Личность в границах техномодификации
Как влияет техногенный мир на нас
Модель Б.Г. Ананьева развития человека: человек развивается в четырех формах.
· Индивид – человек как биологическое существо, принадлежащее к роду хомо сапиенс
· Индивид наделен качеством «субъект»: субъект – это индивид, у которого есть сознание
· Субъект понимает, что мы – социальные сущности, которые могут осознавать себя в социуме. Личность может возникать в социуме, обществе. Человек как личность – продукт общества
· Личностей много, они могут быть типологизированы. Но есть личности, которые не попадают в какие-то рамки, получается индивидуальность
Нас интересует личность. Это понятие часто используется, оно интуитивно нам понятно, мы можем говорить о свойствах и качествах личности, поэтому понятие не требует глубокой подготовки для понимания.
Личность может быть интерпретирована в трех категориях:
1. Направленность: потребности, интересы, идеалы, убеждения, доминирующие мотивы деятельности и поведения и мировоззрения
2. Когнитивные особенности: знания, умение, навыки, которые приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности
3. Индивидуально-типологические особенности, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях
Когда мы говорим о том, что произойдёт с человеком при поступлении в определенную организованную среду, н-р в среду техногенного мира, мы говорим о том, что на человека можно подействовать некими технологиями, которые выделяются как два вектора.
· Экзовектор (интеграция) – вектор показывает, как человеческое тело и его психическая сфера могут быть усилены внешними техническими системами и средами. Насколько мы можем интегрироваться в те или иные технические системы и среды
· Интровектор (модификация) – в человеке можно что-то изменить посредством технологий. Изменение свойств человеческого тела посредством технологии. В том числе и через механизмы генной инженерии с целью получения эффективных форм субъективной реальности
Проблемы:
1. Проблема связи человека и машины. Связь осуществляется посредством субъективного образа. То есть субъективный образ, который представлен нам, является результатом интеграции наших перцептивных систем, которые воспринимают объективный мир, а мы в итоге понимаем их субъективно.
2. Если бы у нас были другие перцептивные механизмы, мы бы получили другой образ. Допустим, мы бы видели только в рентгеновском спектре или только инфракрасные лучи. Нарушения цветовосприятия. У Ван Гога нарушено цветовосприятие: у него был дальтонизм
Возможные техномодификации личности
Можем рассматривать как изменение форм взаимодействия с искусственными объектами. Этапы техномодификации личности:
· Взаимодействие человека с искусственными объектами и системами (проблема интерфейса)
· Взаимодействие человека с искусственными системами и средами, наделенными искусственным интеллектом (симбиотические отношения)
· Техномодификация тела: можем изменять 1) субъективную реальность; 2) эмоционально-чувственную сферу; 3) человеческое «Я»
· Социальные процессы в сетевой коммуникации
· Техногенная личность
· Техномодифицированное общество
Уровни техноинтеграции:
· Интерфейсная интеграция
· Симбиоз человек-искусственная среда
· Нейробиоморфные интерфейсы
· Модификация тела (экзоскелет)
· Модификация субъективной реальности
· Модификации субъекта
Ментальный техносимбиоз: интеллект
Мы можем изменять интеллект, усиливая его ментальные возможности. Симбиоз – взаимодействие нашего интеллекта и каких-то искусственных систем, проявляющих способности искусственного интеллекта, может усиливать наши возможности.
Симбиоз – взаимополезное совместное сосуществования живых организмов (НЕТ БЛЯДЬ)
Ментальный техносимбиоз – взаимополезное объединение естественных и искусственных ментальных систем.
Интеллектные симбионты – взаимоусиливающие объединения различных форм интеллекта, инактивированного в системы организованной сложности.
Интеллект – это не что-то материальное, а результат объединения некоторых систем. Интеллект – свойство, которое возникает в некоторых системах и позволяющее проявлять сложное поведение и познавать мир.
· Интеллект – организующая мир сущность, ведущая к усложнению и росту многообразия
· Интеллект является блуждающей эмерджентностью, возникающей в межсистемных объединениях организованной сложности различной природы
Короче, всем хотелось померить свой интеллект, поэтому создали айсикью-тест. У Мерилин Монро был оч высокий айсикью, аж 130, всего 2% таких людей (ага, и только они используют мозги на 100%, чтобы понять, что IQ-тесты не могут являться однозначным мерилом интеллекта, но про это почему-то в лекции нет). В обществе могут жить люди с разным интеллектом, хоть с большим, хоть с маленьким. А ещё в обществе есть фрики, про которых, далее цитата, «не совсем понятно, почему общество позволяет таким существам существовать».
Объединение интеллекта с различного рода системами позволяет выделить 4 формы интеллектных симбионтов.
Мы лучше всего воспринимаем модели человека: совершенные технические машины, которые полностью повторяют человека.
Глаза и мозги у животных разные и работают по-разному. Субъективная реальность разных видов из-за этого разная. Кошка плохо видит в красном спектре. Человек видит лучше, чем кошка в обычных условиях. Собака тоже обладает специфической субъективной реальностью, у него практически ч/б.
Но давайте возьмём дельфина! Дельфин работает не только с ЭМ-волнами, у него слабо развито зрение, но зато есть инфракрасное зрения (втф ты сказал, мужик?), а ещё у дельфина есть эхограмма пространства. Лоб дельфина – это жировая линза и примерная звуковая замена нашего зрения. У дельфина по очереди спят полушария, и он находится в постоянном бодрствовании.
Синтетическая нейропсихология рассматривает психологические особенности человека, наделенного искусственными органами и системами чувств, эмоциями, сознанием, памятью, формами субъективной реальности.