Умение определять и называть как можно больше черт сходства и различия.
- кошка и собака (домашние животные, наличие шерсти, хвоста, ушей, усов/ мяукает-лает, ловит мышей – сторожит дом).
- пастух и корова (живой организм, наличие носа, глаз/ человек-животное, говорит-мычит).
- ворона и щука (наличие хвоста, живые организмы/летает-плавает, каркает-молчит).
Умение назвать одним словом описанный предмет
- мальчик, который ходит в школу (ученик);
- женщина, играющая в теннис (теннисистка);
- человек, играющий на пианино (пианист);
- если лошадка сделана из дерева, то она какая? (деревянная);
- если у мужчины тёмные волосы, то какой он? (темноволосый);
- если сегодня идёт дождь, то какой день? (дождливый).
Правильное употребление слов во множественном числе
- Одна варежка, а много (варежек);
- Один мяч, а много (мячей);
-Одно дерево, а много (деревьев).
Умение различать звуки на слух, выделять их в словах и определять местоположение (начало, середина, конец), отличать гласные звуки от согласных, подбирать слова, в которых встречается конкретный звук.
- Положите перед ребёнком 10 карточек и попросите, назвать предметы, которые на них изображены. Те карточки, в названии предметов которых есть определённый звук, например [ш], нужно отложить. Задание можно проделать несколько раз, каждый раз меняя звук.
- Назови гласный звук в слове (предлагаются односложные слова): сыр, кит, лук и т.п.
- Назови как можно больше слов со звуком, например [к].
- назови по одному слову, в котором звук (например, [а]) будет в начале, середине и в конце слова.
- Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «пёс».
- Назови одинаковые звуки в словах (например, «лук – мак»).
- Какими звуками отличаются слова (например, тачка – дачка, горе – море).
Способность чувствовать слоговую структуру слова
- Произнеси слова по частям/слогам («например, «зубы», «кукушка»). Предварительно даётся образец слова подобной слоговой структуры («шубы», «лягушка»).
- Назови слова, которые состоят из двух частей/слогов.
- Назови как можно больше слов, в которых первая часть/первый слог, например «СА».
- Назови как можно больше слов, в которых последняя часть/последний слог, например «ша».
Уровень развития механической памяти
- «Постарайся запомнить слова, которые я назову, а потом повторить их». Медленно и спокойно проговаривается 10 простых слов (одно- или двусложных, например, год, окно, мыло и т.п.). Список слов повторяется всего 3 раза. После каждого прочтения ребёнок проговаривает те слова, которые он запомнил. С каждым разом количество запомненных слов должно увеличиваться хотя бы на 1. Через час после третьего прочтения списка слов можно попросить ребёнка ещё раз повторить слова. Если он забудет не более 3 слов от последнего количества запомненных слов, то это говорит о хорошем уровне его долгосрочной механической памяти.
Способность логического запоминания.
- Перед ребёнком лист с изображёнными на них предметами. Например, дерево, мишень, косточка, лист, банка с повидлом, вишня, яблоко, дротик. Ребёнок устанавливает связь между предметами (например, лист связан с деревом – это его часть, мишень связана с дротиком, так как это части одной игры и т.п.). Далее даётся несколько секунд, чтобы запомнить все изображённые предметы. Ребёнку предлагается лист с изображением только части изображённых ранее предметов (например, дерево, вишня, банка с повидлом, стрела). Другие изображения отсутствуют. Задача ребёнка сказать, каких изображений не хватает. Если он вспомнит установленную ранее связь между предметами, то с лёгкостью назовёт все недостающие картинки.
Широта кругозора, мышление
1. Какое животное больше лошадь или собака?
2. Утром мы завтракаем, а днем …..
правильный ответ - обедаем
3. Небо голубое, а трава …..
4. Персики, груши, яблоки, бананы – что это?
5. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
Подсказка для родителей.
правильный ответ – чтобы успели остановится автомобили, поезд не столкнулся с ними, никто не пострадал.
6. Днем светло, а ночью …..?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Одесса? (назвать любые города)
8. Что наступает после ночи?
9. Детеныш коровы - это теленок, детеныш собаки- это…., детеныш овцы- это…
10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
Подсказка для родителей:
правильный ответ: на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы один признак подобия)
11. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Подсказка для родителей:
названо не менее двух общих признаков.
Это инструменты, они сделаны из дерева и железа, у них есть рукоятки.
12. Чем похожи друг на друг кошка и белка?
Подсказка для родителей:
названо не менее двух общих признаков.
Это животные, у них 4 лапы, них есть хвосты, мех, они могут лазить по деревьям.
13. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…..
14. Какие ты знаешь транспортные средства?
три наземных транспортных средства, одно воздушное и одно водное.
15. Чем отличается старый человек от молодого?
Подсказка для родителей:
назван хотя бы один характерный признак (например, седые волосы).
16. Почему на письмо (конверт) нужно наклеивать марку?
Подсказка для родителей:
так платят за пересылку этого письма