Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
Ломоносовского района Ленинградской области
Межрегиональный сетевой проект
Паспорт проекта
Наименование проекта | Межрегиональный сетевой проект (далее- Проект) |
Основания для разработки | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. (статья 15) Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Инициатор проекта Творческая группа МДОУ №4, протокол №1 от 12.03.2022 г |
Разработчики проекта | Линецкая А.Д – заведующий МДОУ №4 Ивлиева Д.С. – заместитель заведующего по воспитательной работе Сергеева В.В.- заместитель заведующего по воспитательной работе Творческая группа: Куманцева А.В. – музыкальный руководитель, Вячистая Е.В. – воспитатель, Дорохова М.А. – воспитатель, Омарова А.С. – воспитатель, Миникаева Е.С.-воспитатель, Филиппова Е.Г.- воспитатель, Галченко В.А. – воспитатель, Смирнова Е.А. – воспитатель. |
Цель, задачи проекта | Цель: обогащение информационно-образовательной среды воспитанников МДОУ «Детского сада №4» через сетевое взаимодействие с ДОУ других регионов России. Задачи: - создать эффективную модель сетевого взаимодействия на основе современных технологий для обмена педагогическими находками, идеями, способами деятельности; - создать условия для позитивного изменения МДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями; - развивать у всех участников образовательных отношений коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к общению, готовность к сотрудничеству и самореализации; - стимулировать у дошкольников развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой и большой Родины; - расширять условия для обеспечения доступности качественного воспитания и обучения дошкольников с разными потребностями и возможностями. |
Направление проекта | 1. Информационно-коммуникативное – телемост «Мы вместе» 2. Познавательно-ознакомительное – «В мире профессий» (погружение в инновационную деятельность «Ранняя профориентация», «Инженерный детский сад») 3. Творческо-досуговое – (взаимодействие с ДОУ разных регионов в рамках «Клуба выходного дня») 4. Методическое пространство всех направлений |
Сроки и этапы реализации проекта | 1 этап с 01.09. 2022 по 31.10.2022 подготовительно-проектировочный – диагностика имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации. 2 этап с 01.11.2022 по 28.04.2023 содержательно – деятельностный – апробация и внедрение новшеств и преобразований в систему управленческой деятельности и образовательного процесса МДОУ. Начало выполнения проекта. 3 этап с 1.05.2023 по 25.06.2023 рефлексивно-обобщающий – подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Проекта. |
Ожидаемый конечный результат | 1. Создание системы взаимодействия МДОУ «Детский сад №4» с ДОУ России на основе договоров и совместных планов работы; 2. Позитивная социализация дошкольников; 3. Развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 4. Обеспечение 100% воспитанников качественным дошкольным образованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО; 5. Увеличение доли педагогов и специалистов, прошедших аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию до 90%; 6. Увеличение количества воспитанников участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, ставших призерами и победителями до 75%; 7. Повышение результатов рейтингования МДОУ. |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий МДОУ, заместители заведующего по ВР; мониторинг реализации проекта осуществляется творческой группой МДОУ. Результаты мониторинга представляются на сайте МДОУ – https://dou4.lmn.su/ |
|
|
I. Блок целеполагания
Ключевая проектная идея - создать условия для межрегионального сетевого взаимодействия — как открытого, креативного и многосубъектного процесса педагогической реальности. «Под сетевым взаимодействием мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования». Дошкольные образовательные учреждения информационно обмениваются друг с другом ресурсами (находками, идеями, способами деятельности). То есть обмениваются именно тем, что составляет дошкольную уникальность. Участники этого взаимодействия оказываются в равных партнерских отношениях, когда происходит не односторонний процесс научения одних другими, а именно диалог, когда разные участники в равной степени оказываются нужны друг другу. Основным является деятельностный контакт, каждый участник взаимодействия предъявляет некий индивидуальный субъектный ресурс, и из взаимодействия этих ресурсов рождается некоторое новое системное качество, которого в принципе не существовало до момента этого взаимодействия.
|
Сеть носит принципиально открытый характер: это значит, что любое ДОУ входит или выходит из сети исключительно по собственной инициативе и не согласовывает ни с кем специально вхождение, пребывание или выход из сети.
Сеть не «конструируется» заранее — заранее конструируются только организационные условия существования сети. Что же касается самой сети, то она является своего рода живым организмом и живет она по законам живого организма. Новое направление — это завязывание нового сетевого узла и, следовательно, потенциальная точка содержательного роста. И именно потому сеть принципиально открыта к развитию — к возникновению феноменов и эффектов, про которые ничего нельзя сказать заранее.
Содержание сетевого взаимодействия развивается по принципу ветвящегося дерева. Смысл сетевого контакта — в актуализации креативного ресурса ДОУ, как средства повышения качества образования дошкольников.
Актуальность проекта.
Модернизация системы дошкольного образования способствует перестройке деятельности дошкольных образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с обучающимися, новую модель, позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого школьника. Актуальность проекта обусловлена несколькими важными аспектами.
Во-первых, в системе дошкольного образования существенные изменения стратегиии тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Во-вторых, требования ФГОС дошкольного образования влечет разработку новых программ, инновационных форм и технологий работы с детьми. Для того чтобы успешно решать поставленные перед системой дошкольного образования задачи, детский сад должен быть открытой социально - педагогической системой.
В-третьих, реализация проекта имеет большое значение для воспитанников ДОУ: современная образовательная политика направлена на исполнение стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития. Также работа по инновационной деятельности предполагает пополнение багажа и систематизацию знаний дошкольников о профессиях, расширение кругозора. В связи с вариативностью различных видов профессий и их отношению к определенному региону становиться возможным получить интересующую информацию в различных видах (фото и видеоматериал, экспонаты для музея профессий).
В-четвертых, реализация проекта, безусловно, важна для педагога: разработанный ФГОС дошкольного образования поставил перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы повышения социального качества дошкольного образования.
В-пятых, в связи с введением нового содержания и организационных механизмов в систему работы ДОУ методическая служба изменяет направления деятельности и структуру методической системы ДОУ. Основная идея при изменении – это объединение в методической системе современных принципов управления образовательным процессом, взаимодействие временной творческой группы с методической службой на основе результатов деятельности, содержания педагогической информации, полученной в ходе мониторинга образовательного процесса.
В-шестых, компьютерные технологии незаметно и кардинально меняют среду нашего общения и профессиональной деятельности, формируют поле новой информационной культуры, определяют формы и способы взаимодействия и получения результатов. Сетевой проект организованный на основе компьютерной телекоммуникации, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего значимого результата. Возможность общения с коллегами из разных городов России позволит вырабатывать общие подходы к организации образовательных процессов совместно генерировать и обсуждать идеи и методики.
В-седьмых, современные дети и их родители считают, что почта и бумажные письма — это уже прошлое.Многие даже не знают, что сегодня тоже можно отправлять бумажные письма! Они-то родились и выросли в совершенно другой, цифровой, реальности. Проект поддерживает и поощряет забытые традиции людей, такие как, отправка почтовых писем, открыток, посылок. Это способствует возражению культуры быт, общения человека.
II. Содержание проекта
1.Заинтересованные стороны, участники проекта:
§ воспитанники дошкольных образовательных учреждений;
§ родители (законные представители) воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
§ педагогические и руководящие работники ДОУ;
2.Условия реализации проекта:
§ заинтересованность администрации и педагогических работников как МДОУ «Детский сад №4» так и ДОУ разных регионов России;
§ наличие достаточного уровня у педагогов владением регионального (краеведческого) материала, материала по ранней профориентации дошкольников, технологиями развивающего обучения;
§ достаточный уровень оснащения проекта средствами ИКТ (наличие необходимого программного обеспечения).
Важным условием функционирования сетевого взаимодействия является общее информационное пространство, виртуальный методический кабинет, интернет-сайты субъектов сетевого взаимодействия образовательного процесса, позволяющие:
§ предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети;
§ иметь информацию о деятельности других участников сети;
§ создавать собственные каналы информации;
§ становиться частью других информационных каналов.
3.Ожидаемые продукты сетевого взаимодействия являютсяметодические материалы: методические разработки (конспекты, проекты, программы), материалы и видеозаписи образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, собранные материалы альбомы, контрольно-измерительные материалы, листы оценки образовательных достижений и т.д. по программе ранней профориентации детей дошкольного возраста. Продукты сетевого взаимодействия будут использоваться для проведения семинаров, мастер-классов, практикумов, дискуссий по разрабатываемой проблеме и участие в вебинарах, конференциях, конкурсах.
4. Ожидаемые результаты (количественные и качественные): ключевым результатом сетевого взаимодействия будет являться само сетевое взаимодействие, его обширность и рождающаяся в процессе этого взаимодействия содержательная глубина, количество завязывающихся (рождающихся) в процессе этого взаимодействия новых содержательных узлов как новых точек содержательного развития и расширения сети.
Первоначальное содержание направлений межрегионального сетевого проекта предположительно дадут следующие результаты:
для воспитанников:
§ применение полученных знаний и умений в процессе выполнения различных видов деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.);
§ результаты в области устной и диалогической речи и другие;
§ реализация творческого потенциала воспитанников, развитие коммуникативных навыков, повышение мотивации к изучению своего края, малой и большой Родины;
§ формирование информационных компетенций и умений понимать себя, других, взрослых;
§ формирование интереса и желания к изучению профессий, ранней профориентации;
§ формирование активной жизненной позиции;
для родителей:
§ приобретение дополнительной возможности развития личности своих детей;
§ развитие и укрепление контактов с МДОУ;
§ обогащение внутрисемейных отношений;
для образовательной организации:
§ работа по инновационной деятельности «Ранняя профориентация дошкольников» - «Инженерный детский сад»
§ расширение спектра реализации национально-регионального компонента;
§ накопление опыта работы по формированию всех компетенций дошкольников;
§ активизация внедрения в образовательную практику современных средств и технологий обучения;
§ повышение уровня профессионализма педагогических и руководящих работников;
§ повышение доли педагогов, использующих ИКТ в образовательном процессе для различных категорий воспитанников до 50%;
§ повышение рейтинга на муниципальном и региональном уровнях.
5. Преимущества сетевого взаимодействия в рамках проекта:
§ все ресурсные возможности МДОУ расширяются до масштабов сети;
§ МДОУ получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые проекты и новые контексты, пути взаимодействия;
§ МДОУ получает реальные основания для социального позиционирования в сфере своей деятельности и, более того, сеть предоставляет разнообразные ресурсы и средства для такого позиционирования, для продвижения разработок и т.п.;
§ участники сети включаются в систематический мониторинг, который позволяет не только получить общую картину по своему учреждению, но и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими.
6. Новизна проекта:
§ каждое образовательное учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает свои собственные возможности;
§ за счет сетевого взаимодействия предоставляется возможность получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальную траекторию развития;
§ обмен опытом учреждений, включенных в сеть, будет способствовать повышению качества образования в целом.
7.Ожидаемые внешние эффекты
Предполагается, что реализуемый проект обеспечит наличие внешних эффектов, в частности:
§ успешная социализация воспитанников МДОУ;
§ повышение уровня дошкольного образования;
§ повышение рейтинга образовательной организации.
8.Алгоритм реализации проекта по этапам
Первый этап. Подготовительно-проектировочный (с 1.09. 2022 по 31.10.2022 г.)
Содержание деятельности:
§ Анализ проблемной ситуации, определение проектной идеи.
§ Изучение теоретической базы и практического опыта реализации проектной идеи.
§ Выявление ресурсных и организационных условий, возможностей МДОУ по реализации проектной идеи.
§ Формирование пакета нормативной, программной, методической документации по реализации проектной идеи.
§ Разработка плана для реализации проектной идеи.
§ Повышение компетентности педагогов проекта в вопросах реализации проектной идеи согласно определенному им функционалу.
§ Приобретение необходимой научно-методической, учебной литературы, технического и программного оснащения.
Прогнозируемые продукты:
§ Проект и план мероприятий по его реализации.
Второй этап. Содержательно-деятельностный (с 01.11.2022 по 28.04.2023)
Содержание деятельности:
§ Создание среды и условий для реализации проекта по тематическому направлению.
§ Разработка способов налаживания контактов с ДОУ разных регионов России, пожелавших участвовать в проекте.
§ Непосредственная организация сетевого взаимодействия, реализация основных мероприятий проекта.
§ Презентация опыта воспитанников через заинтересованное участие в различных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах и пр.)
§ Участие педагогов в различных профессиональных мероприятиях, повышающих уровень профессиональной компетентности: конференциях, конкурсах, фестивалях и др.
§ Участие педагогов в мероприятиях по презентации промежуточных результатов и опыта реализации проекта.
§ Проведение мониторинговых и диагностических исследований, направленных на получение промежуточной оценки изменений, произошедших с момента начала реализации проекта.
Прогнозируемые продукты:
§ Модель сети, сетевого взаимодействия;
§ Сбор и тиражирование материалов сетевого сборника «Мир профессий»;
§ Сценарии телемостов, занятий, мероприятий;
§ Система контроля эффективности реализации проекта.
Третий этап. Рефлексивно-обобщающий (с 01.05.2023 по 25.06.2023).
Содержание деятельности:
§ Анализ реализации проекта на методическом совете МДОУ (с выявлением проблем и оценкой изменений).
§ Презентация результатов реализации проекта в рамках муниципальных мероприятий.
§ Диссеминация опыта работы по реализации проекта, деятельности в формате ФГОС дошкольного образования: участие в конкурсных мероприятиях, публикации статей и сборников на муниципальном и региональном, всероссийском, международном уровнях.
Прогнозируемые продукты:
§ Кейс с материалами обобщённого педагогического и управленческого опыта (методические рекомендации, сборники дидактических материалов и т.п.) по реализации проектной идеи.
§ Другие продукты, которые не были запланированы.
Система основных проектных мероприятий представлена в приложение 1 к настоящему проекту.
9. Ресурсное обеспечение проекта
9.1. Кадровое обеспечение
№ | ФИО | Должность | Функционал в проекте |
Линецкая А.Д. | Заведующий МДОУ | Руководство проектом. Подбор и расстановка кадров. Обеспечение материально-технической базы проекта. Контроль над реализацией проекта | |
Ивлиева Д.С. Сергеева В.В. | Заместители заведующего по ВР | Организационная, контролирующая, координационная, аналитическая. Составление плана, расписание встреч, деловых контактов. Методическое сопровождение деятельности педагогов и специалистов. | |
Вячистая Е.В. | Воспитатели - Творческая группа | Разработка и реализация сценариев телемостов, встреч, мероприятий. Информационная составляющая педагогических методов и приёмов, технологий. Обеспечение качества с учётом возможностей, способностей и интересов воспитанников, мониторинг развития воспитанников | |
Омарова А.С. | |||
Дмитриева Е.В. | |||
Дорохова М.А. | |||
Проскурнина Е.Н. | |||
Филиппова Е.Г. | |||
Миникаева Е.С. | |||
Абабкова Н.А. | |||
Филиппова Е.Г. | |||
Галченко В.А. | |||
Куманцева А.В. | Музыкальный руководитель | ||
Гусева М.С. | Педагог-психолог | Участие в телемостах, и мероприятиях с родительской общественностью. Оказание консультационно-методической помощи, сопровождение педагогов в вопросах по реализации индивидуального плана профессионального развития, участие в мониторинговых и рефлексивных мероприятиях. | |
Родительская общественность | Родители (законные представители) воспитанников | Участие в проекте через работы родительского клуба. Активное участие в реализации образовательного плана своего ребенка |
9.2.Материально-техническое обеспечение проекта
№ | Наименование имеющегося материальнотехнического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и пр.) | Кол-во (ед.) | Планируемый вид использования |
Проектор | Телемост через Скайп программу, семинары – практикумы, различные мероприятия (занятия, театральная и познавательная деятельность, организованная образовательная деятельность сдошкольниками) и др. | ||
Интерактивная доска | |||
Ноутбук | |||
Сеть «Интернет» или точка Wi-fi | |||
Музыкальный центр, микрофон, колонки, иные технические устройства воспроизводящие звук | |||
Видеокамера | |||
Фотоаппарат | |||
Сотовый телефон |
10.Оценка результатов проекта и предполагаемые формы их предъявления.
Результативность проектной деятельности предполагается контролировать на основе:
· мониторинга количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность реализации структурно-содержательных элементов модели проекта;
· мониторинга количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность деятельности и рост профессиональной компетентности педагогов;
· мониторинга эффективности взаимодействия МДОУ с родителями и социальными партнерами в процессе реализации образовательных программ.
Форма представления результатов мониторинга: статистический анализ динамики качества образовательной деятельности дошкольников
11.Оценка рисков и путей их преодоления
Возможные риски:
§ недостаточный уровень профессиональной ИКТ компетентности педагога;
§ отсутствие в ДОУ разных регионов России желающих участвовать в проекте;
§ присутствие определенной доли формализма при осуществлении организации и сопровождения проекта со стороны ответственных педагогов МДОУ;
§ пассивное отношение родителей (законных представителей) к реализации проекта.
Пути преодоления:
§ повышение уровня профессионализма педагога через курсовую подготовку, использование возможностей муниципальной методической сети, наставничество;
§ поиски путей для привлечения к проекту других ДОУ России через официальные сайты, электронную почту, рекламные акции, презентации проекта, социальные сети;
§ систематический контроль над ходом реализации проекта со стороны его заведующего и заместителя заведующего по ВР;
§ привлечение родителей (законных представителей) к реализации проекта через совместные проектные мероприятия, открытые занятия, выставки-демонстрации и презентации продуктов интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.
12.Показатели эффективности реализации проекта
№ | Наименование | Планируемый показатели |
Создание постоянное действующей экспозиции интерактивных студий/зон??? по различным видам профессий. | Не менее 10 | |
Внедрение в образовательную практику современных технологий развития дошкольников | Доля занятий, построенных с их использованием, не менее 10% от общего числа | |
Позитивная динамика мониторинга уровня социальных компетенций воспитанников | Да | |
Количество демонстрационных материалов, творческих работ по проекту, в т.ч. электронных | Банк электронных материалов, оснащение РППС ДОУ, творческие выставки | |
Результативность участия детей в мероприятиях (олимпиадах, конкурсах и др.) | Не менее 5 победителей, призеров | |
Повышение уровня профессионализмапедагогов реализующих проект | Не менее 5 обучающихся на КПК, семинарах | |
Диссеминация педагогом полученного опыта на муниципальном и региональном уровнях | Не менее 2 эпизодов | |
Участие педагогов в различных профессиональных мероприятиях, повышающих уровень профессиональной компетентности: конференциях, конкурсах, фестивалях и др. | Не менее 2 эпизодов | |
Положительные результаты апробации хода реализации проекта перед родительской и педагогической общественностью | Не менее 3 | |
Количество публикаций по реализации проекта на официальном сайте МДОУ, в блогах, СМИ | Систематическая публикация | |
Позитивное отношение родителей (законных представителей) воспитанников к проекту (положительные результаты диагностики: анкетирование, опрос, социологические исследования) | Доля позитивно настроенных респондентов, не менее 80% от общего числа |
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1.Лобок Александр Михайлович, кандидат философских наук, доктор психологических наук Профессор кафедры психологии развития УрГПУ (Екатеринбург) Профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва) «Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название?»
2. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112с.
3. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М., Айрис-пресс, 2008. – 123с.
Приложение № 1 к проекту
Система основных проектных мероприятий с указанием сроков реализации
План реализации проекта
Сроки реализации | Форма | Цель, задачи |
Ноябрь | Встреча -конференция руководителей Проекта в ZOOM | Знакомство, обсуждение перспектив и планов работы, диссеминация и обмен опытом |
Декабрь | Знакомства ДОУ | Использование традиционных форм для межрегионального общения (почтовые письма и открытки), использование современных средств связи – телемост, видео-открытка. |
Декабрь | Видео-презентация ДОУ и группы | Развивать у всех участников воспитательно-образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к общению и к сотрудничеству. |
В течение года | Поздравление с календарными праздниками «Посткроссинг» | Поддержание традиций общества. Сохранение и укрепление использования традиционных средств связи. Поддержка детской инициативы.Привитие интерес к общению с помощью писем, открыток, телеграмм. |
Январь – Апрель | Обмен фото и видео материалами для знакомства с профессиями в разных регионах. | Развитие интереса и уважения к людям разных профессий. Знакомство детей с профессиями различных регионов нашей страны. Развитие творчества и инициативы при создании фото и видео материала. |
Март-Апрель | Проведение экскурсий по мини-экспозициям в ДОУ, местам культурного и природного наследия региона | Получение новых знаний по определённой теме, расширение кругозора.Формированию у воспитанников ДОУ нравственно-патриотических и эстетических чувств, развивает эмоциональную отзывчивость. |
В течение года | Обмен посылками и сувенирами | Сбор материала для оформления игровых зон по профориентации. Сохранение и укрепление использования традиционных средств связи |
Разработка методического материала: конспекты мероприятий, мастер-классы, творческие вечера, сценарии экскурсий, сюжеты фильмов и видеороликов | Формирование банка данных методических материалов. | |
В течении года | Оформление интерактивных мини композиций по различным профессиям, фото выставки, выставки детского творчества, картотеки (видео, игры разных регионов, конспекты мероприятий, мастер-классы) памятные подарки. | Осуществление воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников ДОУ средствами мини-музеев, интерактивных композиций. Стимулирование интереса детей к миру профессий и профессионального самоопределения, продвижения в детской среде ценностей труда, укрепления и развития семейных ценностей и традиций. |
Проведение интегрированных занятий по ознакомлению детей с профессиями, краеведческой направленности, ознакомлению с миром природы нашей страны. | Уточнять, обобщать, систематизировать знания детей о профессиях, исторических и природных ценностях нашей страны. Побуждать к совместной творческой деятельности на основе использования информации.Расширять представление детей о России, как о родной стране, нашем общем большом доме. Продолжать целенаправленную работу по патриотическому, этнокультурному, духовно-нравственному направлениям. | |
Май | Методический час | Определение перспективы развития проекта на след. учебный год, новые формы работы. |