ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




 

Основными формами организации образовательного процесса являются теоретические и практические учебные занятия, соревнования, судейская практика, активные формы досуга, пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях.

Образовательный процесс должен строиться как на общепедагогических дидактических принципах обучения (наглядность, систематичность и постепенность, доступность, сознательность и активность), так и на специфических методах физического воспитания, а именно: строго регламентированное упражнение, игровой, соревновательный методы обучения. Образовательный процесс необходимо выстраивать на основе специфических закономерностей физического воспитания:

всестороннее гармоническое развитие личности: связь физической культуры и спорта с жизнью общества; оздоровительная направленность физического воспитания; непрерывность и систематичность занятий;чередование нагрузок и отдыха; постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

цикличное построение занятий; возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Методы обучения следует использовать в их различных сочетаниях, постоянно адаптируя к конкретным требованиям, обусловленным особенностями учебно-тренировочного процесса с учетом современных тенденций развития определенного вида спорта.

С целью организации и управления деятельностью учащихся, дозирования нагрузки рекомендуется использовать фронтальную, групповую, парную, индивидуальную формы организации учащихся на учебно-тренировочном занятии, а также различные средства обучения, в том числе оздоровительные силы природы. Выбор методов определяется задачами и содержанием образовательного процесса, условиями проведения занятий, возрастными и половыми особенностями, степенью подготовленности занимающихся и др.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение. Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса спортивной подготовки. К ним прежде всего следует отнести визуализацию отдельных упражнений и их элементов, просмотр видеоматериалов, использование макетов игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т.д.

Раскрывая методы обучения (строго регламентированного упражнения, игрового, соревновательного), основанные на двигательной деятельности учащихся, следует четко определять последовательность применения данных методов в учебно-тренировочном процессе. Необходимо строго упорядочивать действия занимающихся и четко регулировать нагрузку с целью направленного освоения спортивной техники и тактики, а также развития двигательных качеств. При организации образовательного процесса, особенно с учащимися младшего и среднего школьного возраста, как основной метод следует применять игровой в виде подвижных и спортивных игр. Игровой метод используется в процессе спортивной подготовки не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет развивать координационные способности, быстроту, скорость, инициативу, способствует развитию коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важная роль отводится игровому методу как средству активного отдыха, способу переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности. Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности образовательного процесса. При организации образовательного процесса в объединениях по интересам в качестве методического материала возможно использование учебных программ по видам спорта для специализированных учебно-спортивных учреждений, утвержденных Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

Выбор места занятий, использование упражнений, подвижных игр и условия проведения соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Барков, В.А. Научно-методические подходы к технической подготовке баскетболистов на основе индивидуализации процесса обучения / В.А. Барков, Б.А. Цариков. — Гомель: ГГУ, 1999. — 112 с.

2. Баскетбол: учебник для вузов физ. культурым/ Ю.М. Портнов [и др.]; под общ. ред. Ю.М.Портнова. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 354 с.

3. Баскетбол: учебник для ИФК/ Н.В.Семашко [и др.]; под общ. ред. Н.В.Семашко. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 264 с.

4. Баскетбол: Учебник для ИФК / Ю.М. Портнов [и др.]; под общ. ред. Ю.М.Портнова. — 3-е изд.. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 288 с.

5. Би, К. Упражнения в баскетболе / К. Би, К.Нортон. Пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 104 с.

6. Бондарь, А.И. Баскетбол в школе / А.И. Бондарь, Г.Л Островский. — Мн.: Народная асвета, 1981. —144 с.

7. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера / А.Я. Гомельский. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 215 с.

8. Колос, В.Н. Баскетбол: теория и практика / В.Н. Колос. — Мн.: Полымя, 1988. — 167 с.

9. Костин, В.М. Судейство баскетбола в вопросах и ответах / В.М. Костин, Б.М. Минков. — Мн.: Вышэйшая школа, 1980. — 72 с.

10. Кудряшов, В.А. Технические приемы в игре в баскетбол / В.А. Кудряшов, Р.В. Мирошникова. — Мн.: Беларусь, 1967. — 184 с.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования

спорта и туризма

Жлобинского райисполкома

__________ А.Н. Соловьев

__________2019

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: