Понятие души в работах Махариши Махеш Йоги




ТМ: душа и чистое сознание

Юрий Карпенко

Введение

Понятие души в работах Махариши Махеш Йоги

С точки зрения использования понятия «душа» (soul) в этом пункте формально проанализирован понятийный аппарат, развитый Махариши Махеш Йоги в его основополагающих работах «Science of Being and art of living» и «Махариши Махеш Йоги о «Бхагавад-Гите», в последней книге дан оригинальный перевод и комментарий к первым шести главам этого священного текста индийской традиции.

Понятие «душа» трижды встречается в комментариях к «Бхагавад-Гите» и еще два раза в приложении к ним, в работе «Science of Being and art of living» оно не используется.

Ключевыми понятиями для учения Махариши Махеш Йоги о высших состояниях сознания и, соответственно, наиболее часто используемыми являются: чистое, трансцендентное, космическое, божественное состояния сознания, ум, интеллект, чувства, ощущения, тело. Понятие «душа» впервые встречается в комментарии к 11 шлоке V главы «Бхагавад-Гиты». В двух других местах, где далее в комментариях упоминается душа, говорится о том, что великие индийские правители и святые почитали Бога всем своим существом, в состав которого входит и душа.

11 шлока V главы в переводе Махариши Махеш Йоги гласит:

Одними лишь телом, умом, интеллектом и даже чувствами йоги, отказываясь от привязанности, совершают действие для самоочищения.

Комментарий Махариши Махеш Йоги к ней: «Здесь Господь разъясняет необходимость для самоочищения. К какому состоянию самоочищения стремится йог, когда он совершает действие? Разве благодаря практике самадхи, йог уже не обладает чистым состоянием сознания? Разве практики самадхи недостаточно, чтобы очистить душу? По-видимому, нет, потому что Господь здесь ясно выражает потребность в совершении действия для той степени очищения, которую не достичь с помощью самадхи» (Махариши, с. 253...254). Дальше в комментарии развивается тема самоочищения (об этом ниже), но понятие «душа» при этом не используется. Отдавая должное мудрости Махариши Махеш Йоги, фиксируем ключевой вопрос для данной статьи вопрос: «Разве практики самадхи недостаточно, чтобы очистить душу?»

Или иными словами: что происходит с душой человека при расширении его сознания? Напомню, что ТМ – это техника самадхи, т.е. высшей ступени йоги по Патанджали, одна из высших ценностей этой религиозной традиции. Это означает, что контекст употребления понятия «душа» имеет высочайшую религиозную значимость, хотя это специально не акцентируется и этот вопрос нигде в работах, о которых идет речь, не обсуждается.

В приложении в контексте комментирования второго стиха 1 главы «Бхагавад-Гиты» в свете шести основных систем индийской философии понятие «душа» впервые разъясняется в терминах системы Вайшешики. Согласно этой системе индийской философии, душа является восьмой из девяти субстанций, лежащих в основе сущего, наряду с четырьмя первоэлементами и др. На ее существование, как отдельной субстанции, наряду с некоторыми конкретными моментами функционирования организма человека указывают также факты жизни как таковой, умственной деятельности, изменения в области чувств, удовольствие, боль, желание и усилие. Девятой, конечной субстанцией, является ум, трактуемый как способность, отвечающая за то, чтобы давать знание душе о ее контакте с чувствами и их объектами (Махариши Махеш Йоги). Напомню, что ТМ – это техника медитации, в которой используется естественные свойства ума (Maharishi Mahesh Yogi). В частности, если одной из характеристик души является усилие, то одно из важнейших особенностей ТМ является отсутствие усилия, концентрации.

В системе Вайшешики, исследующей эти девять субстанций, вопрос об их различении является ключевым. То есть в том числе и вопрос о том, как можно «приблизиться» к душе для подтверждения ее особых качеств как отдельной субстанции. По этому поводу Махариши Махеш Йоги пишет следующее: «... чтобы приблизиться к душе, необходимо идти от опыта области чувственной деятельности, пока, выйдя за пределы тончайшей умственной деятельности, человек не достигает области чистого Бытия, которое является чистым сознанием, основой всякой деятельности. Только благодаря этому процессу, известному как ТМ, ум может близко познать тонкие области относительного существования, на которые Канада (автор Вайшешики – Ю.К.) ссылается как на составляющие особые качества души, и это составляет цель учения Вайшешики» (Махариши Махеш Йоги, с. 354...355). Таким образом, ТМ предлагается в качестве техники умопостижения тех «тонких областей относительного существования», которые ассоциируются с качествами души, как отдельной субстанции.

Последнее упоминание понятия «душа» связано с системой Веданты, в которой оно соотносится с абсолютным «Я», Атманом. Под влиянием неведения, авидьи Атман на уровне человека проявляется как джива или индивидуальная душа, которая участвует в индивидуальной деятельности. Далее эти понятия не проясняются, но подчеркивается, что знание о жизни в учении Веданты не доступно обычному человеческому разуму, поэтому предпосылкой для его получения является повышение уровня сознания, одним из средств которого является ТМ (Махариши Махеш Йоги).

Махариши Махеш Йоги не использует понятие «Атман» ни в переводе текста «Бхагавад-Гиты», ни в своих комментариях к нему, хотя понятие «высшее «Я»», тождественное чистому сознанию, Бытию, является одним из ключевых и встречается очень часто. Если сравнить в этом отношении его перевод с тремя другими переводами на русский язык «Бхагавад-Гиты», то обнаружится следующее. Свами Прабхупада, как и Махариши Махеш Йоги, излагающий свое учение в виде комментария к «Бхагавад-Гите», не использует понятие «Атман» (Бхагавад-Гита как она есть). В академически признанных переводах академика Б.Л. Смирнова (Бхагавад-Гита) и В.С. Семенцова (Семенцов В.С.) понятие «Атман» используется довольно часто (речь, конечно, идет о первых шести главах) и, как правило, его употребление соответствует понятию «высшее «Я»» Махариши Махеш Йоги.

Таким образом, проведенный формальный анализ использования понятия «душа» в указанных работах Махариши Махеш Йоги, а также аналогичный анализ использования понятия «воля», встречающегося примерно также часто, как и понятие «душа» и, как правило, с прилагательным «божественная», показывает, что понятие «душа» используется исключительно редко и в контекстах наивысшей религиозной значимости и что, с точки зрения Махариши Махеш Йоги, медитативной практики высших состояний сознания не достаточно для очищения души. Более детально последнее утверждение проанализировано в следующем пункте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: