Практические задачи ставит психиатрическая клиника
1. Участие в установлении диагноза заболевания, нозологической диагностике. Больного присылает на обследование врач.
2. Экспертиза:
- военная экспертиза - может или не может человек продолжать службу, или нужен перевод?
- судебно-психиатрическая - выявить вменяемость к содеянному
- трудовая - оценка трудоспособности человека, возможность продолжения им профессиональной деятельности или возможна смена деятельности.
Установочное поведение - намеренное искажение результатов исследования.
Виды установочного поведения:
- симуляция - психически здоровый человек изображает наличие патологии
- диссимуляция - наличие у больного установки на преуменьшение степени выраженности имеющихся у него расстройств
- аггравация - установка на преувеличение имеющихся нарушений (если больной хочет получить группу инвалидности, и он усиливает какие-то выражения болезни)
3. Установление и описание структуры психологического дефекта при различных психических, душевных заболеваниях.
У больного шизофренией необходимо выяснить подробности.
4. Описание динамики психического состояния больных в процессе терапии. Два аспекта:
- динамическая характеристика состояния больного на различных этапах лечения. Больного - до начала лекарственной терапии, на промежуточных стадиях, после окончания терапии
- изучение действия фармакологических препаратов, их характеристика, для того, чтобы знать на каком этапе лечения может применяться, прогноз результатов лечения и возможные побочные действия.
5. Реабилитация психологическая - больного с психическим заболеванием. С больным разрабатывается программа реабилитации, проводятся занятия.
|
Практические задачи, стоящие перед патопсихологом, ориентированы на решение ряда вопросов психиатрической практики.
Одна из важнейших задач практической патопсихологии - получение дополнительных данных о психическом состоянии больного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Эти данные необходимы врачу при решении вопроса о диагнозе заболевания. Специальное экспериментально-психологическое исследование помогает выявить многие признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь. Устанавливая структуру нарушенной познавательной деятельности и личности, патопсихологическое исследование дает в руки клинициста дополнительные диагностические данные.
Другой важной задачей, которую решает патопсихолог, является проведение экспериментально-психологического исследования с целью психиатрической экспертизы (трудовая, воинская, судебная). В ходе подобного экспертного исследования психолог может решать задачу либо установления структуры нарушений и их соотношения с сохранными сторонами психической деятельности, либо дифференциальной диагностики. Сложность такого исследования для психолога заключается в том, что больной заинтересован в результатах исследования, а поэтому он может преуменьшать выраженность болезненных нарушений (диссимуляция), усиливать тяжесть имеющихся нарушений (аггравация) или даже симулировать болезненные проявления психики, для того чтобы избежать ответственности или получить инвалидность.
|
Еще одной сложной практической задачей патопсихолога становится исследование измененной психической деятельности под влиянием терапии. В этих случаях неоднократное исследование больного однотипным набором методик позволяет установить динамику изменений психики под влиянием лечения и таким образом продемонстрировать его эффективность.
В последнее десятилетие патопсихология стала все шире применяться для решения еще двух задач.
Во-первых, это участие психолога в реабилитационных мероприятиях, во время которых особое внимание уделяется выявлению сохранных сторон психики и личности больного, а также изучению его социального окружения, характера отношений в социальной среде, трудовых или учебных установок. Цель подобного исследования - разработка рекомендаций, способствующих трудовой и социальной реабилитации больного.
Во-вторых, самостоятельной задачей психолога в психиатрической клинике становится его участие в системе психотерапевтических мероприятий. К сожалению, вопрос о месте психолога в психотерапии еще недостаточно регламентирован нормативными документами.
Патопсихология как самостоятельная отрасль психологической науки начала формироваться в начале XX в. В литературе тех лет она обозначается как «патологическая психология» (В. М. Бехтерев, 1907). Именно в работах В. М. Бехтерева содержались наиболее четкие представления о предмете и задачах патопсихологии на начальных этапах ее становления; «...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц». В организованном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте читались курсы общей психопатологии и патологической психологии. Таким образом, уже на заре становления патопсихологии она не отождествлялась с психопатологией.
|
Для отечественной патопсихологии с самых ее истоков характерны прочные естественнонаучные традиции. На формирование ее принципов и методов большое влияние оказал И.М. Сеченов и его работа «Рефлексы головного мозга» (1863). И.М.Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии и указывал на своевременность разработки «медицинской психологии». Преемником И. М. Сеченов на этом пути стал В. М. Бехтерев, который и является основоположником патопсихологического направления в отечественной психологической науке. Представителями школы В. М. Бехтерева были разработаны многие методики экспериментально-психологического исследования душевнобольных, которые до настоящего времени широко используются патопсихологами, сформулированы основные принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов изучения больных с данными о здоровых лицах соответствующего пола, возраста, культурного уровня. В работах бехтеревской школы накоплен богатый материал о расстройствах психических процессов.