Психологизм в изображении персонажей.




Социальная заострённость

Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». Главный герой – совсем ещё ребёнок, однако его мир уже полон разврата, сквернословия, брани, побоищ и пьянства. Мальчик видит эту нескончаемую вереницу людских пороков день за днём, впитывая её в себя. От этого ухудшается его внешний вид («…худенького … мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, … и делали его похожим на состарившегося карлика»), его здоровье («…ему почему-то все хотелось спать»), мальчик становился рассеянным («Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика…»). В этом и проявляется социальная проблема того времени. Дети из неблагополучных семей лишены всех радостей детства. Чтобы на что-то жить и иметь хоть какую-то работу в будущем, им приходится с малых лет работать.

Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. И образ ребенка автор создает при помощи описания поведения, причем в некоторых случаях описание поведения героя можно отнести к внешней характеристике, а в некоторых к внутренней. Иногда поведение раскрывает внутреннее состояние героя.

Идея рассказа заключена в мысли о том, что общество виновно перед детьми, лишенными детства, и несет ответственность за то, с какими принципами, установками, мировоззрением они войдут во взрослую жизнь. И чтобы будущее человечества не вызывало тревоги, необходимо, как минимум, вернуть детям то, без чего они не могут полнокровно существовать: обычное детство с обычными детскими радостями.

Рассказ «Петька на даче» Андреева - призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

 

Реалистичность изображения

В рассказе можно выделить три части, две из которых повествует о жизни Петьки в городе, а одна -о его жизни на даче.

В рассказе автор изображает два мира, втором живет герой (мир города и мир дачи). Они противопоставлены друг другу, как противопоставлен реальный мир и мир мечты. Этот прием в литературоведении называется контрастом. Он используется автором, чтобы помочь нам лучше и глубже понять происходящее.

 

В центре рассказа «Петька на даче» — судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу.

Писатель не скупится на художественные детали, реалистично изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ.

Внутри помещения, где работал Петька, все было грязным и вульгарным. Мухи облепили стены и картины с изображением голых тел. Здесь грязным было все: руки, простынки и сами мысли людей.

Особое внимание автор обращает на зеркала: одно было треснутым, а второе искажало все, что отображало в себе. Эта художественная деталь символизирует искаженное восприятие жизненных ценностей горожанами.

За окном была не менее печальная картина: посеревшая от пыли трава, ругань пьяных мужчин и женщин, частые драки. Писатель показывает, как от урбанизации страдает и природа, и человек. Трава уже не прекрасна из-за пыли, она утратила свою чистоту. А люди, погрязшие в капиталистическом устройстве города, давно очернили себя.

Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное однообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья. Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: «Мальчик, воды». И даже праздников и выходных у ребёнка нет. Главный герой вынужден очень рано войти в этот грязный мир равнодушного города. Реалистичное изображение окружающего мира мальчика показано очень детально, чтобы показать читателю истинное лицо жизни нищих людей,

 

Психологизм в изображении персонажей.

 

Петька: Портрет мальчика в рассказе динамичен, он меняется с изменением обстановки, окружающей ребенка. Рисуя портрет героя, Л.Н. Андреев подчеркивает, как подобная жизнь иссушает детскую душу. Петька меняется внешне, он худеет, у мальчика появляются струпья и тоненькие морщинки. Л.Н. Андреев пишет, что «у него глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у мальчика прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и сделали его похожим на состарившегося карлика».

Завязкой рассказа является сцена, когда однажды приехала мать, поговорила с Осипом Абрамовичем и сообщила Петьке, что его отпускают на дачу в Царицыно, где живут ее господа.

Позже автор рисует другой портрет героя, когда Петька ехал за город: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим» За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Резко меняется лексика повествования, она обретает свежие, яркие краски, появляются уменьшительно-ласкательные формы, светлые, радостные тона. И затем эти картины дополнят игрушечная белая церковь, зеркальная гладь реки, колеблющиеся отраженья деревьев в воде, молодые рябины и березки, шершавая и ласковая земля, тишина…

Л.Н. Андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что скоро забывает о том, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской. С помощью описания чувств героя автор передает внутренне состояние Петьки.

Счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным обязанностям. Перед нами разворачивается подлинная трагедия ребенка, которого лишили детства. Петька по-мальчишески реагирует на создавшуюся ситуацию: кричит и плачет. Эта кульминационная сцена поразительна и мастерством, с каким она выполнена, и глубиной проникновения в психологию ребенка, и непосредственным отражением реакции мальчика на страшное для него известие. Здесь обнажается конфликт произведения: мальчик жил в чужом отупляющем мире не осознавая этого, и потому, хоть апатично, но все же безболезненно сносил его; теперь же он вынужден возвращаться после того, как познал о существовании другого мира.

Портрет мальчика меняется по ходу развития событий и в конце рассказа. Л. Н. Андреев снова передает образ Петьки: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом».

Язык повествования рассказа постоянно меняется, в зависимости от того, о чем повествует автор. Так, говоря о Петьке, Л.Андреев не скупится на «ласковую» лексику, что подчеркиваетсочувствие автора к своему герою. На это указывают эпитеты и слова с уменьшительно-ласкательнымисуффиксами (фигурка «маленькая, худая», мальчик «худенький, веснушчатый», морщинки «тоненькие»).

Судьбу Петьки можно считать типичной для того времени судьбой ребенка из бедной семьи.

 

В рассказе присутствует ещё один ребенок - Николка.

 

Николка, мальчик 13 лет, работает в парикмахерской. Николка так же, как и Петька находился в услужении у Осипа Абрамовича, сирота, ругается и пьет, знает все о жизни женщин и мужчин и кажется Петьке очень умным. Это говорит о том, что мальчик в свои 13 лет чувствует себя взрослым. Он пытается себя вести как взрослые, которые его окружали: курил, ругался - ведь скоро Николка должен был стать подмастерьем, а значит войти в их круг. Однако оставаясь один на один с Петькой, мальчик становился попроще, и часто ему рассказывал об особенностях мужских причёсок. Наедине с Петькой он становился собой, сбрасывал маски, что говорит о том, что Николка лишь пытался играть роль взрослого. А то с какой тоской он смотрел на нетерпеливо тянущего за руку свою мать Петьку, когда она забирала его в Царицыно, говорит о том, что он тоже в душе ещё ребёнок, и мечтает хоть на несколько дней вырваться из мрачного, унылого места.

 

Надежда, мать Петьки. Она работает кухаркой, носит сыну сладости в подарок, давно смирилась со своей судьбой и мечтает, чтобы Петька стал уважаемым человеком. Обстоятельства заставили её оставить сына в плохих условиях. Но материнское сердце ощущало боль, когда она навещала Петьку в парикмахерской, ведь не зря же в конечном итоге Надежда устроила ему небольшие каникулы. Что говорит о том, что материнские чувства не пропали, они есть, но ситуация заставляет одинокую женщину поступать плохо.

 

Митя, гимназист, учит Петьку ловить рыбу и купаться, водит его на развалины дворца. Добрый и бесшабашный мальчик. Путём сравнения Мити и Петьки мы можем увидеть счастливое детство первого и полное отсутствие детства у второго. Поступки Мити говорят о его доброте. Он ребёнок, который не думает о работе, о проблемах в отличие от Петьки.

 

Осип Абрамович, парикмахер, часто сердится на своих подмастерьев, может отвесить им оплеуху, но по мнению Надежды человек добрый. Автор рисует нам образ небрежного человека с «липкими, пахучими» пальцами, он не следит за чистотой парикмахерской, что еще раз подтверждает его небрежность. Он не жалеет своих подчиненных, несмотря на то, что они еще дети, что говорит о его жестокости. Но он берет Петьку на попечение, от чего надежда считает его добрым.

 

Особенности композиции

Композиция рассказакольцевая. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань и драка мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

 

2. «В дурном обществе» В.Короленко

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: