Наружный осмотр батареи.




При каждой приемке тепловоза производят наружный осмотр батареи. На поверхности банок, клеммах и соединительных перемычках не должно быть пролитого или выброшенного при кипении электролита, грязи, пыли, отложений солей и окислов. Смоченные электролитом и загрязненные поверхности банок и ящиков служат проводниками для саморазряда элементов или утечек тока на корпус. Недопустима закупорка солями вентиляционных каналов в пробках. Наличие и уровень электролита в банках при необходимости определяют с помощью мерной стеклянной трубки с внутренним диаметром 7—8 мм (рис. 29). Нормально уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше защитной сетки пластин. Особенно тщательно следует контролировать плотность крепления и целость перемычек и выводных кабелей. Ослабшие контактные соединения искрят при включении нагрузки на батарею (особенно в период запуска дизеля) и создают угрозу взрыва гремучего газа в банках или отсеке батареи. В случае взрыва банок, как правило, обрывается цепь батареи и при неработающем дизеле снимается питание со всех низковольтных цепей секции тепловоза. Причиной взрыва банок могут быть также наружные короткие замыкания элементов.

В необходимых случаях, при подозрении на неисправность отдельных банок или утечку электролита, машинист по прибытии в депо требует проверки состояния отдельных элементов или величины сопротивления изоляции батареи. Определение работоспособности отдельных банок производится аккумуляторщиками с помощью нагрузочной вилки (аккумуляторного пробника) типа НВ (рис. 30).

Рис. 30. Нагрузочная вилка:

а —вилка с вольтметром; б —компоновка прибора вместе с нагрузочным сопротивлением; в—схема включения вилки при проверке напряжений элементов

 

Нагрузочная вилка состоит из двух ножек 1 с контактными штырями, к которым подсоединен вольтметр 2 с двусторонней шкалой 3-0-3 в. Параллельно вольтметру включено небольшое нагрузочное сопротивление 3.

При проверке элементов батареи ножки нагрузочной вилки плотно прижимают к положительной и отрицательной клеммам банки. Учитывая, что элемент при проверке разряжается большим током, не следует включать вилку более 5 сек. Заливочные отверстия проверяемых банок должны быть закрыты. Считается непригодным к эксплуатации элемент, напряжение которого под нагрузкой быстро садится ниже 1,7 в. В сульфатированных элементах при проверке наблюдается снижение напряжения до 1 в. С помощью нагрузочной вилки по изменению направления отклонения стрелки вольтметра можно установить и переполюсовку отдельных элементов.

Ухудшение изоляции батареи вызывается утечкой и скоплением электролита в отсеке батареи, плохой вентиляцией отсека, касанием межэлементных соединений к стенкам ящиков, наличием пролитого электролита, загрязнений и посторонних предметов на крышках банок и др. Значительное снижение сопротивления изоляции является причиной самопроизвольной разрядки батареи при неработающем дизеле.

Допускают в эксплуатации сопротивление изоляции батареи не менее 15 000 Ом.

Выявленные в оборотном депо или в пути следования элементы, потерявшие заряд, короткозамкнутые, с утечками электролита, а также поврежденные в результате взрыва или других причин, выключают из цепи батареи. Отключение выполняют обходом неисправного элемента с помощью перемычки и с сохранением последовательной цепи остальных элементов (рис. 31).

 

Рис. 31. Схема отключения неисправного элемента аккумуляторных

батарей

 

Если указанные выше неисправности или общая недопустимая разрядка батареи обнаружены при приемке тепловоза в основном депо, выезжать под поезд без восстановления заряда батареи или замены ящика с поврежденным элементом нельзя.

В отдельных случаях разрешают оставлять в эксплуатации до первого ремонта батарею с отключением не более двух элементов.

Внешние неисправности и загрязнения батареи, обнаруженные при осмотре, устраняют силами локомотивной бригады с выключением рубильника батареи.

Подтеки и брызги электролита с крышек банок, ящиков, перемычек и клемм удаляют чистой тряпкой, смоченной 10%-ным раствором двууглекислой соды. Затем эти части протирают насухо. При протирании частей батареи с целью удаления электролита, загрязнений или инея необходимо не допускать попадания раствора соды, грязи, сора, ржавчины внутрь банок через заливочные отверстия. При очистке батареи все пробки должны находиться на местах. Затем пробки снимают для очистки вентиляционных каналов в них.

Отложение окислов в виде кристалликов белого или синеватого цвета на клеммах и перемычках снимают чистой, сухой салфеткой при отвернутых гайках зажимов.

Для очистки поверхности батареи недопустимо применение бензина.

Изогнутые и смятые перемычки, касающиеся ящиков или банок, необходимо выправить и туго закрепить. В ослабших гайках клемм перед креплением проверяют состояние контактных поверхностей.

Подгоревшие места соприкосновения перемычек, гаек, клемм зачищают ножом и слегка смазывают вазелином. Крепление клемм выполняют с помощью торцового ключа.

При пониженном уровне электролита во многих банках вследствие испарения при зарядке (особенно в жаркое время года) в батарею доливают дистиллированную воду, принесенную на тепловоз в стеклянной посуде. Пополнение электролита производят до уровня на 15—20 мм выше защитной сетки. При переполнении банок электролит в процессе зарядки и нагрева может вылиться на поверхность батареи.

Контрольные вопросы:

1. Как практически определяют нормальное напряжение батареи?

2. Что является признаком значительной разрядки батареи?

3. Что нужно сделать перед выполнением осмотра батареи?

4. Каким инструментом или приспособлением проверяют плотность крепления перемычек, потерю контакта и обрыв цепи?

5. По какому признаку выявляют короткозамкнутые элементы кислотной батареи?

6. Приведите примеры неправильных приемов использования исправной батареи, которые вызывают резкое снижение её емкости?

7. После чего делают вывод о непригодности электролита

 

 

IV. Домашнее задание:

Проработать текст С.П. Присяжнюк Управление тепловозом и его обслуживание стр. 166- 172.

Ответить на контрольные вопросы. Фото вопросов с ответами на вопросы отправить сообщением в группе в Вконтакте https://vk.com/club194189853

( Гр.46 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе

Литература:

1. С.П. Присяжнюк Управление тепловозом, М.Транспорт,1987. 312с.;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: