Планы практических занятий по курсу «Возрастная психология»
Раздел 1. Основные понятия и общие вопросы развития в онтогенезе
Тема 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Задача: подготовить доклады и подготовиться к собеседованию
1. Предмет, задачи и основные разделы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с др. науками.
2. Социально-историческая природа детства
3. Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии.
4. Методы возрастной психологии.
Обязательная литература:
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Трикста, 2011. – 420 с.
5. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985
6. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 194
7. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.
Тема 1.2. История и современное состояние зарубежной психологии развития.
Цель: ознакомить студентов с основными направлениями развития психологической науки за рубежом и провести их сравнительный анализ.
Форма проведения: подготовить доклады и презентации
1. Биогенетическое направление в исследовании развития. Теория рекапитуляции. Теория трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект.
2. Социогенетическое направление в исследовании детского развития. теория социального научения.
3. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн)
4. Психоаналитические теории детского развития (З. Фрейд, Э. Эриксон и др.)
5. Эпигенетическая теория развития личности
6. Женевская школа генетической психологии. Стадии интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже)
Обязательная литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996
4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985
5. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 1994
6. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.
7. Сорокумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
Тема 1.3. Теоретические концепции возрастного развития в отечественной психологии.
Цель: рассмотреть основные концепции развития личности ребенка в трудах отечественных психологов.
Форма проведения: подготовить доклады и презентации.
1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии.
2. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития. Роль кризисов в психическом развитии.
3. проблема возраста и возрастной периодизации в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Новообразования возраста.
4. Учение А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности.
5. Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития.
6. Понятие о развитии личности. Проблема условий, источников и движущих сил психического развития ребенка.
Обязательная литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996
4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985
5. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 1994
6. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.
7. Сорокумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
Раздел 2. Развитие психики на разных возрастных этапах.
Тема 2.1. Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве.
Цель: Усвоение студентами особенностей протекания психического развития ребенка в младенчестве.
Форма проведения: подготовиться к собеседованию, решит психологическую задачу, заполнить таблицу.
1. Стадия новорожденности. Кризис новорожденности. Врожденные формы психии и поведения. Способность к научению.
2. Социальная ситуация младенчества. «Комплекс оживления». Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности.
3. Двигательная активность как предпосылка развития наглядно-действенного мышления.
4. Возникновение и развитие речи. Кризис 1 года.
5. методы диагностики психического развития.
Обязательная литература
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 1991
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996
4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985
5. Немов Р.С. Психология: В2-х кн. Кн.2. психология образования. – М.: Просвещение, 1994
6. Обухова Л.В. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996.
7. Сорокумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.