План лекции
1. Вопросы энергоэффективности в стратегических документах РК
2. Закон РК об энергосбережении
3. Рамочная конвенция об изменении климата (РКИК), Киотский протокол
1 Вопросы энергоэффективности в стратегических документах РК
Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. от 28 августа 2006 года № 3392 и поручения Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Джаксыбекова А.Р. от 16 октября 2006 года № 3392 Министерством охраны окружающей среды разработан проект Стратегии эффективного использования энергии и возобновляемых ресурсов Республики Казахстан в целях устойчивого развития до 2024 года (далее – Стратегия).
Цель Стратегии – создание условий для более широкого и эффективного использования возобновляемых ресурсов и источников энергии как фактора диверсификации экономики, энергосбережения и улучшения качества окружающей среды.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 января 2008 года № 60 проект Указа Президента Республики Казахстан «О Стратегии эффективного использования энергии и возобновляемых ресурсов Республики Казахстан в целях устойчивого развития до 2024 года» внесен в Администрацию Президента Республики Казахстан.
В настоящее время в соответствии с поручением Заместителя Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан Т. Ворошиловой от 3 марта 2008 года № 17-50/7469 к поручению Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан К Келимбетова от 26 февраля 2008 года № 610 проект Стратегии доработан с учетом замечаний Администрации Президента Республики Казахстан.
28 мая 2008 года проект Стратегии направлен на повторное согласование в заинтересованные государственные органы.
|
Кроме этого, Министерством охраны окружающей среды в соответствии с Общенациональным планом основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана разработан проект Закона Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», который направлен на регулирование общественных отношений, возникающих при организации производства, передачи и реализации электрической и тепловой энергии, произведенных с использованием возобновляемых источников энергии.
Целью законопроекта «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» является увеличение доли использования возобновляемых источников энергии для снижения энергоемкости экономики и воздействия сектора производства электрической энергии на окружающую среду, в том числе снижение выбросов парниковых газов в рамках реализации задач устойчивого развития Республики Казахстан, поставленных в Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы.
В Послании Президента народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан – главная цель государственной политики» отмечена необходимость концентрации усилий Правительства на внедрении энергосберегающих и экологически чистых технологий.
В соответствии с Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216, в Республике Казахстан необходимо принятие мер по эффективному и рациональному использованию возобновляемых ресурсов и альтернативных источников энергии путем внедрения более современных технологий использования земельных, водных, лесных, рыбных, растениеводческих и животноводческих ресурсов и возобновляемых источников энергии.
|
В этой связи, Министерством охраны окружающей среды разработан проект Стратегии эффективного использования энергии и возобновляемых ресурсов Республики Казахстан в целях устойчивого развития до 2024 года (далее – Стратегия).
Цель Стратегии – создание условий для более широкого и эффективного использования возобновляемых ресурсов и источников энергии как фактора диверсификации экономики, энергосбережения и улучшения качества окружающей среды.
Проект Стратегии одобрен постановлением Правительства Республики и в настоящее время внесен в Администрацию Президента Республики Казахстан на рассмотрение.
Одной из основных задач проекта Стратегии является энерго- и ресурсосбережение, ужесточение экологических требований, решение которой предусматривает следующие направления:
- введение обязательного требования к параметрам энергосбережения зданий и сооружений;
- переход к международным стандартам по уровню выбросов в атмосферу от энергетических объектов;
- внедрение автоматического приборного мониторинга и контроля за выбросами в атмосферу от энергетических объектов;
- распространение технологий «автоматического отключения» для энергосистем при отсутствии нагрузки;
- закрепление требований по обязательному использованию возобновляемых ресурсов и альтернативных источников энергии для крупных потребителей ресурсов;
|
- введение показателей ресурсо- и энергосбережения в комплексные экологические разрешения;
- разработка и развитие программ «Зеленая нефть» в целях более полного и всестороннего учета экологических требований при добыче экспортируемых энергоресурсов;
- разработка и внедрение экологически чистой технологии и биореакторов низкого давления по переработке и обеззараживанию навозных стоков животноводческих помещений с модульной схемой компоновки типоразмерного ряда технологического оборудования для перевода сельских агроформирований на автономное тепло- и энергоснабжение;
- создание и освоение производства ветроводоподъемных и ветроэнергетических установок для энерго- и водоснабжения отдаленных агроформирований;
- разработка и внедрение экологически чистых технологий производства электрической энергии на малых реках с применением микро-, мини- и малых ГЭС безподпорным способом.
2 Закон РК об энергосбережении
Существующей Закон РК «Об энергосбережении» преследует цель эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, в котором среди регламентированных норм предусмотрена поддержка использования возобновляемой энергии при разработке программ развития энергетики и экологии. Закон также признает необходимость создания условий для вовлечения в энергобаланс возобновляемой энергии и развития на этой базе энергетических объектов. Согласно статье 15 использование возобновляемой энергии признается приоритетным направлением для развития энергетики и решения экологических проблем страны. Однако, механизмы реализации статьи данного Закона не предусмотрены.
Таким образом, предметом правового регулирования Закона РК «Об энергосбережении» являются как традиционные источники энергии – электроэнергия, так и нетрадиционные – возобновляемые источники энергии. При этом, в целях регламентации правоотношений энергопроизводящих, энергоснабжающих, энергопередающих организаций с потребителями энергии существует специальный законодательный акт – Закон РК «Об электроэнергетике».
Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике» определяются основные принципы функционирования электроэнергетики, и предусматривается создание конкурентного рынка электроэнергии, реструктуризация электроэнергетических компаний по видам деятельности с целью обеспечения конкурентности рынка электроэнергии. Специальный законодательный акт для поддержки использования возобновляемых источников энергии в Казахстане отсутствует.
Подобная односторонность правовой базы на пути энергетического кризиса в Казахстане не позволяет использовать существующие альтернативные источники энергии.
3 Рамочная конвенция об изменении климата (РКИК), Киотский протокол
Проблема парниковых газов и их сокращения тесно связана с проблемой обеспечения глобальной энергетической безопасности, стабильности мирового энергетического рынка и устойчивым развитием каждого государства и всего мирового сообщества в целом.
Эффект глобального потепления был констатирован Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) созданной при ЮНЕП и четыре оценочных доклады МГЭИК дали ясное научное доказательство об антропогенном происхождении явления.
В связи с этим ООН обеспокоенная угрозой изменения климата и возросшим влиянием его последствий на государства и нации разработала и открыла для подписания 4 июня 1992 года в г. Рио де Жанейро Рамочную конвенцию об изменении климата (далее – Рамочная конвенция). Рамочную конвенцию на сегодняшний день ратифицировали 192 государства. Казахстан ратифицировал ее 17 Мая 1995 года.
В целях эффективной реализации Рамочной конвенции и создания реального механизма для снижения выбросов парниковых газов 11 декабря 1997 года в Киото (Япония) странами-участницами был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции (далее – Киотский протокол). На сегодняшний день Киотский протокол ратифицирован 181 страной и 1 региональным содружеством (ЕС)
Киотский протокол был подписан Республикой Казахстан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 84 от 12 марта 1999 года «О подписании Республикой Казахстан Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». Однако документ до сих пор не был ратифицирован, что создает двоякую ситуацию для политического имиджа Казахстана, мы, начав активное участие в процессе, добившись ощутимого прогресса и определенных международных кондиций, до сих пор участвуем в процессе, не имея права голоса в процессе принятия решений. Ратификация Киотского протокола, будет не только иметь положительный отклик в мире, среди инвесторов и партнеров Казахстана, но и позволит Казахстану создать плацдарм для экономического роста, решения вопросов энергоемкости, внедрения энергоэффективной политики и прозрачности во всех экономических отраслях, что, несомненно, будет плюсом в отношениях в ВТО и инвесторами.
«Механизм чистого развития» – реализуется стороной приложения 1 в стране не Приложения 1 и в данном случае все сокращения выбросов переходят инвестору и служат для выполнения его обязательств по Киотскому протоколу. Этот механизм служит для вовлечения в процесс сокращения выбросов парниковых газов развивающихся стран, не имеющих собственных ресурсов.
Третий механизм «Торговля выбросами», в нем участвуют только стороны Приложения 1 Рамочной конвенции. Суть торговли заключается в том, что государство уже выполнившее свои обязательства и имеющее переизбыток квот может продать свои сокращения другим сторонам, нуждающимся в сокращении. В последнее время в рамках этого механизма набирает популярность так называемая схема зеленых инвестиций. По этой схеме стороны имеющие сокращение выбросов, которые образовались не в результате выполнения проектов, а в результате экономического кризиса (Казахстан, Украина, Россия, Белоруссия страны восточной Европы), могут реализовать эти сокращения с созданием условий для реализации экологических проектов. То есть все полученные инвестиции должны быть направлены на экологические проекты – преимущественно в проекты по сокращению выбросов парниковых газов.
Казахстан заявил о своем желании быть включенным в Приложении 1 и провел ряд переговоров, которые завершились приданием Казахстану статуса стороны Приложения 1 после ратификации Киотского протокола, решение было принято в Марракеше, Марокко на 7-й Конференции сторон. Также Казахстан провел успешные переговоры по определению 1992 года как базового года для Казахстана – года, относительного которого, будут рассматриваться сокращения выбросов парниковых газов.
Для определения статуса Казахстану необходимо провести международные переговоры в рамках Климатических конференций и определить Казахстанские обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Принимая во внимание условия транзитных экономик мировое сообщество, не ограничивает в развитии страны СНГ и Восточной Европы, поэтому большинство из этих стран имеет обязательства в количестве 100% от уровня базового года, что означает, что эти страны берут обязательства не превысить уровень выбросов в базовом году. Казахстан по оценкам аналитиков и Министерства экономики и бюджетного планирования в период окончания действия Киотского протокола в 2012 году Казахстан не превысит уровень 1992 года, тем более, если он будет предпринимать шаги по сокращению выбросов парниковых газов.
Контрольное задание для СРМ
1. Основные принципы международной политики в области использования возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и энергосбережения.
2. Международные организации и договоры в сфере использования возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и энергосбережения.
3. Рамочная конвенция об изменении климата (РКИК), Киотский протокол.
Список литературы:
1. Праховник А.В., Розен В.П. и др. Энергосберегающие режимы электроснабжения горнодобывающих предприятий. – М.: Недра, 1985.
2. Закон РК об энергосбережении