Общая характеристика работы




Митина Надежда Михайловна

 

ЗАПРЕЩЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

 

 

Специальность 12.00.05 – трудовое право;

право социального обеспечения

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва, 2006

Научный руководитель:Хохрякова Ольга Сергеевна

Доктор юридических наук, профессор

Официальные оппоненты: Орловский Юрий Петрович

Доктор юридических наук, профессор

Бриллиантова Нина Алексеевна

кандидат юридических наук

Ведущая организация: Юридический факультет Ивановского

государственного университета

Защита состоится 18 мая 2006 года на заседании диссертационного совета Д 212.123.03 при ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия».

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Запрещение дискриминации является одним из основных принципов трудового права. Данному принципу посвящен ряд статей Трудового кодекса Российской Федерации, увеличен объем его нормативного регулирования. Являясь обеспечением важнейшего права человека – равенства, принцип запрещения дискриминации способствует реализации социальной сущности равенства – созданию равных возможностей всестороннего развития всех членов общества, сглаживанию неизбежно возникающих в обществе неравенств, оказанию помощи незащищенным слоям населения. Одной из основных проблем трудового права на современном этапе является обеспечение равенства и защита от дискриминации.

Ежедневно повсюду дискриминация проявляется в той или иной форме. Рабочее место является удобной отправной точкой для освобождения общества от дискриминации. Дискриминация подрывает основы демократии и справедливости в сфере труда. Ее ликвидация необходима для того, чтобы все люди могли свободно выбирать направление своей профессиональной деятельности, развивать возможности, получать соответствующее вознаграждение, что положительно отразится на экономических и социальных отношениях в обществе, позволит эффективнее использовать людские ресурсы. Это в свою очередь будет способствовать экономическому росту и политической стабильности в стране.

Важную роль в искоренении неравенства играют международные и национальные нормативные акты, направленные на борьбу с дискриминацией. Именно в рамках правового регулирования запрета дискриминации должны быть созданы механизмы, позволяющие решать одну из сложнейших проблем современного мира. Для искоренения дискриминации требуются последовательные и планомерные усилия, и в настоящее время наметилась тенденция по принятию нормативных актов, предусматривающих наряду с запретом дискриминации позитивные обязанности по предупреждению дискриминации и содействию равенству.

Вопросы, связанные с дискриминацией, получают в последние годы все более широкое отражение в международном трудовом праве, отечественном и зарубежном законодательстве, правоприменительной практике. Им уделяется все большее внимание и в правовой науке, включая науку трудового права. В частности, международно-правовое регулирование запрещения дискриминации стало предметом специальных исследований Н.Г. Присекиной («Проблемы дискриминации в международном трудовом праве», 2002 г.) и О.В. Вашановой («Принцип недискриминации личности в международном праве», 2004 г.). Запрещение дискриминации как один из правовых стандартов политики в сфере труда, отраженных в международном и национальном трудовом праве, рассматривается в научных трудах К.Д. Крылова, И.Я. Кисилева, Н.Н. Семенюты; характеристике принципа запрещения дискриминации в сфере труда посвящены соответствующие разделы в новейшей учебной литературе, в монографии И.К. Дмитриевой («Принципы российского трудового права», 2004 г.). Имеются научные статьи, в которых рассматриваются вопросы дискриминации отдельных категорий граждан, анализируются механизмы защиты от дискриминации (Л.Н. Завадская, А.Г. Осипов, Б.Р. Карабельников и др.).

Вместе с тем, самостоятельного комплексного теоретического исследования вопросов, касающихся запрещения дискриминации в сфере труда как основного принципа трудового права и его реализации в правовом регулировании трудовых отношений, до настоящего времени не проводилось. Этим обусловлен выбор темы диссертации и ее актуальность.

Объект и предмет исследования. Объект настоящего исследования составляют правовые отношения, складывающиеся в сфере труда в связи с реализацией принципа запрета дискриминации. Предметом диссертационного исследования выступают основные этапы исторического развития запрета дискриминации в сфере труда; анализ подходов к содержанию запрещения дискриминации; международные нормы, конституционные нормы Российской Федерации, нормы трудового законодательства, устанавливающие запрет дискриминации и направленные на обеспечение равенства и равноправия; проблемы реализации принципа запрещения дискриминации в сфере труда и защиты прав граждан от дискриминации.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы определить содержание и значение требования запрещения дискриминации как одного из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, провести анализ действующего законодательства о труде и практики применения норм трудового права с точки зрения реализации требования запрещения дискриминации в сфере труда, обосновать предложения по совершенствованию правовых механизмов борьбы с дискриминацией и защиты трудовых прав граждан. При этом диссертант не ставил перед собой цели проанализировать нормы всех институтов трудового права,- основное внимание уделялось реализации принципа запрещения дискриминации и его гарантиям в сферах доступа к труду, регулировании оплаты труда, в том числе применительно к наименее социально защищенным категориям работников.

Для достижения указанной цели автором была предпринята попытка решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические и исторические основы понятия «дискриминация» через призму понятий «равенство», «равноправие»;

определить с позиций международных и конституционно-правовых аспектов современные особенности запрещения дискриминации как принципа права;

выявить особенности его реализации в сфере труда и оценить конкретные институты трудового законодательства с точки зрения указанного принципа;

определить правовые средства обеспечения равенства и равноправия;

проанализировать юридические гарантии защиты от дискриминации, их достаточность и эффективность в современных условиях;

исследовать проблемы, связанные с защитой трудовых прав граждан, подвергшихся дискриминации в сфере труда;

внести предложения по совершенствованию действующего законодательства и механизмов борьбы с дискриминацией.

Теоретическая основа, методология и нормативная база диссертационного исследования - теоретической основой диссертационного исследования являются принципиальные идеи отечественного трудового права, в развитие которых внесли научный вклад Н.Г. Александров; Е.М. Акопова; Л.Ю. Бугров; С.В. Головина; К.Н. Гусов; И.К. Дмитриева; А.Д. Зайкин; С.А. Иванов; Б.Р. Карабельников; И.Я. Киселев; Ю.Н. Коршунов; Т.Ю. Коршунова; К.Д. Крылов; A.M. Куренной; М.И. Кучма; A.M. Лушников; М.В. Лушникова; СП. Маврин; А.Ф. Нуртдинова; Ю.П. Орловский; Н.М. Саликова; Н.Н. Семенюта; В.Н. Скобелкин; О.В. Смирнов; И.О. Снигирева; В.Н. Толкунова; Е.Б. Хохлов; Л.А. Чиканова; Б.А. Шеломов; и др. Важными источниками для написания диссертации послужили также труды ученых в области общей теории права, международного, конституционного и гражданского права: С.С. Алексеева; В.К. Бабаева; К.А. Бекяшева; Н.С. Бондаря; С.Н. Братуся; Ю.В. Капрановой; А.Е. Козлова; Е.И. Козловой; Е.И. Колюшина; О.Е. Кутафина; Е.А. Лукашевой; А. В.Малько; Г.Н. Манова; М.Н. Марченко; Н.И. Матузова; B.C. Нерсесянца; Ю.К. Осипова; СВ. Полениной; Б.А. Страшуна; В.А. Четвернина; В.Е. Чиркина; Л.С. Явича и др. Кроме того, в работе были использованы труды зарубежных специалистов. Среди них: Донна Гомьен; Лео Зваак; Р.А. Мюллерсон; Дэвид Харрис и др.

В качестве методологической основы диссертационного исследования использовались общие методы научного познания; а также специальные методы – сравнительно-правовой, исторический методы, обобщение правоприменительной практики.

Нормативную базу составляют Конституция РФ, международные акты, российское трудовое законодательство и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, законодательство зарубежных стран. В работе также использовалась судебная практика, материалы общественных организаций, средств массовой информации, в которых затрагивались вопросы дискриминации.

Научная новизна работы заключается в том, она является одним из первых в науке трудового права комплексным исследованием, специально посвященным запрету дискриминации как основному принципу трудового права, изучению теоретических и практических вопросов, возникающих в связи с реализацией данного принципа в правовом регулировании труда, осуществлению защиты прав лиц, подвергшихся дискриминации.

На защиту выносятся следующие положения и выводы диссертационного исследования:

1. Общеправовой принцип запрещения дискриминации обеспечивает реализацию важнейшего естественного права человека – равенства, являясь гарантией как формального равенства, так и равноправия;

2. Анализ международно-правовых норм о запрете дискриминации с учетом их толкования международными судебными органами свидетельствует о том, что перечень признаков (оснований), по которым не допускается дискриминация, не является закрытым. Различия в правах и обязанностях, ограничения или предпочтения в отношении отдельных граждан или категорий лиц признаются дискриминационными, если они не имеют объективного и разумного обоснования, не преследуют законной цели либо являются несоразмерными (неадекватными) поставленной цели. Их результатом является нарушение или уничтожение равенства возможностей и обращения.

3. Специфика запрета дискриминации в сфере труда основана на особенностях выражения в объективном трудовом праве принципа равенства. Поскольку в основу трудового права изначально заложена идея защиты работника, можно сказать, что принцип запрета дискриминации в сфере труда предстает в основном в качестве принципа запрета дискриминации работников, требования предоставления всем работникам равных возможностей в реализации своих трудовых прав.

Запрет дискриминации должен быть распространен на всю область труда и занятий, включая доступ к труду и к различным занятиям. В связи с этим представляется необходимым уточнить редакцию абзацев 2 и 3 статьи 3 ТК, дополнив их после слова «работник» словами «или лицо, ищущее работу», для легального распространения действия соответствующих норм на сферу содействия занятости и трудоустройству.

4. Принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по критерию связи с принципом запрета дискриминации можно классифицировать следующим образом:

- принципы, обеспечением которых служит принцип запрещения дискриминации, к числу которых, например, можно отнести принципы: равенства прав и возможностей работников, обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, равной оплаты за труд равной ценности;

- принципы, являющиеся элементами принципа запрещения дискриминации и конкретизирующие его содержание применительно к определенным сферам отношений. Это, в частности, запрет дискриминации при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда, запрет дискриминации при заключении трудового договора;

- принципы, косвенно связанные с принципом запрещения дискриминации (принципы свободы труда и запрета принудительного труда, защиты от безработицы и некоторые другие).

5. Содержание новейших актов законодательства и прежде всего Трудового кодекса РФ, свидетельствует об увеличении числа норм, непосредственно направленных на запрещение дискриминации. При этом реализация принципа запрещения дискриминации в нормах трудового законодательства осуществляется как посредством конкретизации этого принципа применительно к отдельным отношениям, возникающим в сфере труда, так и опосредованно – путем введения норм, направленных на обеспечение равенства, равных возможностей. Для установления и поддержания равенства важную роль играет единство и дифференциация правового регулирования труда, использование законодателем в целях обеспечения равенства и равноправия таких правовых средств, как льготы, привилегии и поощрения.

Ограничение прав работника не может рассматриваться как средство обеспечения равенства, однако установление ограничений при определенных условиях приобретает характер дискриминации.

6. На основе анализа норм, направленных на дифференциацию правового регулирования труда, сделан вывод о том, что особенности правового регулирования трудовых отношений могут быть установлены не только федеральными законами, но и законами субъектов РФ при соблюдении совокупности условий: 1) отсутствие соответствующего федерального закона либо неурегулирование в федеральном законе тех или иных общественных отношений; 2) непротиворечие законов субъектов Российской Федерации федеральным законам; 3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;4) указанные особенности не должны быть связаны с ограничением прав субъектов трудовых отношений.

7. Применительно к рассмотренным институтам трудового права (институтам обеспечения занятости и трудоустройства, трудового договора) к числу общих гарантий обеспечения равенства граждан можно отнести нормативный запрет ухудшения положения работников по сравнению с требованиями федерального законодательства, обязанность работодателя обосновывать отказ в приеме на работу, обязанность работодателя при приеме на работу ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором, ограничение права работодателя на заключение срочных трудовых договоров. Специальными гарантиями равенства являются нормы, устанавливающие дополнительные гарантии при приеме на работу молодежи; инвалидов и, в частности, квотирование рабочих мест; нормы, устанавливающие дополнительные гарантии при приеме на работу и увольнении некоторых категорий женщин, лиц с семейными обязанностями и др.

В современном российском трудовом законодательстве требованиям, вытекающим из принципа запрещения дискриминации, не отвечает заключение срочного трудового договора с лицами, обучающимися по дневным формам обучения; с пенсионерами по возрасту; с работниками, принимаемыми в организации - субъекты малого предпринимательства.

8. Основным способом защиты от дискриминации является судебная защита, которая осуществляется как судами общей юрисдикции, так и посредством конституционного судопроизводства. В результате проведенного диссертантом исследования проблемы доказывания фактов дискриминации в сфере труда и с учетом опыта зарубежных стран вносится предложение о распределении бремени доказывания отсутствия факта дискриминации следующим образом: при приеме на работу бремя доказывания должно быть возложено на работодателя, а при длящихся трудовых отношениях и увольнении целесообразно равномерное распределение бремени доказывания наличия либо отсутствия факта дискриминации, кроме случаев увольнения по инициативе работодателя.

9. Исследование способов восстановления нарушенных дискриминацией прав работников показывает, что универсальным способом восстановления нарушенного права при разрешении данной категории дел должна быть денежная компенсация причиненного материального и морального ущерба. Целесообразно также усилить ответственность работодателей при установлении факта дискриминации работников, предусмотрев специальный состава административного правонарушения по сравнению со статьей 5.27 КоАП РФ. Введение указанной ответственности и установление в качестве санкции значительных по размеру штрафов, способствовало бы предотвращению дискриминации в сфере труда.

10. В соответствии с требованиями международных актов и необходимостью действенной защиты от дискриминации представляется целесообразным создание в рамках Федеральной инспекции труда специализированного подразделения по борьбе с дискриминацией. Основными направлениями деятельности такого подразделения должны стать координация деятельности всех органов по предупреждению дискриминации; информирование граждан о фактах, являющихся дискриминационными и их возможностях по защите от указанных действий, оказание консультативной и правовой поддержки пострадавшим от дискриминации; разработка предложений по совершенствованию законодательства; мероприятия по судебной защите прав граждан, сбор и обобщение информации и т. д.

Теоретическое и практическое значение исследования – положения и выводы диссертационного исследования расширяют научные представления о содержании правового принципа запрещения дискриминации и его проявлении в трудовом законодательстве. Сформулированные в результате настоящего исследования научные выводы и предложения могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности, в учебных целях, при проведении научных исследований.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. Положения диссертации нашли отражение в опубликованных автором трех работах.

Структура диссертационного исследования - диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих двенадцать параграфов, заключения, списка литературы и нормативных правовых актов.

 

Содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы, степень научной разработанности проблемы запрета дискриминации, определены цель и задачи исследования, раскрыты теоретические и методологические основы исследования, отмечена его новизна и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Глава первая «Теоретические основы принципа запрещения дискриминации» состоит из трех параграфов. В целях раскрытия теоретических основ принципа запрещения дискриминации проведен анализ возникновения и эволюции указанного принципа в сфере труда, определены основные аспекты его содержания и природы.

В первом параграфе «Понятие дискриминации» рассматриваются различные подходы к понятию «дискриминация», его возникновение, содержание и основные элементы. Запрещение дискриминации берет начало в период буржуазных революций, когда в противовес существовавшим сословным ограничениям был провозглашен принцип равенства, который в последующем расширился, трансформировался в принцип недопущения ограничений для каких-либо категорий по определенным критериям. В работе рассматриваются широкий и узкий подходы к трактовке понятия «дискриминация», выделение ее двух аспектов - прямой и косвенной дискриминации, появление в XX веке понятия «позитивной» дискриминации.

Объект дискриминации – равенство, предстающее в трех аспектах: равенство прав, равенство возможностей и равенство обращения[1]. Анализируя естественно-правовой и формальный аспекты равенства, соотношение правового и социального государства, понятия «равенство» и «равноправие», автор приходит к выводу, что равенство предполагает равный для всех правовой статус граждан как субъектов права и обеспечивается требованием запрета дискриминации в отношении определения объема прав граждан; равноправие предполагает равенство объема юридических возможностей, достижению которого служит в том числе установление определенных нормативных изъятий – льгот, привилегий. В данном случае обеспечением равноправия служит запрет дискриминации в отношении возможностей граждан. Запрещение дискриминации является способом обеспечения принципа равенства, претворением его в жизнь. Запрещение дискриминации – гарантия равенства.

Содержанием дискриминации является ликвидация или нарушение равенства прав, возможностей и обращения. Дискриминационные нормы вступают в противоречие с требованиями Конституции Российской Федерации. Запрещение дискриминации обеспечивает, таким образом, защиту как принципа равенства (ч. 1 статьи 19 Конституции), так и равноправия (ч. 2 статьи 19 Конституции).

Основаниями дискриминации для признания ее таковой являются признаки, по которым она происходит: раса, цвет кожи, пол, религия, политические убеждения, национальная принадлежность, социальное происхождение и др. Признаки, по которым возможна дискриминация, неизменно расширяются и на современном этапе приведенный перечень можно дополнить также следующими: возраст, инвалидность, сексуальная ориентация, наличие семейных обязанностей, принадлежность к малым народностям и т. д. При этом общей тенденцией является закрепление в нормативных актах открытого перечня оснований, по которым не допускается дискриминация.

Формами дискриминации могут являться различие, исключение, предпочтение, ограничение. Однако принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц.

В целях более полного раскрытия различных аспектов запрета дискриминации на современном этапе анализируется ряд правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в его решениях. Конституционный Суд, в частности, не рассматривает как дискриминационные различия, исключения или предпочтения, предоставляемые законом определенной группе граждан, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно-значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Во втором параграфе «Международно-правовое регулирование запрета дискриминации» рассматриваются основные этапы закрепления в международных актах требования равенства и запрета дискриминации, а также трактовка запрета дискриминации с позиций международного права на современном этапе. В международных актах, принятых в рамках ООН, требования равенства и запрета дискриминации закрепляются в общей форме, применительно ко всем сферам общественных отношений. Своеобразие запрета дискриминации в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях прослеживается в актах Международной организации труда. Актуальность проблемы недопущения дискриминации подчеркивает Декларация МОТ о принципах и правах в сфере труда 1998 года, которая называет среди принципов, касающихся основополагающих прав в сфере труда, недопущение дискриминации в области труда и занятий. Эти принципы обязательны для соблюдения и претворения в жизнь всеми государствами - членами МОТ независимо от ратификации ими отдельных Конвенций. При этом указанное требование означает необходимость осуществления действенных внутригосударственных мер, направленных на недопущение и искоренение противоправных действий. В рамках деятельности МОТ принято большое количество Конвенций и Рекомендаций, касающихся как общих вопросов недопущения дискриминации в сфере труда, так и отдельных сфер общественных отношений - регулирования доступа к труду, оплаты труда и пр. Отдельная группа актов МОТ посвящена ряду категорий работников – среди них: женщины; дети, подростки, молодежь; пожилые работники; лица с семейными обязанностями; инвалиды; работники-мигранты; представители коренного населения.

Вопросы недопущения дискриминации нашли свое отражение также в двух основополагающих актах Совета Европы: Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября, 1950 г.) и Европейской социальной хартии (принята в 1961 г., пересмотрена в 1996 г.). Первый из названных документов в статье 14 запрещает дискриминацию по ряду признаков применительно к пользованию правами и свободами, признанными в указанной Конвенции. Вместе с тем, в отдельных решениях Европейского Суда указывалось на самостоятельный статус статьи 14, который означает, что даже если ни одно из материальных положений Конвенции не было нарушено, органы Конвенции тем не менее могут установить наличие нарушения принципа запрещения дискриминации в процессе применения рассматриваемого положения при нарушении одного из процессуальных прав, закрепленных в Конвенции[2]. В июне 2000 года был принят Протокол № 12 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющий положение о том, что без какой бы то ни было дискриминации должно быть обеспечено пользование любым правом, признанным законом. Ратификация Российской Федерацией этого Протокола позволила бы обеспечить более высокий уровень защиты от дискриминации.

Положения, касающиеся запрещения дискриминации, достаточно широко представлены в Европейской социальной хартии. При вступлении в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство с момента вступления в Совет Европы проводить национальную политику в соответствии с принципами, закрепленными в Европейской социальной хартии, в число которых входит и запрет дискриминации.

Диссертантом анализируется подход к понятию «дискриминация», выработанному в практике Европейского Суда, и отмечается, что Европейский суд также определил критерии для установления факта наличия запрещенной дискриминации, а именно: установленные факты свидетельствуют о различном обращении; различие является бесцельным, т. е. оно не может быть объективно и разумно обосновано с учетом целей и последствий рассматриваемой меры, отсутствует разумная соразмерность между используемым средством и поставленной целью.

Анализ международно-правовых актов свидетельствует о тенденции предусматривать позитивные обязанности государств по предупреждению дискриминации и содействию равенству. В связи с этим, на современном этапе в международном праве провозглашен принцип недопущения дискриминации, ориентирующий международное сообщество на переход от простого запрещения дискриминации к более комплексному подходу к проблеме дискриминации, направленному на превентивные действия, не допускающие нарушение равенства, и искоренение скрытых форм дискриминации.

В параграфе третьем «Принцип запрещения дискриминации в системе принципов правового регулирования трудовых отношений» запрещение дискриминации рассматривается в качестве принципа права, показаны его место и роль в системе принципов трудового права. Отмечая существующие в научной литературе различные подходы к понятию «принцип права» и характеристике понятия принципов трудового права, диссертант обосновывает позицию, согласно которой первостепенное значение запрещения дискриминации в обеспечении важнейшего принципа - принципа равенства, определяет и его особый статус. Запрещение дискриминации в настоящее время является одним из ключевых принципов как права в целом (т. е. общеправовым принципом), так и основополагающим принципом правового регулирования отношений в сфере труда. Специфика принципа запрещения дискриминации выражается в особенностях проявления в сфере труда принципа равенства, который не может быть распространен на все правовые нормы, регулирующие взаимоотношения работника и работодателя, поскольку в основу трудового права изначально заложена идея защиты работника. Можно сказать, что принцип равенства в сфере труда трансформируется в принцип равенства прав и возможностей работников, предоставление всем работникам равных возможностей в реализации своих способностей[3].

Место принципа запрещения дискриминации в системе принципов правового регулирования трудовых отношений определяется его характеристикой как общеправового принципа. Он находится в тесной взаимосвязи со всеми принципами трудового права. Среди них по критерию связи с указанным принципом можно выделить несколько групп: 1) принципы, обеспечением которых служит принцип запрещения дискриминации; 2) принципы, являющиеся элементами принципа запрещения дискриминации и конкретизирующие его содержание применительно к определенным сферам отношений; 3) принципы, косвенно связанные с принципом запрещения дискриминации.

Анализируя содержание статьи 3 Трудового кодекса РФ, закрепляющей понятие дискриминации, диссертант отмечает в качестве положительной тенденции расширение перечня оснований, по которым не допускается дискриминация. Вместе с тем, в работе указывается на то, что ряд положений ТК, касающихся запрещения дискриминации, изложен иначе, чем в международных и конституционных нормах. Так, неудачным представляется объединение в статье 2 ТК в один абзац положений о запрете дискриминации и запрещения принудительного труда. Кроме того, в российском трудовом законодательстве применяется термин «запрещение дискриминации», тогда как в международном праве, как было отмечено выше, используется понятие «недопущение дискриминации», отражающее новый уровень требований в вопросе искоренения дискриминации. Определение дискриминации, данное законодателем в статье 3 ТК, позволяет сделать вывод о том, что акцент делается прежде всего на недопущении ограничения в трудовых правах и свободах, что является недостаточным в современных условиях. Защита от дискриминации предполагает также и недопустимость установления ограничений или предпочтений при реализации прав, право на равенство возможностей и на равное обращение в сфере труда. В данном параграфе также анализируются понятия, используемые в статье 3 ТК РФ – «различие», «исключение», «предпочтение» и «ограничение», а также приводится конституционно-правовая концепция ограничения прав и свобод человека.

В главе второй «Реализация принципа запрещения дискриминации в правовом регулировании трудовых отношений» исследованы отдельные институты трудового права с точки зрения реализации в них принципа запрета дискриминации. Глава состоит из четырех параграфов. В первом параграфе «Правовые средства обеспечения равенства и равноправия» исследуются правовые средства, с помощью которых воплощается принцип равенства, обеспечивается режим равноправия. Отмечая увеличение в ТК РФ числа норм, непосредственно направленных на запрещение дискриминации в сфере труда, по сравнению с КЗоТ РФ, автор указывает, что достижению равенства призваны способствовать не только те нормы, в которых прямо говорится о запрете дискриминации,- согласно смыслу и значению указанного принципа в трудовом праве, все нормы трудового законодательства должны прямо или косвенно служить целям достижения равенства и искоренения дискриминации. В нормах трудового законодательства реализация принципа запрещения дискриминации осуществляется как посредством конкретизации этого принципа применительно к отдельным отношениям, так и опосредованно – путем введения норм, направленных на обеспечение равенства, равных возможностей. Регулирование общественных отношений в сфере труда с точки зрения претворения в жизнь принципа равенства должно состоять из норм, общих для всех категорий трудящихся, т. е. обеспечивающих принцип формального равенства, и специальных норм, призванных учитывать фактически существующие особенности, основанные на объективных и субъективных признаках, т. е. обеспечивающих принцип равноправия.

Обеспечение реализации принципов равенства и запрета дискриминации в сфере труда осуществляется с помощью ряда правовых средств. К числу таких средств относится, помимо закрепления общих для всех правил, установление различий, исключений, предпочтений, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, т. е. единство и дифференциация в правовом регулировании труда. Согласно статье 252 ТК РФ, особенности регулирования труда устанавливаются ТК и иными федеральными законами. В то же время представляется допустимым установление особенностей правового регулирования труда и законами субъектов РФ при соблюдении совокупности условий: 1) отсутствие соответствующего федерального закона либо неурегулирование в федеральном законе тех или иных общественных отношений; 2) непротиворечие законов, принимаемых субъектами Российской Федерации, федеральным законам; 3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 4) указанные особенности не должны быть связаны с ограничением прав субъектов трудовых отношений. Такой вывод базируется, в частности, на правовых позициях Конституционного Суда РФ, сформулированных в ряде его решений.

Обеспечивая реализацию принципа равенства в регулировании общественных отношений в сфере труда, законодатель использует общие нормы, закрепляющие непосредственно запрет дискриминации и гарантии равенства, а также нормы, устанавливающие льготы и привилегии для ряда категорий граждан. Правовые ограничения в качестве такого средства не могут быть использованы. Вместе с тем, в отдельных случаях при введении неоправданных ограничений можно констатировать нарушение принципа запрета дискриминации.

Параграф второй «Реализация принципа запрещения дискриминации в сфере доступа к труду» посвящен анализу реализации указанного принципа в отношениях, касающихся занятости и трудоустройства, приема на работу и увольнения, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

Принцип равноправия на первом этапе отношений по трудоустройству (до момента определения субъектов будущих трудовых правоотношений – работодателя и возможного работника) требует установления равных возможностей для граждан на доступ к соответствующим службам, ведающим вопросами трудоустройства, единых критериев для объективной оценки претендентов на рабочие места. Одной из гарантий реализации принципа запрета дискриминации является защита от необоснованного отказа в приеме на работу (ст. 12 ФЗ «О занятости населения», ст. 64 ТК РФ). Законным отказом в приеме на работу признается тот, который обоснованно мотивирован отсутствием у лица, желающего заключить трудовой договор, необходимых деловых качеств[4]. Однако определение, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ понятию «деловые качества работника», не дает однозначного представления о тех требованиях, которые работодатель обоснованно может предъявить к соискателю. Диссертант разделяет позицию И.К. Дмитриевой о том, что при определении таких требований необходимо руководствоваться Едиными квалификационными справочниками и принятыми в соответствии с ними должностными инструкциями, утвержденными работодателем. Перечень оснований, по которым отказ в приеме на работу может быть признан необоснованным, достаточно широк и не всегда связан с дискриминационными действиями работодателя. Необоснованный отказ, на наш взгляд, будет дискриминационным, если основным мотивом, которым руководствовался работодатель, была принадлежность лица к определенному полу, расе, религии (либо по иному дискриминационному основанию) и его результатом явилось нарушение равенства. По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме, что будет являться одним из доказате<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: