Сущность профессии педагога, ее особенности




Профессией принято называть вид труда с определенной системой требований к человеку (А. С. Роботова и др.). Профессия требует специальной подготовки и является источником существования.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалифи­кацией. Например, профессия — учитель, специальность — учитель русского языка и литературы.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, харак­теризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

В настоящее время в обыденной и научной речи используются два термина: «учитель» и «педагог». «Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятель­ности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родите­ли, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других» {Онушкин, В. Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. — СПб.; Воронеж, 1995. — С. 122). «Учитель — лицо, передающее другим освоенные им зна­ния, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе».

Понятие «педагог» является родовым по отношению к остальным (воспитатель, учитель, преподаватель). Круг лиц, имеющих педагогическую профессию, велик: воспитатель детского сада, школьный учитель, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, педагог дополнительного образования, преподаватель колледжа, вуза, института повышения квалификации, мастер производственного обучения и дру­гие. При всем различии педагогических специальностей у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры.

В соответствии с известной классификацией профессий по предмету труда, предложенной Е. А. Климовым, профессия педагога относится к группе «человек — человек» (врач, продавец и т. п.). Предметом труда в данной группе профессий является взаимодействие (общение) с дру­гим человеком или его обслуживание. Цель педагогического труда — воспитание, обучение, развитие личности, а основное содержание — взаимоотношения с людьми.

Профессия педагога отличается от других профессий, входящих в группу «человек-человек» тем, что она относится одновременно и к классу преобразующих профессий, и к классу управ­ляющих профессий. Деятельность педагога направлена не только на становление и преобразо­вание личности, но и на управление процессом ее интеллектуального, эмоционального, духов­ного и физического развития. Таким образом, педагогическая профессия требует и человековедческой, и специальной подготовки. Кроме того, эта профессия осуществляется в условиях повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь людей.

В профессии педагога заключено следующее важное для понимания ее сущности проти­воречие: с одной стороны, эта профессия одна из самых массовых, а с другой — орудиями труда для нее являются функциональные средства организма. Поэтому человеку, претен­дующему на эту профессию, важно иметь не только хорошее здоровье, но и необходи­мые для этой профессии задатки, которые разовьются в способности, а также в соответ­ствующие знания и умения. Подчеркнем, многое зависит от природных предпосылок, задатков, психологической готовности личности, от ее стремления хорошо выполнять социальные и профессиональные функции педагога.

Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности.

1.Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом про­шлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проекти­ровать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

2.«Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащих­ся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т. п., которые регулируют их дея­тельность и поведение. Взаимодействие между педагогом и учащимися есть не субъектно-объектное, а субъектно-субъектное.

3.Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, так как трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспи­танника. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятель­ности (например, педагогический коллектив образовательного учреждения).

4.Профессиональная деятельность педагога многофакторна. Она проходит в природной и социальной среде, которая представляет мощный, чаще всего неуправляемый фактор раз­вития воспитанников. Педагогу приходится вести поиск благоприятных влияний среды, ис­пользуя их в своей работе, и «бороться» с неблагоприятными ее воздействиями.

5.Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность вытекает из того, что педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систе­му. В педагогической профессии не обойтись без таких качеств творческой личности, как инициативность, самостоятельность, стремление к познанию нового, наблюдательность, оригинальность и других.

6.Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической про­фессии— развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гумани­стическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педаго­га, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях, щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.

7.Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности. Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды, учитель узнает много лет спустя.

8. Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учиться, пополняя свои знания и совершенствуя свое мастерство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: