План-конспект урока по русскому языку для 6-го класса




План-конспект урока по русскому языку для 6-го класса

Поляковой Екатерины Вачагановны

Тема: Образование имен прилагательных путем сложения.

Тип урока: комбинированный.

Цели: 1) обучающая: ознакомить учащихся с образованием имен прилагательных путем сложения;

2) развивающая: формировать умения определять морфемы, при помощи которых образованы сложные прилагательные, образовывать прилагательные путем сложения и приставочно-суффиксальным способом;

3) воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

 

Оборудование: 1) учебник «Русский язык»: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения/Л.А. Мурина [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 272с.

 

План урока:

I Организационный момент;

II проверка домашнего задания;

III объяснение нового материала;

IV закрепление новых знаний, формирование умений и навыков;

V подведение итогов урока;

VI задание на дом.

 

 

Ход урока

 

I Организационный момент

Здравствуйте! Присаживайтесь!

Скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует?

* отмечаем отсутствующих

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Образование превосходной степени сравнения имен прилагательных»

* сообщение целей урока.

 

II Проверка домашнего задания

Упражнение 359 (задание выполняется в соответствии с учебником)

 

Добрый, санитарный, общественный, дальний, логичный, законный, славный.

 

*Примерное выполнение:

Добрый – недобрый, предобрый;

Санитарный – антисанитарный; общественный – противообщественный, антиобщественный; дальный – недальний, сверхдальний; логичный – нелогичный; законный – беззаконный, незаконный, противозаконный; славный – бесславный.

 

III Объяснение нового материала

 

Беседа с учениками для подготовки к восприятию нового материала

Условие: учитель вызывает ученика с места.

 

От каких частей речи образуются имена прилагательные при помощи приставок?

* Предполагаемый ответ учеников: только от имен прилагательных.

– Какие приставки используются для образования имен прилагательных?

* Предполагаемый ответ учеников: не-, пре-, пред-, про-, анти-, а- и другие.

 

 

Изложение нового материала

При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово (светло-зеленый), две основы + суффикс (правобережный), целые слова (глубокоуважаемый).

Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и (белорусский и русский). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.

Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех-), а также при помощи соединительной морфемы и суффикса одновременно: немецко-русский, светловолосый, синеглазый, правосторонний, пятилетний, сорокаминутный, двусторонний, двухместный, трехлетний. Надо учитывать, что есть сложные прилагательные, образованные суффиксальным способом от сложных имен существительных с соединительной морфемой: пешеход – пешеходный.

 

Имена прилагательные могут быть образованы также приставочно-суффиксальным способом от основ существительных и глаголов в результате одновременного присоединения приставки и суффикса. Чаще других здесь используются приставки за-, без-, до-, на-, по-, при-, пред- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и другие: застольный ← за столом, приморский ← при море, наручный ← на руке.

 

IV Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков

 

Упражнение 389

Условие. Сравнить прилагательные и словосочетания, на базе которых они образованы. Назвать основы, использованные для образования прилагательных.

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

 

Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.

 

*Примерное выполнение:

 

Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.

Упражнение 390

Условие. Выписать по группам имена прилагательные: а) образованные на базе словосочетаний с зависимыми словами; б) образованные от независимых друг от друга слов; в) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных.

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

 

Научно-фантастический, пароходный, левобережный, средневековый, фабрично-заводской, красно-белый, вертолетный, девятидневный, многочисленный, двухтомный, малоизвестный, четырёхбалльный, двуликий.

 

*Примерное выполнение:

 

А) левобережный ←левый берег, средневековый ←средние века, девятидневный←девять дней, двухтомный←два тома, четырехбалльный ←четыре балла, двуликий←два лика, многочисленный←много чисел, малоизвестный←мало известный.

Б) научно-фантастический←научный и фантастический, фабрично-заводской←фабричный и заводской, красно-белый←красный и белый.

В) пароходный←пароход, вертолетный←вертолет.

 

Упражнение 391 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

 

Человек высокой нравственности, комбинат писчей бумаги, школа в пять этажей, специалист высокого класса, плодовые и ягодные культуры.

*Примерное выполнение:

 

Человек высокой нравственности – высоконравственный человек;

комбинат писчей бумаги – писчебумажный комбинат;

школа в пять этажей – пятиэтажная школа;

специалист высокого класса – высококлассный специалист;

плодовые и ягодные культуры – плодово-ягодные культуры.

Полученные прилагательные уместны в официально-деловом стиле, а исходные – в разговорной речи.

Упражнение 392 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

 

Белый ствол (береза); красный, белый (флаг); высокий, культура (человек); темный, синий (небо); север, запад (район); целлюлозный, бумажный (комбинат).

*Примерное выполнение:

 

Мы остановились у белоствольной березы.

Красно-белый флаг развевался на ветру.

В музее работают высококультурные люди.

Во время дождя было темно-синее небо.

В северо-западном районе нашего города построили библиотеку.

Моя мама работает на целлюлозно-бумажном комбинате.

Упражнение 393 (задание выполняется в соответствии с учебником)

Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.

 

Заокеанский, научно-технический, предрассветный, рукописный, досрочный, антинаучный, разноголосый, книжный, черноморский, прибрежный, безродный.

*Примерное выполнение:

 

Заокеанский←за океаном (приставочно-суффиксальный);

научно-технический←научный и технический (сложение);

предрассветный←перед рассветом (приставочно-суффиксальный);

рукописный←рукопись (суффиксальный);

досрочный←до срока (приставочно-суффиксальный);

антинаучный←научный (приставочный);

разноголосый←разные голоса (сложение с нулевой суффиксацией); книжный←книга (суффиксальный);

черноморский←Черное море (сложение с суффиксацией);

прибрежный←при береге (приставочно-суффиксальный);

безродный←без рода(приставочно-суффиксальный).

V Подведение итогов урока

 

*Ребята, сегодня мы с вами продуктивно поработали, а теперь подведем итоги и ответим на несколько вопросов.

*Учитель вызывает ученика с места. Если ученик отвечает неверно, то отвечает дугой. Выслушиваются все точки зрения, из которых учитель далее формулирует единую правильную (форма проведения здесь и далее).

 

– Как образуются имена прилагательные путем сложения?

* Предполагаемый ответ учеников: При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово (светло-зеленый), две основы + суффикс (правобережный), целые слова (глубокоуважаемый).

 

– Какими могут быть соединяемые слова?

* Предполагаемый ответ учеников: Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и (белорусский и русский). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.

– Назовите соединительные морфемы?

* Предполагаемый ответ учеников: Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех-).

 

Выставление и комментирование отметок активным ученикам.

 

 

VI Задание на дом

 

§55(выучить), упражнение 394.

 

*задание выполняется в соответствии с учебником.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: