Профессиональная адаптация — это, прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда.
Процесс адаптации нового сотрудника можно разделить на несколько этапов, каждый из которых подразумевает проведение определенных адаптационных мероприятий и применение конкретных инструментов адаптации.
1. До начала работы нового сотрудника в компании.
- Подготовить рабочее место. (необходимо заранее подготовить инструменты, которые потребуются ему для работы, рабочее место: стол, стул, компьютер, другую технику.)
- Выдать книгу должностных инструкций
- Определить наставника. Включить сотрудника в группы на обучение в рамках корпоративного учебного центра, если в этом есть необходимость.
- Подготовить Комплект новичка.
- Направить сотрудника на медицинский осмотр, если это является обязательным условием трудоустройства специалиста..
- Проинформировать коллектив о новом сотруднике.
- Предложить кандидату на должность руководителя познакомиться с коллективом до выхода на работу.
2. Вводный: первый день сотрудника в компании.
a) Оформить его в отделе кадров, ознакомить с положениями, должностной инструкцией, локальными нормативными актами. Предоставить необходимые документы (правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор).
b) Провести ознакомительную беседу с новичком, ключевые моменты обсуждения: Инструктаж по ТБ, оплата труда, премии и бонусы, условия переработок, условия изменения оплаты, рабочий график, отпуска, больничные и д.р)
c) Вручить «книгу сотрудника», «комплект новичка», последние выпуски корпоративной газеты.
d) Познакомить нового сотрудника с коллегами, провести экскурсию по подразделению.
e) Организовать беседу с руководителем и/или наставником. Разъяснить план вхождения в должность.
f) Обеспечить допуск в базы данных, и информационные системы компании, создать электронный адрес.
3. Ознакомление и общая ориентация: первая неделя работы.
o введение в организацию - работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах. Сюда же включаются сведения об организационной структуре, порядке работы, количестве подразделений и филиалов и их расположении и др.
o введение в подразделение- Сотрудника знакомят с работниками и руководителями подразделения, с людьми, с которыми ему необходимо общаться по характеру выполняемой работы, а также со всеми отделами и подразделениями, с которыми приходится тесно взаимодействовать в процессе работы и жизнедеятельности в компании. Кроме того, сотрудник знакомится с внутренними правилами отдела. Именно на данном этапе ему представляют наставника.
4. Вхождение в должность. Инструментами данного этапа являются Положение о подразделении, Должностная инструкция сотрудника, составленный План работы нового сотрудника на первые три месяца, содержащийся в Адаптационном листе, утвержденные регламенты и правила. Реализацию этой функции берет на себя наставник либо непосредственный руководитель.
5. Действенная адаптация. В рамках этого этапа нужно дать возможность сотруднику активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках данного этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия. На данном этапе у нового сотрудника появляется возможность применить имеющиеся или только что приобретенные знания и получить обратную связь от руководителя и/или наставника.
6. Функционирование. Этот этап характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
7. Завершение:
За две недели до окончания испытательного срока:
1. Напомнить руководителю об окончании испытательного срока сотрудника его подразделения.
2. Направить сотруднику, наставнику и руководителю бланки для оценки деятельности нового сотрудника в период испытательного срока.
За три дня до окончания испытательного срока:
1. Проконтролировать заполнение оценочных форм.
2. Обсудить результаты вхождения в должность нового работника.
3. Подвести итоги.
4. В случае негативного решения предложить перевод на другое место работы в рамках компании или уволить. В случае положительного решения — поздравить с прохождением испытательного срока.
5. Провести беседу с сотрудником при участии руководителя, наставника, сотрудника службы персонала.
6. Уточнить ключевые задачи на год, разработать план индивидуального развития работника.
Различают следующие формы адаптации:
Социальная адаптация — это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы:
§ внедрение в среду;
§ принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;
§ активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.
Производственная адаптация — процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности.
Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков.
Психофизиологическая адаптация — приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.
Социально-психологическая адаптация —процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации.
Организационная адаптация — сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре.
Экономическая адаптация. Объектом экономической адаптации является уровень заработной платы, своевременность ее выплаты.