Юрий владимирович линник,




доктор философских наук,

профессор кафедры философии и культурологии, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск,

Российская Федерация)

YuLinnik@yandex.ru

 

Рец. на кн.: Алексей Конкка. Карсикко: Деревья-знаки в обрядовой практике и верованиях прибалтийско-финских народов. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. – 206 с.

 

Тридцать лет назад – на самой заре наших либеральных надежд – увидела свет статья Алексея Петровича Конкки, оставившая заметный свет в карельской этнографии. Называлась она так: «Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом» [1].

Обращали на себя внимание и новизна темы, и эрудиция автора, и зрелость его суждений.

Прошла четверть века.

В 2011 г. в Санкт-Петербурге А. П. Конкка защищает кандидатскую диссертацию [2]. Читаем в автореферате: научный руководитель – К. В. Чистов (1919–2007).

До триумфа своего талантливого ученика Кирилл Васильевич не дожил.

О чём говорят эти разрывы во времени?

О том, что перед нами исследователь, который работает не ради регалий, а во имя истины как таковой, видя в ней высшую и абсолютную ценность.

Книга А. П. Конкки «Карсикко» – дело всей его жизни.

Не боясь преувеличения, скажу так: это классический труд.

Здесь всё отточено – выверено – доведено до кондиции.

Каждое слово весомо.

Ответственный – добросовестный – настоящий учёный!

Тематика монографии связана с дендролатрией.

Это культ деревьев.

Один из древнейших и значительнейших на Земле.

Особенно он важен для понимания духовной жизни народов Севера.

Связь человека и природы здесь отличается особой глубиной и напряжением.

Зависимость от леса огромная.

Дерево входит в картину мира многоаспектно – с включением его и хозяйственных, и экологических, и мифопоэтических аспектов.

Карсикко – это дерево, ставшее знаком: оно принадлежит одновременно и природе, и социуму.

Является своего рода средостением между ними.

Эта его амбивалентная сущность представляет огромный и этнографический, и философский интерес.

Слово, первенствующее в лексиконе автора, образовано от karsia: обрубать сучья.

Среди различных модификаций карсикко выделим две наиболее распространённые формы:

 

– это просто заломы веток;

– это просто затёс на коре.

 

Предел простоты!

Её нижний порог!

Её экстремум!

Хотя с формальной точки зрения коммуникативные возможности карсикко кажутся крайне бедными, но на поверку мы видим: их информационная ёмкость – огромна.

Подчеркнём: карсикко способно к эволюции – к прогрессирующему усложнению. Однако даже на этой исходной стадии – всё-таки её не хочется назвать примитивной – с помощью карсикко северянам дано сказать о многом.

Форма – природная, сущность – человеческая.

Характерное двоение!

Карсикко, посвящённые умершим, превозмогают свою древесную сущность: наполнение у них новое – наше, кровно родное.

Любое дерево может претендовать на сакральную роль.

Но желательна какая-то его выделенность из окружения.

Какая-то исключительность.

Так, манси считают, что кедр с семью вершинами – вместилище духов.

Они отметились в этой детали.

Человек схожей цели достигает по-своему.

Деревья он превращает в символы, используя внешнее воздействие – применяя орудия труда.

В природу вписывается новый план – встраивается новое измерение.

Биосфера здесь переходит в ноосферу (В.И. Вернадский).

Или – если угодно – в пневматосферу (П.А. Флоренский).

Какие-то эмбрионы знаков существовали от века.

Их проявление мистериально.

 

Эта тема волновала художника Б.А. Смирнова-Русецкого.

Мы видим на его полотнах, как из природных явлений выступают некие начертания – они вызывают чувство чьего-то неисповедимого присутствия.

Кто-то рядом!

Не дозовёшься.

На отклик могут рассчитывать лишь посвящённые.

Деревья, ставшие карсикко – это уже артефакты.

В этом их уникальность.

Их избранничество!

Происходящая здесь трансформация указует на качественный перелом в истории северных этносов.

Что мы наблюдаем сейчас?

Среди лесов закладывается своеобразная знаковая система.

Тут имеются свои коды и шифры.

Своя тайнопись.

Востребованы переводчики.

Считывая информацию, они делают её доступной для других – скажем, для необученной молодёжи.

Но роль толмачей должна неуклонно уменьшаться.

Круг знающих становится всё шире.

Слишком сильной харизмы тут не надо.

Языком карсикко овладевает вся община.

Хотя какое-то место для криптологии всегда остаётся.

Это был довольно богатый язык.

Он передавал весьма дифференцированные сообщения.

Живы и отец, и мать?

Или один родитель?

Или оба умерли?

Ещё пример: сообщение послано холостяком?

Женатым человеком?

Карсикко со всей определённостью отвечает на подобные вопросы.

Знаковая реальность начала формироваться ещё в биосфере.

Вспомним явление энтомофилии.

Вспомним про территориальное поведение животных. Они имеют интересную систему меток, помогающую им распределять между собой пространство.

Человек на этой стезе продолжает природу.

Хотя – разумеется – на качественно ином уровне.

Очень точный термин: доместикация пространства – его своеобразное одомашнивание.

Человек норовит мир превратить в дом. Отсюда соответствующие изоморфизмы.

Карсикко работает на такое вочеловечивание пространства. Мир благодаря его присутствию становится более уютным и понятным.

Обряды перехода: сколь успешным оказалось это понятие Арнольда ван Геннепа!

Хочется его соотнести с гегелевской узловой линией мер – она фиксирует, как что-то ломается внутри системы, прорываясь к небывалым возможностям.

Это своего рода диаграмма кризисов.

Или бифуркаций – в терминах синергетики.

Карсикко часто вырастают в узлах этой линии.

Собственно, они и есть узлы.

В них завязывается что-то новое.

Юноша впервые тянет невод.

Или идёт на охоту.

Становится воином.

Женится.

Это – опять-таки по Гегелю, «Наука логики» – перерывы постепенности.

Переходы!

Карсикко маркирует их.

Понятие перехода показало свою замечательную универсальность.

А.П. Конкка внёс весомую лепту в раскрытие его богатейшего потенциала.

Феномен карсикко оказался на редкость выигрышным для этого.

Смерть человека – разумеется, переход.

По-современному – катастрофа.

Несмотря на то, что часто принимает спокойную – умиротворённую – форму.

Старается быть незаметной.

Что из этого?

Хайдеггеровское бытие-к-смерти – основа нашей экзистенции.

Проведённая Танатасом черта – при любых обстоятельства – непреложна.

Карсикко – ретушь этой черты: её визуальное усиление.

Ушебти египят – или иттармы обских угров: это обиталища души.

Ведь она безразмерна.

Малость объёма тут не помеха.

Наверно, в эту последовательность могут встать и наши северные панки.

Так и тянет сопоставить их с карсикко.

Здесь вероятно схожее назначение.

Если карсикко – эволюционные предшественники антропоморфной пластики, то панки тогда – не одна ли из фаз развития?

Читаем в рецензируемой книге:

 

«Переход из одного состояния в другое как самих объектов, так и окружающего их мира – порождает необходимость использования “сквозных” универсальных предметных и акциональных символов» [3: 6].

 

Выявление этого сквожения – сущностных подобий – очень значимо для науки.

Дерево – в мифопоэтическом измерении – как бы чревато человеком.

Иногда кажется, что великие мастера деревянной скульптуры – Степан Эрьзя и Сергей Конёнков – всего лишь принимали роды, помогая стволу разрешиться: в нём таился готовый образ.

Этот эффект усиливается в работах современного мастера Бориса Сергеева.

Обработка дерева у него минимальная.

Два-три удара топора – будто колдовское мановение: чурка превращается в статую.

Монография А.П. Конкки заставила меня задуматься о генезисе славянской языческой скульптуры.

Деревянные идолы волновали воображение замечательных живописцев – Николая Рериха, Юрия Ушакова, Виктора Никитина.

Сохранилась летописная память о древних капищах.

О них выразительно свидетельствует Ибн-Фадлан:

 

Святилище русов располагалось под открытым небом. Оно представляло собой некий участок земли, усеянный воткнутыми резными «деревяшками», верхняя часть которых грубо изображала подобие человеческого лица. Эти идолы торчали из земли в строгом строевом порядке: в первом ряду – самые маленькие, во втором – повыше, в третьем – ещё более высокие и т. д. [4].

 

Штудии А.П. Конкки эвристичны. Читаешь про финно-угорское – и ищешь параллели к славянскому.

Простой затёс на коре – намёк на личину – высокий пень, принявший человеческие черты – и вот завершающая фаза: готовая – самодовлеющая – скульптура. Этот процесс можно истолковать как нарастание антропоморфности.

Или как движение в сторону натурализма.

Мера условности: этот критерий очень важен для понимания знаковых систем, взятых в развитии.

Условное убывает!

Знаковую функцию может нести что угодно.

Главное – договорённость: понимание строится на конвенциональной основе. Оно возможно лишь для круга посвящённых.

Ты заламываешь ветку – и этим даёшь знак другому: постороннему трудно догадаться о смысле обращения. Что абстрактней такого знака? Но вот под моим ножом появляется нечто образное. Уже почти реалистическое!

Это крайне важная – многое предопределяющая и раскрывающая – тенденция.

Культура именно финно-угорских народов даёт исключительные возможности для пристального исследования этой тенденции.

Тут многое ещё живо – не стало преданием.

В некоторых регионах – вспомним хотя бы ханты-мансийское Приобье – можно проводить полевые, а не археологические исследования. Явления, подобные карсикко, продолжают бытовать.

Надо снаряжать экспедиции.

Эта заманчивая перспектива просматривается в монографии А.П. Конкки.

Она может расшириться – и охватить всю Финноугорию.

Для этого необходим целый институт?

В таком случае его надо создать.

Человек и дерево – как сообщающиеся сосуды: тут возможны взаимоперетоки витальной энергии.

И сакральной информации тоже!

Хвоя с карсикко, посвящённого умершему – её надо класть под подушку: возможно установление сновидческой связи.

Контакты с потусторонним, осуществляемые посредством карсикко, несут на себе печать двойственности.

Оттуда можно ждать и поддержки, и подвоха.

Упование перемежается с опаской.

Понятно охранительное значение карсикко. Нельзя сказать, что это жёсткая оборона – скорее упреждающая защита. Дух умершего должен оставаться в локусе, назначенном ему от века.

Не может быть и речи о полном прекращении контактов. Таковые должны отлаживаться. Эту миссию и выполняет карсикко.

Очень интересно рассуждает А. П. Конкка о жизненной силе, представления о которой связываются с карсикко.

Народный витализм: это очень и очень серьёзно.

Пращуры были уверены, что существуют некие источники, привносящие в наш мир – со скрытых планов бытия – дополнительную энергию.

Законы сохранения здесь нарушаются.

Но что без таких нарушений народный космос?

Вспомним прану индусов.

Или ману полинезийцев.

Благодаря этим неуловимым реалиям в мире уменьшается энтропия.

Через карсикко в наш мир притекает нечто подобное.

В отношении северного человека к природе всегда была мера.

Или как лучше сказать – мудрый оптимум?

Тонкий баланс?

Случалось, что равновесие нарушалось – причём резко.

К примеру, это могло происходить на фоне так называемых волн жизни, когда фантастически увеличивалась численность организмов.

Скажем, лосось заходит на нерест в невероятном количестве – бери его сколько хочешь.

Это бывало и с птицами, и со зверьми.

Люди понимали – взяли лишнее.

Ощущали вину перед природой.

Сие душеполезное состояние тоже отмечалось карсикко.

Предмет исследования получает у А.П. Конкки очень широкий контекст.

В локальном высвечивается всемирное.

Компаративистика работает на полную мощь.

Подчас её ходы непредсказуемы.

Так, несколько неожиданным кажется обращение автора к Мирче Элиаде: процесс инициации он связывал с подъёмом – вскарабкиванием– на дерево.

Приобщение к высоте тут имеет много смыслов.

Это и акт очищения, и испытание мужества.

И даже почти что теозис: попытка подняться в верхний мир –примериться к позиции божества.

Автор мыслит системно.

Он любит аналогии, параллелизмы.

Принимая этот стиль, мы бы сравнили обряд инициации по М. Элиаде с известной магической практикой: шаман в экстазе восходит и нисходит вдоль оси Мирового Древа – обеспечивает жизненно важную связь разных уровней бытия.

Что-то подобное могло иметь место в случае с карсикко?

Но уже наяву – в живом обряде.

Ведь для манипуляций с вершиной дерева надо было подниматься на приличную высоту.

Акциональное сходство налицо.

Было бы интересно его уточнить.

Arbor Mundi – великая универсалия.

Уже поэтому нечто предельно типизированное – схематически обобщённое – почти абстрактное.

Карсикко – проекция Мирового Древа на житейский план бытия; его чувственно доступный алломорф – или ипостась, данная в непосредственном созерцании.

Ярусность Мирового Древа может пониматься очень наглядно.

Ещё раз подчеркнём: его трёхуровневая структура – весьма отвлечённое представление.

Однако у северных народов оно иногда получает предельную конкретизацию.

Задействуем условный высотомер – и вместе с манси войдёт в его родной лес.

Мировое Древо тут осуществило самопосев?

Размножилось?

Мы входим в насаждение Мировых Дерев.

Каждое – представительно: всецело сохраняет семантику первообраза.

Но как бы заземлено и занижено.

Это тебе не гигантский Иггдрасиль: нечто и впрямь сомасштабное размаху Вселенной.

Никакой гиперболизации!

Перед нами уменьшенные копии Мирового Древа?

Его фрактальные подобия?

Условные замещения?

Верхний мир у манси – вот он озирается в своём волшебном лесу – начинается с высоты 7 м.

Средний мир – 5 м.

Нижний мир – 2 м.

Укороченные интервалы!

Это адаптация к восприятию человека?

К его потребностям?

Размеры тут не имеют принципиального значения.

Достигается главная цель: пространство структурируется – намечается его зональность [5].

Причём не только в интересах умозрительной космологии, но прежде всего – ради практических действий человека, осваивающего и видимый, и невидимый мир.

Это прагматизация символа.

Его внедрение в непосредственный опыт человека.

Карсикко промысловика – карсикко неофита – карсикко умершего: сколь ни разнообразны эти проявления одного архетипа, но во всех случаях мы видим сохранение следующих функций:

 

– это медиаторы (скрепы между явным и скрытым, старым и новым, живым и мёртвым и т.д.);

– это обереги (нужна охрана от экстраординарногоот чужеродногоот трансцендентного и т.д.);

– это факты языка (деревья - нарративы, деревья-вопрошания, деревья-ламентации и т.д.).

Собственно, третье сечение объединяет собой два первых, ибо во всех случаях мы имеем дело с деревьями-текстами, желающими нам нечто сообщить и что-то растолковать; о чём-то напомнить и куда-то направить; предупредить – насторожить – одёрнуть и т.д.

Исследования А. П. Конкки открывают новый класс письменности.

Именно так!

Это форма письма не знает аналога.

Назвать её зачаточной?

Но посмотришь с другой стороны – и увидишь нечто гибкое, изощрённое.

Карсикко связано с идеей пути.

Часто это веха, отмечающая не столь расстояние, сколь важные для личности и общины события.

Скажем, отъезд на праздник – или первый выход молодухи для работы на поле мужа.

Это жизненный путь.

Дорога жизни!

Ведь не всегда движение по ней будет скучным и рутинным.

Случается яркое, запоминающееся.

Карсикко и отметит его.

Особо значим путь на кладбище.

Здесь маркировка относится не только к профанному, но и к сакральному пространству.

Путь в царство мёртвых!

Где-то он обрывается для нашей сенсорики – и его уже нельзя проследить топографически: так сказать, отложить на карте местности.

Оборвавшись здесь, он продолжается там.

Карсикко обозначит эту точку разрыва.

В каком-то смысле оно обладает природой Януса: обращено и в сторону прошлого, и в сторону будущего.

Янус – Бог дверей, распахивающихся в обеих направлениях.

Карсикко – тоже своего рода дверь: духи входят туда – и выходят оттуда.

Нельзя сказать, что карсикко двулико – антропоморфность для него не типична.

Но оно – двуприродно.

Двузначно!

А.П. Конкка показал: карельские кладбища – это порой целые рощи карсикко.

Разглядываешь деревья – как листаешь страницы.

Есть ли более удивительная книга?

Переход в мир мёртвых предполагает различные инверсии.

Скажем, зеркальное обращение признаков – сотворение наоборотной реальности.

Приведём цитату из ранней статьи А.П. Конкки:

 

Э. Леннрот сообщает в своих путевых заметках, что в сосновых лесах к северу от Кандалакши он на многих деревьях вдоль дороги видел вырезанные в коре «человеческие изображения», перевёрнутые вниз головой [1].

 

Здесь намечается интересная проблематика.

Каждая культура знает свой антимир.

Как он видится финно-уграм?

Карсикко – это как бы представительство пращура.

Он продолжает участвовать в наших делах, но снестись с ним можно только опосредованно.

Карсикко принимает от нас просьбы, жалобы, пожелания – и передаёт их адресату.

С ним здороваются.

Ему приносят пищу.

Замещение ушедшего человека карсикко осуществляет с предельной полнотой.

Это важнейшая регуляторная функция, позволяющая гармонизировать два уровня бытия: ныне здравствующих – и обретших вечный покой.

Сама граница между ними становится предельно условной.

Происходит столь важная для народного космоса релятивизация вроде бы противоположных смыслов.

Они обнаруживают свою взаимоперетекаемость.

О семиотике карсикко в книге сказано так:

 

«По нашему мнению, на первый план здесь выступает не антропоморфность, а функция знака, в котором заложены гораздо более широкие смыслы. Человекоподобное изображение есть лишь одна из форм отражения семантики ритуального символа» [3: 32].

 

Зарубка – совсем не портрет.

Но в знаковом аспекте эквивалентна портрету!

Денотат здесь один и тот же.

Кукла – дерево – человек – текстильное изделие: выстраивая этот весьма разнородный ряд, А.П. Конкка показывает, что все его члены изоморфны друг другу.

Сюда хотелось бы ввести и резную прялку.

Элементарный затёс тоже входит в эту череду.

Инвариантность пронизывает несхожие вещи.

Такое возможно лишь в мире знаков – семиосфере Ю.М. Лотмана.

А.П. Конкка открыл её новое измерение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конкка A.П. Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом. Этнокультурные процессы в Карелии. Научные редакторы Е.И. Клементьев, Р.Ф. Никольская. Петрозаводск 1986. С. 85–112. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.komi.com/pole/archive/pole/9.asp (дата обращения 08.08.2016)

2. Конкка А. П. Деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. Специальность 07.00.07 – этнография, этнология, антропология. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Петрозаводск, 2011

3. Конкка А.П. Карсикко: Деревья-знаки в обрядовой практике и верованиях прибалтийско-финских народов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 206 с.

4. Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oldrus.livejournal.com/157552.html (дата обращения 08.08.2016)

5. Мансийский след. Часть третья [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansled3.shtml (дата обращения 08.08.2016)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: