Душа и высшие состояния сознания




Вернемся к процессу самоочищения (см. выше), а также к процессу, с помощью которого, с точки зрения Махариши Махеш Йоги, можно удостовериться в особых качествах субстанции души, т.е. к ТМ. В комментарии к 11 шлоке V главы он развивает тему самоочищения и различает три ее стадии: а) от бодрствующего состояния сознания к чистому, т.е. начало регулярной практики ТМ; б) от чистого сознания к космическому и в) от космического к божественному. Если практика успешна, то состояние чистого сознания, самадхи, становится все чаще и чаще доступным во время ежедневной медитации. Согласно описанию субстанции души, это означает, что уровень существования души все чаще и чаще становится доступным адепту во время практики. Что происходит с душой человека на этой стадии расширения сознания?

В такой форме вопрос не формулируется, а предлагается продолжать практику очищения сознания дальше, культивируя космическое сознание, в котором подготовленная нервная система человека одновременно поддерживает в течение дня одно из основных состояний сознания (бодрствование, сон, сновидения) и чистое сознание. Это уже другой уровень сознания и, казалось бы, что «этот опыт полной обособленности высшего «Я» от деятельности мог бы означать кульминацию процесса «самоочищения»» (с. 255). Но оказывается, что это не так, несмотря на то, что адепт становится инструментом божественной воли, а уровень его сознания таков, что субстанция души доступна ему уже в повседневном опыте.

Ответ на вопрос о деятельности, необходимой для очищения души, дается только на уровне божественного сознания, сознания Бога, когда преодолевается двойственность опыта космического сознания, отделенность «высшего «Я»» от повседневной деятельности, когда «космическое сознание развивается в сознание Бога, благодаря наиболее утонченному виду деятельности, деятельности преданности (курсив мой – Ю.К.). Вот каким образом процесс очищения совершается до окончательного завершения через совершение действия» (там же).

Таким образом, Махариши Махеш Йоги проясняет деятельность, необходимую для очищения души при расширении сознания в ходе практики ТМ только тогда, когда повседневному опыту адепта становится доступен уровень божественного. Этой деятельностью оказывается преданность Богу, которым в контексте «Бхагавад-Гиты» может быть только Кришна. Означает ли это, что, начиная с некоторого уровня сознания, у адепта не остается религиозного выбора?

Авторы сборника (TM:...) полагают, что ТМ способствует углублению христианского религиозного опыта. При этом не уточняется, с чем или кем в интерпретации различных христианских конфессий встречается практик, зашедший достаточно далеко. Понятия просветления в христианстве нет, а главной заботой с самого начала религиозной жизни христианина является его индивидуальная человеческая душа, ее отношения с Богом и с людьми.

Заключение

Суммируя, можно предполагать, что искомым уточнением тезиса о сопоставимости является вопрос о том, что происходит с душой человека при расширении его сознания. Из статьи «Эффект Махариши: медитация и процесс смерти» видно, что это та область человеческого опыта, которая в каком-то смысле близка к границе живого и неживого.

В связи с утверждением Махариши Махеш Йоги о недостаточности практики чистого сознания для очищения души, вспомним, что в христианстве деятельность, необходимая для очищения души, хорошо известна. Для ее осуществления необходимо усилие, концентрация. Однако это уже совершенно другой аспект обсуждаемого вопроса, аспект, который связан с личным выбором.

Соотношение души и познавательных способностей, сознания является проблемным полем и для западной философской традиции. Так, крупный католический философ Н. Лобковиц, традиционно трактуя человеческий разум как вспомогательную способность души, «Внутреннего» человека (ср. выше: ум, дающий знание душе у Вайшешиков), отмечает, что представление о субстанциональности души восходит к Аристотелю. Однако, уже бл. Августин ввел представление о «Внутреннем» человека, как о «Я», центре самосознания, перенеся акцент на само-познание. В целом развитие представления о внутреннем мире, о «Внутреннем» человека в европейской традиции шло в направлении акцентирования внимания на познавательной способности человека, на сознании. Апогеем одного из ведущих направлений этой традиции была философия Гегеля, в которой становление сущего трактовалось как самопознание абсолютного духа, как субъект-объектные взаимоотношения. Вопрос об индивидуальной душе, как отмечает Н. Лобковиц, является для Гегеля очень трудным.

Н. Лобковиц полагает, что европейская интеллектуалистическая традиция в трактовке «Внутреннего» человека столкнулась с непреодолимыми трудностями. В этой связи он обращает внимание на то, что Второй Ватиканский Собор отодвинул в сторону интеллектуализм традиции и пошел по новому пути. Самым важным и самым характерным для человека считается не интеллект, а совесть, которая является «самой скрытой серединой и самым священным в человеке, где он один существует с Богом, чей голос слышен в этом самом «Внутреннем» человека» (Лобковиц Н.).

В дополнение к философскому напряжению в европейской традиции рационалистической мысли, связанному с понятиями души и сознания, а также к указанной расстановке акцентов в Католической Церкви обратим внимание на то определение учению ТМ, которое было дано ему наряду с учениями общества сознания Кришны, Агни йоги, «Аум Сенрике» и др. архиерейским собором Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.). В этом определении указывается на несовместимость этих учений с христианством, на то разрушительное влияние, которое они оказывают на традиционный уклад жизни, единство духовно-нравственного идеала, целостность национального самосознания и культурную идентичность.

Список литературы

Бхагавад-Гита. Пер. с санскрита и комментарий академика Б.Л. Смирнова // Легенды о Кришне. Жизнь и учение. М., 1995, с. 413...521.

Бхагавад-Гита как она есть. Перевод с санскрита на английский и комментарий Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады. Вильнюс, 1990.

Лобковиц Н. К вопросу о «внутреннем мире» // Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб, РХГИ, под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса, 1999, 340...360.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад Гите. Перевод и комментарий. Главы 1...6. СПб, 1996.

Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М., 1985.

Maharishi Mahesh Yogi. Science of Being and art of living. Penguin Books, 1968.

TM: the aid in the christian growth. Essex, 1984.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: