План-конспект урока по русскому языку для 6-го класса
Поляковой Екатерины Вачагановны
Тема: Образование имен прилагательных путем сложения.
Тип урока: комбинированный.
Цели: 1) обучающая: ознакомить учащихся с образованием имен прилагательных путем сложения;
2) развивающая: формировать умения определять морфемы, при помощи которых образованы сложные прилагательные, образовывать прилагательные путем сложения и приставочно-суффиксальным способом;
3) воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Оборудование: 1) учебник «Русский язык»: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения/Л.А. Мурина [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 272с.
План урока:
I Организационный момент;
II проверка домашнего задания;
III объяснение нового материала;
IV закрепление новых знаний, формирование умений и навыков;
V подведение итогов урока;
VI задание на дом.
Ход урока
I Организационный момент
Здравствуйте! Присаживайтесь!
Скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует?
* отмечаем отсутствующих
Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Образование превосходной степени сравнения имен прилагательных»
* сообщение целей урока.
II Проверка домашнего задания
Упражнение 359 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Добрый, санитарный, общественный, дальний, логичный, законный, славный.
*Примерное выполнение:
Добрый – недобрый, предобрый;
Санитарный – антисанитарный; общественный – противообщественный, антиобщественный; дальный – недальний, сверхдальний; логичный – нелогичный; законный – беззаконный, незаконный, противозаконный; славный – бесславный.
|
III Объяснение нового материала
Беседа с учениками для подготовки к восприятию нового материала
Условие: учитель вызывает ученика с места.
От каких частей речи образуются имена прилагательные при помощи приставок?
* Предполагаемый ответ учеников: только от имен прилагательных.
– Какие приставки используются для образования имен прилагательных?
* Предполагаемый ответ учеников: не-, пре-, пред-, про-, анти-, а- и другие.
Изложение нового материала
При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово (светло-зеленый), две основы + суффикс (правобережный), целые слова (глубокоуважаемый).
Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и (белорусский и русский). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.
Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех-), а также при помощи соединительной морфемы и суффикса одновременно: немецко-русский, светловолосый, синеглазый, правосторонний, пятилетний, сорокаминутный, двусторонний, двухместный, трехлетний. Надо учитывать, что есть сложные прилагательные, образованные суффиксальным способом от сложных имен существительных с соединительной морфемой: пешеход – пешеходный.
Имена прилагательные могут быть образованы также приставочно-суффиксальным способом от основ существительных и глаголов в результате одновременного присоединения приставки и суффикса. Чаще других здесь используются приставки за-, без-, до-, на-, по-, при-, пред- и суффиксы -н-, -ск-, -ов- и другие: застольный ← за столом, приморский ← при море, наручный ← на руке.
|
IV Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков
Упражнение 389
Условие. Сравнить прилагательные и словосочетания, на базе которых они образованы. Назвать основы, использованные для образования прилагательных.
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.
*Примерное выполнение:
Круглосуточный ← круглые сутки, разноцветный ← разные цвета, темно-зеленый ← темный и зеленый, седобородый ← седая борода.
Упражнение 390
Условие. Выписать по группам имена прилагательные: а) образованные на базе словосочетаний с зависимыми словами; б) образованные от независимых друг от друга слов; в) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных.
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Научно-фантастический, пароходный, левобережный, средневековый, фабрично-заводской, красно-белый, вертолетный, девятидневный, многочисленный, двухтомный, малоизвестный, четырёхбалльный, двуликий.
|
*Примерное выполнение:
А) левобережный ←левый берег, средневековый ←средние века, девятидневный←девять дней, двухтомный←два тома, четырехбалльный ←четыре балла, двуликий←два лика, многочисленный←много чисел, малоизвестный←мало известный.
Б) научно-фантастический←научный и фантастический, фабрично-заводской←фабричный и заводской, красно-белый←красный и белый.
В) пароходный←пароход, вертолетный←вертолет.
Упражнение 391 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Человек высокой нравственности, комбинат писчей бумаги, школа в пять этажей, специалист высокого класса, плодовые и ягодные культуры.
*Примерное выполнение:
Человек высокой нравственности – высоконравственный человек;
комбинат писчей бумаги – писчебумажный комбинат;
школа в пять этажей – пятиэтажная школа;
специалист высокого класса – высококлассный специалист;
плодовые и ягодные культуры – плодово-ягодные культуры.
Полученные прилагательные уместны в официально-деловом стиле, а исходные – в разговорной речи.
Упражнение 392 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Белый ствол (береза); красный, белый (флаг); высокий, культура (человек); темный, синий (небо); север, запад (район); целлюлозный, бумажный (комбинат).
*Примерное выполнение:
Мы остановились у белоствольной березы.
Красно-белый флаг развевался на ветру.
В музее работают высококультурные люди.
Во время дождя было темно-синее небо.
В северо-западном районе нашего города построили библиотеку.
Моя мама работает на целлюлозно-бумажном комбинате.
Упражнение 393 (задание выполняется в соответствии с учебником)
Форма выполнения упражнения: Несколько учеников выходят к доске и записывают прилагательные, образованные путем сложения.
Заокеанский, научно-технический, предрассветный, рукописный, досрочный, антинаучный, разноголосый, книжный, черноморский, прибрежный, безродный.
*Примерное выполнение:
Заокеанский←за океаном (приставочно-суффиксальный);
научно-технический←научный и технический (сложение);
предрассветный←перед рассветом (приставочно-суффиксальный);
рукописный←рукопись (суффиксальный);
досрочный←до срока (приставочно-суффиксальный);
антинаучный←научный (приставочный);
разноголосый←разные голоса (сложение с нулевой суффиксацией); книжный←книга (суффиксальный);
черноморский←Черное море (сложение с суффиксацией);
прибрежный←при береге (приставочно-суффиксальный);
безродный←без рода(приставочно-суффиксальный).
V Подведение итогов урока
*Ребята, сегодня мы с вами продуктивно поработали, а теперь подведем итоги и ответим на несколько вопросов.
*Учитель вызывает ученика с места. Если ученик отвечает неверно, то отвечает дугой. Выслушиваются все точки зрения, из которых учитель далее формулирует единую правильную (форма проведения здесь и далее).
– Как образуются имена прилагательные путем сложения?
* Предполагаемый ответ учеников: При образовании имен прилагательных путем сложения могут соединяться: основа + целое слово (светло-зеленый), две основы + суффикс (правобережный), целые слова (глубокоуважаемый).
– Какими могут быть соединяемые слова?
* Предполагаемый ответ учеников: Соединяемые слова могут быть равноправными, независимыми друг от друга: белорусско-русский (словарь). В этом случае между ними можно вставить союз и (белорусский и русский). Они могут быть и неравноправными, когда одно слово зависит от другого: синеглазый – синие глаза.
– Назовите соединительные морфемы?
* Предполагаемый ответ учеников: Образуются сложные прилагательные при помощи соединительной морфемы -о-, -е- (реже -и-, -а-, -у-, -ух-, -ех-).
Выставление и комментирование отметок активным ученикам.
VI Задание на дом
§55(выучить), упражнение 394.
*задание выполняется в соответствии с учебником.