Класс
Музыка
Дата урока:03.03.2021
Тема урока: “Портрет в музыке и изобразительном искусстве”
Цель урока: углубить и расширить представления учащихся о жанровом разнообразии живописи и музыки; великих скрипичных мастеров, скрипачей;уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох; познакомить с музыкальными понятиями и терминами; с музыкой композиторов: Н. Паганини.
- Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Играет так самозабвенно,
И нежно и проникновенно,
Бывает первою в оркестре,
Её приветствует Маэстро!
Быстрей ответь мне без ошибки.
О чём я говорю? (О – скрипке)
Художники и скульпторы часто изображают музыкантов и музыкальные инструменты в своих произведениях
Давайте рассмотрим картины знаменитых художников с музыкальными инструментами. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Она может тихо плакать истекая слезами, петь, говорить, кричать. Сегодня на уроке послушаем произведения сочиненные для скрипки композиторами разных времен и рассмотрите портреты знаменитых исполнителей-скрипачей.
портреты знаменитых исполнителей-скрипачей.
В Европе скрипка появилась в конце XV в. Это любимый инструмент бродячих музыкантов, которые играли на праздниках, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Скрипка, как народный инструмент сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше.
Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах и церквях. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.
|
Самыми знаменитыми скрипичными мастерами были итальянские мастера: Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери.
Андреа Гварнери Антонио Страдивари
Николо Амати
Во всем мире всем известно имя итальянского композитора, скрипача-виртуоза XIX века Никколо Паганини.
Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».
Яркую, необычайную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы.
Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24»
Каприс-в переводе с французского – прихоть, каприз.
- Послушайте фрагмент произведения
https://www.youtube.com/watch?v=nYbzMupFrnA
Вариацио́нная фо́рма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).
· Почему композитор назвал свое произведение каприс?
Мелодию этого произведения неоднократно повторяли в своих сочинениях разные композиторы, как дань уважения и памяти скрипачу-виртуозу. Музыкальный портрет Паганини создал в своем произведении С. Рахманинов. На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.
Сейчас мы послушаем два фрагмента интерпретаций Каприса №24 - С.Рахманинова,
https://www.youtube.com/watch?v=4SdUDeLN4WM
В. Лютославского,
|
https://www.youtube.com/watch?v=PvoLI1-0100
Интерпретация (искусство) — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения (вообще говоря, не определяемая однозначно замыслом автора): интерпретация роли актёром, интерпретация музыкального произведения пианистом и т. п.
- Какая из трех интерпретаций понравилась вам больше и почему?
А теперь послушайте замечательную песню В.Мигули «Скрипка Паганини»
https://www.youtube.com/watch?v=Nh7tBnjnHIA
Домашнее задание:
Записать дату и тему урока.
2.Записать определения:интерпретация, вариация, каприс.