Теоретические основы пенитенциарной социальной работы




Реферат

по дисциплине «Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях»

 

Выполнил: студент

Группы 3 ПиСП (3,6)

Корнеев Алексей Александрович

_______________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

Максимов Андрей Сергеевич,

К.п.н., ст. преп.

 

Оценка ________________

 

«___» _______________ 20___г.

 

_______________________

(подпись)

Омск, 2017

 

Теоретические основы пенитенциарной социальной работы

Прежде, чем рассматривать категориальный аппарат социальной работы, необходимо дать общий анализ пенитенциарной системы. Федеральная служба исполнения наказаний является центральным управляющим органом российской пенитенциарной системы, осуществляющим руководство учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы. Помимо этого уголовно-исполнительная система исполняет наказание в виде ограничения свободы, а также смертной казни (с августа 1996 года действует мораторий на исполнение данного вида наказания).

В структуру уголовно-исполнительной системы входят также уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и следственные изоляторы для содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

По состоянию на 1 декабря 2007 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 888,2 тыс. человек, в том числе в 766 исправительных колониях - 719,6 тыс., 216 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 160 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов - 157,7 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 10,7 тыс. человек. В учреждениях содержится 64,1 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 11 домов ребенка, в которых проживает 721 ребенок.

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 57 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав уголовно-исполнительной системы входят также 2445 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 597,1 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Производственный потенциал УИС составляют 602 предприятия исправительных учреждений (в настоящее время 549 предприятий находятся в стадии ликвидации, на их базе создаются центры трудовой адаптации, производственные мастерские), 243 центра трудовой адаптации осужденных, 19 лечебно-, 17 учебно-производственных мастерских.

При исправительных и воспитательных колониях функционирует 300 вечерних общеобразовательных школы и 364 учебно-консультационных пункта, 338 профессионально-технических училищ, действуют 436 церквей, 741 молитвенная комната.

Штатная численность персонала исправительных учреждений составляет 355,3 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников - 253,9 тыс. человек.

Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

В составе уголовно-исправительной системы действуют 5 высших учебных заведений (с 7 филиалами), в том числе Академия права и управления Минюста России, 2 юридических колледжа, 1 средняя специальная школа, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий с филиалами в городах Иваново, Владимир, Челябинск, 2 кадетские школы-интерната: «Московский кадетский корпус юстиции» и «Симбирский кадетский корпус юстиции».

 

Структура социально пенитациароной работы на основе реабилитации несовершеннолетних.

 

Важнейшим компонентом любой системы научного знания является конкретный аппарат науки, представляющий собой совокупность принятых ею понятий, категорий и терминов, которые в лаконичной обобщенной форме выражают сущность изучаемого в его взаимосвязях явления. Единообразие в понимании этих базовых элементов науки и социальной практики позволяет раскрыть структурно-логические связи между явлениями и процессами, определить тенденции развития и пути оптимизации деятельности. Наиболее важные, ключевые понятия, составляющие основу понятийного аппарата называются категориями. Новизна, сложность, многообразие, многоаспектность, изменчивость, неоднозначность явлений и процессов, отражаемых категориями социальной работы влечет многообразие их классификаций, различие интерпретаций, либо отсутствие последних.

Недостаточная изученность такой специфически-специальной отрасли научно-практических знаний, как пенитенциарная социальная работа затрудняет выделение ее собственного понятийного аппарата. Некоторые из общепринятых понятий социальной работы в ее пенитенциарной отрасли утрачивают свою категориальную важность (например, социальное, социализация, семейный конфликт, меценатство, психосоциальная работа, социальные сети и т.д.), другие – в соединении с понятием «осужденный» приобретают значительную смысловую особенность (пенитенциарная трудная жизненная ситуация, социальная реабилитация осужденных, социальное обслуживание осужденных, социальная служба уголовно-исполнительной системы), третьи – становятся основными категориями. К числу последних необходимо отнести такие, как социальная помощь осужденным. Это система разносторонних социальных мер в виде содействия, поддержки, консультирования, иных услуг, оказываемых социальной службой исправительных учреждений и/или иными субъектами деятельности осужденным и их группам для преодоления трудных жизненных ситуаций и позитивного личностного развития в процессе исправления и ресоциализации.

Социальная поддержка лиц, содержащихся в исправительных учреждениях – специальная система мер, направленная на подкрепление, сохранение, либо восстановление условий жизнедеятельности наиболее «слабых» осужденных и их групп риска, испытывающих вследствие этой слабости особые, отличные от других объективного или субъективного свойства нужды, затрудняющие нормальное содержание в исправительных учреждениях, подготовку к жизни на свободе и постпенитенциарную реабилитацию.

Социальная защита осужденных – система общих мероприятий, осуществляемых администрацией исправительных учреждений, иными субъектами пенитенциарной социальной работы, представителями государственных органов, неправительственных организаций по обеспечению предусмотренных законом прав, свобод и интересов лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Они включают в себя социальное обеспечение (социальное обслуживание, получение на общих основаниях пенсий, социальных пособий, льгот и других выплат), социальное страхование (медицинское, личное, имущественное и т.д.), поддержку. Эти меры должны быть законными и минимально достаточны для удовлетворения базовых потребностей осужденного, поддержания его жизнеобеспечения и деятельности.

Ресоциализация осужденных – комплексная система и результат социальной помощи, поддержки, защиты и педагогически целесообразного воздействия на конкретную личность в целях ее подготовки к жизни на свободе и формирования готовности удовлетворять свои потребности, интересы, права некриминальным способом (задача – минимум) и полноценно функционировать в обществе (задача – максимум). Основу процесса ресоциализации составляют восстановление, сохранение, формирование социально и личностно полезных связей и отношений осужденного, оздоровление его микросреды, включение в различные виды позитивной деятельности, в том числе разрешение собственных проблем и самосовершенствование на всех этапах лишения свободы. Будучи одной из задач (подцелей) уголовного наказания, ресоциализация тесно связана с такими понятиями, как подготовка осужденных к жизни на свободе, их исправление и социальная реабилитация.

Социальная реабилитация осужденных – процесс восстановления социальных функций, ролей, статуса лиц, лишенных свободы, утраченных ими в связи с совершением преступления, осуждением и отбыванием наказания в специфических условиях изоляции и законного ограничения в некоторых правах и свободах. Эта многоплановая работа начинается в исправительном учреждении и продолжается в постпенитенциарный период до тех пор, пока не будет восстановлена способность индивида к полноценному социальному функционированию. Ее эффективность достигается всем комплексом реабилитационных мер: медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, собственно социальных.

Пенитенциарная трудная жизненная ситуация – разновидность социальной ситуации, характеризующаяся совокупностью сложных социальных проблем личности, являющихся детерминантами криминального поведения, а также дополнительных трудноразрешимых обстоятельств, обусловленных отбыванием наказания в местах лишения свободы. Социальная работа с осужденными профессионально направлена на преодоление этих проблем и позитивное личностное развитие.

Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности:

- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;

- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

- адаптации или реадаптации в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».

Следовательно, цель пенитенциарной социальной работы состоит в превенции ухудшения ситуации, сложившейся у конкретного осужденного и их групп, разрешении социальных проблем, актуализации личностного потенциала по преодолению имеющихся и перспективных трудностей или, по крайней мере, в фасилитации (облегчении) субъективного переживания человека, изменении отношения к неразрешенным проблемам и ситуациям в период лишения свободы. Главное при этом – содействие реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания – исправлению осужденного. В каждой конкретной ситуации на личностном уровне с учетом специфики проблем и индивидуальных характеристик осужденного общие цели социальной работы персонифицируются.

Пенитенциарная социальная работа не является самоцелью. Этот специфический по содержанию, специально организуемый и управляемый вид комплексной (многоаспектной) деятельности выступает одним из основных средств достижения главной цели исправительных учреждений – исправления и ресоциализации осужденных. Она выполняет ряд функций. К содержательным функциям социальной работы с осужденными относятся: исправительная (социально-педагогическая). В ходе ее реализации сотрудник выявляет личностные достоинства и недостатки, интересы и потребности, реализует систему педагогически обоснованных мер по устранению деформаций, содействуют интеллектуальному, духовному, физическому развитию и самореализации в различных видах образовательной, производственной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, коммуникативной деятельности, художественном творчестве.

Охранно-защитная (предупредительно-профилактическая) – обеспечивает условия для жизнедеятельности осужденных, контроль, надзор, охрану их прав, законных интересов и потребностей, предупреждает негативное развитие личностных трудных жизненных ситуаций, деструктивные процессы в среде осужденных.

Психологическая – в процессе реализации, которой специалист выявляет психологические особенности личности, общности, среды, криминогенные детерминанты, а также помогает, консультирует, корректирует межличностные отношения, морально-психологический климат, отношение к трудным жизненным ситуациям и готовность их преодолевать самостоятельно.

Социально-медицинская – направлена на содействие организации работы по сохранению здоровья, созданию условий для его защиты, профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни.

Социально-бытовая – предполагает содействие созданию бытовых условий содержания в местах лишения свободы, соответствующих требованиям уголовно-исполнительного законодательства.

Ресоциализирующая – ее реализация обеспечивает в период исполнения наказания комплексную подготовку осужденных к жизни на свободе путем личностного развития, сохранения и развития социальных связей, преодоления социальных проблем и трудностей.

Реабилитационная (реадаптационная) – направлена на содействие в оказании конкретных видов помощи, защиты, поддержки лиц, освободившихся из ИУ, на первых этапах жизни на свободе, восстановление нормального социального функционирования.

Для осуществления эффективной пенитенциарной социальной работы необходимо управление ею. К управленческим функциям относятся:

Диагностическая (информационно-обеспечивающая) – состоит в выявлении причин (факторов – детерминант), приведших к трудной жизненной ситуации, совершению уголовного преступления, осуждению и содержанию в местах лишения свободы, условий, обстоятельств и причин появления новых пенитенциарно социальных проблем, определении степени их влияния на осужденного, а также иных особенностей конкретной личности, общности, среды исправительных учреждений.

Прогностическая – на основе изучения и оценки предполагаются различные варианты позитивного или негативного развития трудной жизненной ситуации, а также определяются возможные перспективы осужденного и общностей.

Программирования и планирования – принятие одного из решений, выработка программы ресоциализации и плана действий (совместное с осужденными определение целей, задач будущей работы, методов, средств, форм и этапов деятельности), формирование обстановки доверия осужденных и специалистов социальной службы, разъяснение, обсуждение, согласование, оформление и утверждение документов с обязательным участием самого осужденного, других заинтересованных в его судьбе лиц.

Организационно-исполнительская – обучение-инструктаж, консультирование, организация конкретных действий, помощь, поддержка, стимулирование, коррекция, организация общения, общественно полезных видов деятельности, обеспечение взаимодействия осужденных, специалистов, координация сотрудничества, контроль и оценка результативности отдельных действий и этапов работы.

Следовательно, социальная работа с осужденными как вид деятельности должна соответствовать таким признакам, как аналитико-прогностический, активно-преобразующий, воспитательно-формирующий, психологически развивающий, превентивный (при необходимости – коррекционный), реабилитационно-ресоциализирующий характер.

Теоретические основы социальной работы с осужденными отражают современный уровень научно-практического познания этого сложного феномена. В дальнейшем они несомненно будут изучаться, учитываться, дополняться.

Диагностика социальных проблем исправительных учреждениях осуществляется прежде всего традиционным набором методов конкретных социологических и социально-психологических исследований: метод анализа документов (контент-анализ), наблюдение, включая аудиовизуальную симптоматику, интервьюирование руководителей исправительных учреждений и других сотрудников, анкетирование осужденных, метод социометрии и др.

С помощью перечисленных методов и исходя из основных задач, стоящих перед социальной службой исправительных учреждений, специалисты по социальной работе выясняют наличие и уровень злободневности следующих социальных проблем в конкретном исправительном учреждении:

1) удовлетворение осужденных питанием в столовой, в магазине при исправительном учреждении (стоимость питания в сутки, наличие продуктового ассортимента в магазине, количество денег, затрачиваемых осужденными на продукты питания, количество продуктовых посылок от родственников и благотворительных организаций);

2) соблюдение в данном исправительном учреждении санитарных норм размещения осужденных в соответствии с существующими нормативами (спальные место, туалеты, количество помывочных мест в бане и т.п.);

3) соблюдение санитарной гигиены осужденными (чистота в жилых и производственных помещениях, чистота одежды, свежесть воздуха, работа медсанчасти и т.д.);

4) соблюдение личной безопасности осужденных (случаи насилия по отношению к отдельным осужденным со стороны представителей администрации и других осужденных, меры профилактики насилия в исправительном учреждении);

5) удовлетворение культурных потребностей осужденных (наличие библиотеки и количество, тематическая структура книг в ней, наличие школы и возможность обучения, количество обучающихся и отношение к учебе);

6) удовлетворение потребности в общении, досуг осужденных (наиболее типичные формы проведения досуга, возможности для рационального, развивающего досуга, общение с родственниками, с представителями общественных организаций, шефскими организациями);

7) оказание правовой помощи осужденным (возможность правовой консультации, обращения за помощью к адвокату, юристу, наличие правовой литературы в библиотеке исправительного учреждения);

8) соблюдение законности сотрудниками исправительного учреждения, анализ жалоб осужденных прокурору по надзору;

9) трудовая занятость осужденных и возможность приобретения новой профессии (анализ трудовой занятости, условия труда осужденных, количество профессий, которые могут получить осужденные в период отбывания уголовного наказания, уровень заработной платы осужденных и т.п.);

10) анализ социально-психологического климата в среде осужденных (наличие конфликтов и характер их разрешения), характер взаимоотношений осужденных и персонала ИУ.

Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов и принятия адекватных решений в различных жизненных ситуациях выдвигают задачу подготовки осужденных к жизни на свободе в ранг приоритетных направлений деятельности социального работника в исправительном учреждении.

Первая группа – это мероприятия, проводимые непосредственно в исправительном учреждении (социальная работа и психологическая подготовка освобождаемых к жизни на свободе).

Вторая группа включает в себя мероприятия, проводимые по предполагаемому месту жительства освобождаемых.

Важное место в социальной работе с осужденными в системе их подготовки к освобождению занимает их психологическая подготовка, основное содержание которой направлено на активное участие осужденных в социально полезной деятельности, на строгое соблюдение правовых норм, на развитие положительных качеств личности.

Подавляющее большинство осужденных освобождается из исправительного учреждения по отбытию срока наказания, либо условно-досрочно. Они из условий лишения свободы сразу попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на психику освобожденных экстремальное воздействие. Для того чтобы облегчить осужденному переход из условий в специфической среде преступников в исправительном учреждении к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению тех вопросов, с которыми ему придется встречаться.

Социальная работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание.

Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников исправительного учреждения по активизации таких нравственных качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и в трудовом коллективе. Она должна быть направлена на «приведение в готовность» положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, в формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача – оказать помощь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.

Практическая подготовка включает в себя приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности.

Успешность социальной адаптации осужденных после освобождения, прямо связанна с возможностью включения освобожденного в трудовые отношения, с возможностью обучения бывшего осужденного по востребованным на рынке труда специальностям, с перспективой восстановления либо создания здоровых семейных отношений, с включением его в правопослушную социальную среду.

 

 

Социальная работа должна помогать человеку развиваться как личности с высокими гуманистическими ценностями и не должна осуществляться путем ломки личности и нарушения гуманистических ценностей. Подлинная социальность, как определенный тип и степень развития социального сознания, поведения и активности в обществе возможна только при отношении к себе и другим людям как к личности, при уважении их индивидуальности, свободы и ответственности. Таким образом, личностно-гуманистический подход определяет границы содержания и методов социальной работы, выход за пределы которых ведет к деструкции и деформации человека и общества.

Требование системности и преемственности в организации социальной работы с осужденными обуславливает создание службы специализированной постпенитенциарной реабилитации граждан, освободившихся из исправительных учреждений. Необходимость реализации индивидуального и дифференцированного подхода предопределяет как перспективу определение, апробацию и распространено основных методик социальной работы с наиболее уязвимыми категориями осужденных, технологией оздоровления среды осужденных, реанимации семейных и иных социальных связей, а также актуализации личностного ресурса самих осужденных в преодолении сложившихся обстоятельств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: