Методики непосредственной памяти.




Лекция 5:Патопсихологические методики

1. Мнестические процессы - память.

Методики непосредственной памяти.

- методика 10 слов. Повтор после предъявления. Важно около 5 предъявлений.

Методики на исследование опосредованного запоминания:

- методика пиктограмма:

испытуемому предъявляются слова для запоминания. Для этого нужно нарисовать некий образ (например - веселый праздник). Методика на исследование не только памяти, но и мышления.

12-14 словосочетаний - потом нужно воспроизвести, что больной запомнил.

- методика запоминания Леонтьева.

Для запоминания нужно выбрать одну из карточек. Картинки забирают. Через 1 час предлагают воспроизвести, что он запомнил.

- методика воспроизведения рассказов

Больному зачитывают рассказ. Он должен его пересказать.

Методики на изучение внимания:

- корректурная проба, или проба Бурданова.

Выдается бланк А4, на нем строчки букв. Несколько букв встречаются чаще других. Их нужно найти и вычеркнуть (например, за 30 секунд времени). Как эффективно больной все это делает. Сколько ошибок, скорость выполнения задания.

- методика отыскивание чисел или таблица Шульте.

На листе 25 квадратов, числа от 1 до 25. Испытуемый должен на время отыскивать числа по порядку и называть их.

- методика отсчитывание - больному предлагается отнимать по 2. Например: 98-2, 97-2... Наблюдать: какие ошибки, на каких этапах. Нарушение внимания, истощаемость...

Методика на исследование мышления:

- Классификация. 64 карточки с предметами. Больному предлагают, что к чему подходит. Делать, как считаете нужным. На втором этапе - сложить группу к группе. Больной должен называть группу - названием, процесс обобщения. На 3 этапе - оставить 2-3 группы. Подобрать группу к группе. Ориентир не по отдельным карточкам, а уже по группам.

- методика существенные признаки: на бланке несколько примеров - выделить 2 существенных признака, без которых дерево не может существовать (например: ствол, корень...)

МЕТОДЫ(МЕТОДИКИ) ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности - различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности. В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психически больных как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии. Это объясняется рядом обстоятельств: во - первых, изменения личности обладают в известной мере нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения вопросов дифференциальной диагностики; во - вторых, анализ преморбидных свойств личности может оказаться полезным в установлении возможных причин происхождения ряда заболеваний (и не только психических, но и соматических, например, язвенной болезни, заболеваний сердечно - сосудистой системы); в - третьих, характеристика личностных изменений в течении заболевания обогащает наши представления о его патогенетических механизмах; в - четвертых, учет особенностей личности очень важен для рационального построения комплекса реабилитационных мероприятий.

Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого - либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам не представлялся, который может дать целостную характеристику личности. С помощью экспериментального исследования мы получаем лишь частичную характеристику личности, которая нас удовлетворяет постольку, поскольку она оценивает определенные личностные проявления, имеющие значение для решения конкретной задачи. В настоящее время известно множество экспериментально - психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они, как уже указывалось, различаются особенностями подхода к самой проблеме (речь идет о различии принципиальном, методологическом), разнообразием интересов исследователей (личность изучается в педагогической психологии, в психологии труда, в социальной и патологической психологии и т. д.) и направленностью на различные проявления личности. Конечно, интересы исследователей и стоящие перед ними задачи нередко совпадают и этим объясняется то, что методики исследования личности в социальной психологии берутся на вооружение патопсихологами, методики патопсихологии заимствуются специалистами, работающими в области психологии труда.

Не существует даже сколько - нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. Нами (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности: 1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.); 2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.); 3) личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке; 4) проективные методы.

Как будет видно из дальнейшего, разграничение этих 4 групп методов весьма условно и может быть использовано главным образом в прагматических и дидактических целях. К. Leonhard (1968) считает наблюдение одним из важнейших методов диагностики личности, отдавая ему предпочтение в сравнении с методиками типа личностных опросников. При этом он придает особое значение возможности наблюдать человека непосредственно, изучать его поведение на работе и в домашней обстановке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. Наблюдение не должно быть пассивно - созерцательным. В процессе наблюдения патопсихолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности больного в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуацию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (М. С. Роговин, 1979). В клинической беседе анализируются особенности биографии больного, присущие ему особенности личностных реакций, его отношение к собственному характеру, особенности поведения обследуемого в конкретных ситуациях. Последние К. Leonhard рассматривает как важнейший методический пункт в анализе личности. М. С. Лебединский (1971) особое внимание в исследовании личности больного уделял изучению дневников и автобиографий, составляемых им по просьбе врача, либо ведущихся и раньше.

В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: