. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала при индивидуальном подходе к учащимся. При подборе физических упражнений необходимо учитывать возрастные особенности и возможности школьников. Целесообразно использовать разнообразные подготовительные и подводящие упражнения, которые помогут занимающимся быстрее освоить разучиваемые двигательные действия. При этом важно обеспечить сознательное освоение предлагаемых упражнений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы, темы учебного материала | Часы |
Теоретические сведения | II |
Правила безопасного поведения учащихся на занятиях баскетболом | 0,5 |
Общая характеристика игры в баскетбол. | 0.5 |
Правила игры. | 0.5 |
Характеристика баскетбола на современном этапе. | 0,5 |
Основы баскетбола | |
Техника игры | |
Техника нападения: | |
Передвижения игрока | |
Ловля высокого летящего мяча | |
Передачи мяча на месте и в движении, встречные передачи | |
Ведение мяча без зрительного контроля на месте и в движении с изменением направления и скорости | |
Броски мяча по кольцу | |
Финты и сочетания приемов | |
Техника защиты: | |
Накрывание мяча | |
Перехват мяча | |
Тактика игры | |
Тактика защиты: | |
Персональная защита | |
Тактика нападения | |
Действия игрока без мяча | |
Индивидуальные действия игрока с мячом | |
Применение разученных приемов в условиях игры | |
Развитие двигательных способностей | + |
Контрольные упражнения | |
Домашние задания | + |
|
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Теоретические сведения
Тема № 1. Правила безопасного поведения учащихся на занятиях баскетболом
Правила безопасности для учащихся на факультативных занятиях по баскетболу. Подготовка инвентаря, одежды и обуви к занятиям баскетболом. Правила поведения в спортивных залах и на открытых площадках. Подготовка и уборка мест для занятий. Значение разминки для профилактики травматизма. Требования к соблюдению дисциплины. Правила обращения с мячом. Оказание первой медицинской помощи при растяжениях и вывихах
Тема № 2. Общая характеристика игры в баскетбол.
Представление о баскетболе: история возникновения и развития баскетбола. Баскетбол в Республике Беларусь на современном этапе. Влияние занятий баскетболом на гармоничное развитие человека (оздоровительное, воспитательное, образовательное значение). Состав команды и функции игроков. Баскетбол, мини-баскетбол, стритбол, их сходства и различия.
. Тема № 3. Правила игры.
Начало игры и спорный мяч. Игровое время. Вбрасывания из-за боковой и лицевой линий. Нарушения: пробежка, двойное ведение.
Тема № 4. Характеристика баскетбола на современном этапе.
Соревнования по баскетболу на современном этапе; развитие баскетбола в мире, Республике Беларусь, области, городе и школе.
Практический материал
Повторение пройденного материала: передвижения игрока (ходьба, бег, прыжки, повороты, остановки); ловля мяча одной и двумя руками; ведение мяча без зрительного контроля со сменой направления и скорости; передачи мяча на месте и в движении; передачи мяча при встречном движении; броски мяча по кольцу с места одной рукой от плеча с ближней и средней дистанции; броски в движении, штрафной бросок; остановки шагом и прыжком после ведения и передач мяча; плотная опека игрока с мячом и без мяча; выбивание и вырывание мяча; персональная защита. Ловля высоко летящего мяча: на месте, в прыжке, в движении.
Передачи мяча на месте и в движении, встречные передачи в парах; в тройках; в колоннах по воздуху и с отскоком от пола.
Ведение мяча без зрительного контроля с изменением направления и скорости: на месте и в движении, обучение поворотам.
Броски мяча по кольцу: с места (одной рукой от плеча со средней и дальней дистанции; после передвижений, ускорений, прыжков); в движении (бросок одной рукой снизу, двумя руками снизу; атака корзины по дуге после ведения и двух шагов; атака после двух шагов сходу); в прыжке (после остановки прыжком, шагом).
Финты и сочетания приемов: финт на проход – проход; ведение – поворот – бросок; финт на проход – ведение – поворот – бросок; финт на проход – финт на бросок – проход – бросок.
Накрывание мяча: в парах на месте и в движении.
Перехват мяча в игровых заданиях.
Действия игрока без мяча: выход на свободное место для получения мяча; выход для отвлечения.
Индивидуальные действия игрока с мячом: выход с получением мяча – передача на бросок мяча; выход с получением мяча – бросок мяча; выход с получением мяча – проход с ведением мяча.
Применение разученных приемов в условиях учебной игры.
Контрольные упражнения: челночный бег, бросок с двух шагов по дуге, штрафной бросок, броски со средней дистанции.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
повысить уровень развития двигательных способностей и физической подготовленности;
освоить теоретические знания как основу здорового образа жизни;
уметь подчинять свои действия спортивным правилам, учитывать характер, темп, ритм спортивно-танцевальной композиции, согласовывать свои действия с партнерами;
применять сформированные знания и умения в новых условиях для самовыражения в достижении личного и командного успеха
ФОРМЫПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы при обучении учащихся баскетболу призвана способствовать освоению данной спортивной игры. Это расширит границы использования баскетбола как средства физического воспитания и активного отдыха учащихся, а также создаст базу для возможной дальнейшей спортивной специализации.