Авторитаризм (лат. auctoritas власть, влияние) – самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления.
Для авторитарного политического режима свойственна концентрация неограниченной государственной власти в руках одного человека или небольшой группы лиц.
Характерные признаки авторитаризма:
-монополия на политическую власть в стране;
-культ лидера;
-бесконтрольность исполнительной власти,представленной одним харизматическим лидером или (как временное явление) – небольшой группой лиц;
-отсутствие политической конкуренции;
-использование незаконных с точки зрения международного права средств и методов борьбы с политической оппозицией;
-существенное ограничение политических прав и свобод граждан;
-бесконтрольное и нелегитимное применение силы в борьбе с политическими оппонентами.
От тоталитаризма авторитаризм отличается разве что неполным контролем над сферами экономики, культуры, науки, спорта и т.п., а также над частной жизнью индивидов. Девиз автократического режима мог бы звучать следующим образом: «Разрешено всё, кроме политики». Гражданское общества контролируется государством частично, лишь в той части, которая касается сферы государственного управления – политики, т.е. того, что может непосредственно угрожать власти автократического правителя.
3. Тоталитарный режим: сущность и характерные черты
Понятие «тоталитарный политический режим» впервые было использовано для характеристики фашистских режимов. В период «холодной войны» клеймо тоталитаризма приклеили и странам так называемого «реального» социализма. Научный метод должен быть свободен от оценок, поэтому в политологии анализируемое понятие используется как индифферентное в оценочном плане. Понятие «тоталитарный режим» сопоставить с понятием «тотальное общество». Эти термины являются синонимами в том смысле, что оба они характеризуют общество с высоким уровнем самоорганизующейся целостности, с доминированием государства над гражданским обществом, с полным контролем исполнительной власти над общественной и приватной жизнью индивида. Тоталитарный политическим режим является, по сути, тотальной антиобщественной диктатурой небольшой группы лиц или отдельной личности. В отличие от классической диктатуры, современный тоталитарный режим обладает, во-первых, единой идеологией и, во-вторых, технологией тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности человека.
Основные характеристики тоталитаризма:
государство является единственным выразителем интересов общества;
единственная для всех граждан государственная идеология, исключающая публичную идеологическую конкуренцию;
единственная партия;
авторитет политического лидера, доходящий до культа личности вождя;
государственная монополия на средства производства, исключающая рыночную экономическую конкуренцию;
полный контроль государства над всеми без исключения сферами жизнедеятельности общества и индивида;
широкое и эффективное применение всех форм насилия, в том числе и в политических целях;
государственная монополия на все без исключения средства коммуникации.
11. Демократический политический режим: сущность и отличительные черты, достоинства и недостатки.
Сущность демократического политического режима выражена в его названии, которое переводится на русский язык как «власть народа». Под условиями демократии понимается совокупность внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, повышающих вероятность демократизации общества. В качестве основных условий демократии в политологии выделяют экономические и исторические. Экономики на политику через различные социально-экономические факторы. В ряду таких факторов чаще всего упоминают следующие:
форма собственности на средства производства (преобладание частной собственности составляет экономический фундамент демократии);
конкурентная рыночная среда;
благосостояние (чем выше благосостояние народа, тем больше демократии);
урбанизация (чем больше крупных городов и, соответственно, доля городского населения, тем выше вероятность возникновения демократии);
индустриализация (чем весомее сектор промышленного производства, тем больше шансов становления демократии);
образование (чем выше уровень образования населения, тем больше оно готово к реализации демократических процедур);
Принципами демократии являются:
Принцип большинства, означающий, что решение по тому или иному вопросу всегда выносится голосующим большинством.
Вторым принципом выступает право меньшинства на оппозицию.
Принцип компромисса и консенсуса предполагает равноценность спорящих сторон и исключение силовых методов решения любых политических проблем.
Модели демократии:
можно классифицировать по самым различным основаниям:
по общественно-экономическим формациям
по странам и регионам
по социально-классовому признаку
43.Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Список глобальных проблем:
Нерешенность проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимо старении
проблема "Север-Юг" - преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;
предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;
обеспечение человечества ресурсами;
глобальное потепление;
озоновые дыры;
проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.
демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых)
терроризм
Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.
Попытки решения:
Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х
Ядерное разоружение
Энергосбережение
Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми дырами
Киотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением.
Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.
12. Государство как основной элемент политической системы. Признаки, структура, функции.
Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции. Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.
Признаки государства: 1. Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие "верховенство": общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела. 2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях. 3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.
Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения. Наличие монополии на правотворчество. Исключительные права государства - денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
1. Экономическая функция - выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создание стимулов экономического роста.
2. Социальная функция - удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.
3. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.
Возникновение государства впервые стало возможно в двух случаях: 1) там, где в сильно разросшейся стадной семье развилась семейная солидарность до значительных размеров и прочности и 2) там, где такая общность интересов установилась между членами в моногамических, полигинических, полиадических и малолюдных стадных семьях и сверх того явилась значительная родовая солидарность. В первом случае государство могло возникнуть из одной многолюдной стадной семьи, а во втором - из совокупности нескольких семей, связанных между собою родовой солидарностью. Но одной возможности возникновения еще недостаточно для того, чтоб государство действительно образовалось. Для возникновения государства необходимо, чтоб группа людей, способная к объединению, действительно объединилась в одно целое и выработала внутри себя особый общественный орган, руководящий ее жизнью. А такое объединение есть новый энергичный шаг вперед на пути дальнейшего развития солидарности,- шаг, выводящий ее за пределы семейной и родовой,- шаг, устанавливающий солидарность высшего порядка, солидарность государственную. Сделать этот шаг было, конечно, не легко. Хотя и несколько сократившийся, но все же весьма широкий разгул личного произвола, хотя и несколько повысившееся, но все же еще весьма слабое духовное развитие человека упорно становились поперек дороги. Одолеть эти препятствия могла лишь сильная потребность в государственном объединении, вызванная самою жизнью, глубоко чувствуемая, хотя смутно понимаемая и совершенно невыразимая никакими словами на языке первоначальных ее обладателей. Когда она обнаружилась с достаточной силой в группе людей, способной к образованию государства, когда поборола преграды индивидуального произвола и низкого духовного развития; тогда только эта группа людей впервые образовала из себя государство. Таким образом, государство - не случайный творческий продукт истории, но великое произведение долговременных и многочисленных человеческих усилий к удовлетворению живой, могучей потребности государственного объединения. Эта потребность - не прирожденная.
13. Типы государства. Понятие формы государства. Формы правления: монархия, республика, смешанные типы правления. Форма правления Республики Беларусь.
2.Типы и формы государства
Форма государства - способ организации и воплощения государственной власти. Она (форма) раскрывает как организованно власть в государстве, какими органами предоставлено, какой порядок их создания, какими методами реализовывается власть.
Форма государства складывается с трех элементов:
1)формы государственного управления;
2)формы государственного строя;
3)политического режима.
2.1 Государства согласна формы управления
Известный две основные формы государственного управления: монархия и республика.
Монархия - это форма управления, при какой власть целиком или частично сконцентрировано в руках единоличного главы государства - монарха; власть обычно передается в наследие; глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.
Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии.
Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, монарх появляется единственным носителем суверенитета, владеет большими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебных сферах.
Конституционная монархия отличается наличием ограничения власти монарха парламентам.
При дуалистической монархии полномочия главы государства ограниченный в сферы законодательства, но очень широкие в сферы исполнительной власти.
При парламентской монархии власти главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничено в сферы исполнительной власти. Правительство формируется парламентом и ему же подотчетный.
Республика - это форма управления, при какой глава государства появляется выборным и его возможно изменить, его власть считаться производной от избирателей или представительного органа. Выделяют три основные виды республики: президентскую, парламентскую и смешанную (паўпрэзыдэнцкую).
Прэзыдэнцкая республика характеризуется значительной роллюпрэзыдэнта в системе государственных органов. Он одновременно и глава государства и глава исполнительной власти. Он выбирается независимо от парламента. Прэзыдэнт самостоятельно формирует правительство, какой ответственный перед им, а не перед парламентом. Обязательной чертой прэзыдэнцкай республики должен быть жестокий раздел властей на законодательную и исполнительную. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и прэзыдэнт не имеет прав распустить парламент. Парламент может ограничить действия прэзыдэнта посредством законов и через утверждение бюджета, а прэзыдэнт владеет правам вето и законодательной инициативы. Бывают и " суперпрэзыдэнцкія " республики (Республика Беларусь).
Парламентская республика характеризуется формированием правительства на парламентской основе и правительство ответственный перед парламентом. Парламент имеет возможность высказать вотум недоверия правительству, что вызовет либо смену правительства, либо роспуск парламента. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) - первое лицо в политической иерархии, прэзыдэнт исполняет в основном представительные функции.
Паўпрэзыдэнцкая (змешаная) республика - в ей сопрягаются сильная прэзыдэнцкая власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. В наличии двойная ответственность правительства перед парламентом и прэзыдэнтам.